Для того, чтобы предпринимателям было легче найти место для строительства, достаточно забыть о какой-нибудь территории – через пару лет она неизбежно превратится в мусорку, которую уже грех не застроить.
Это, видимо, главный инструмент в борьбе с общественностью. Как только территория придет в запустение, на нее сразу приходит застройщик с транспарантом «Счастья для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» и начинает строительство очередного развлекательного центра. Иллюзия благодетельства со стороны бизнеса работает всякий раз, потому что вместо грязи людям приятнее видеть хотя бы какое-нибудь здание, за которым следят.
Парки без внимания
Подобная ситуация была со стадионом «Спартак», на месте которого теперь высится строящийся торгово-развлекательный центр. Его в свое время просто запустили так, что спортом заниматься там было уже не очень приятно. Поэтому легко было продвинуть строительство якобы спортивного комплекса, который плавно преобразовался в торгово-развлекательный.
Этот пример не единичен. Достаточно вспомнить борьбу за зеленую зону рядом с домом № 1 по улице Ленина. О ситуации с ней можно прочитать в номере за 5 марта в статье «Сквер – под коттеджи?». Мы же вкратце напомним: прямо посреди парка неожиданно для многих появился забор, за которым начали было уже возводить коттедж. Тогда общественность победила. Однако что будет дальше? Сквер, который местные жители неофициально назвали именем бывшего директора Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» Александра Зубова, пока трудно назвать благоустроенным – это скорее стихийно растущие деревья, за которыми не очень-то следят.
– Меня немного удивляет то ли нерасторопность города, то ли нехватка денег для облагораживания скверов и парков, – говорит директор департамента экологического надзора министерства лесного хозяйства Ульяновской области Амир Галяутдинов. – Участок, который неофициально называется парком имени Зубова, должен благоустроить комитет дорожного хозяйства и благоустройства администрации Ульяновска – у него есть такие полномочия.
Причем в Ульяновске много таких зеленых зон, которые представляют собой мало пригодные для прогулок парки – заброшенные, без банальных тротуаров и тропинок, без скамеек, на которых можно было бы посидеть. Не благоустроена территория вокруг Черного озера рядом с «Пушкаревским кольцом» – хотя там какое-то движение в эту сторону начинается. Страшно заходить на набережную реки Свияги со стороны улицы Шолмова. Там, кстати, потихоньку начинают осваивать территорию застройщики, хотя деревьев еще очень много.
Статус преткновения
Самыми уязвимыми в плане застройки становятся как раз различные парки, которые когда-то создавались как зеленая прогулочная зона, а теперь оказались заброшены. Очень помогает предпринимателям в захвате таких мест отсутствие статуса особо охраняемых территорий у парков.
– Если бы власти озаботились вопросом придания скверам статуса особо охраняемых территорий, то сложнее было бы вести там строительство, – считает Амир Галяутдинов. – Но статуса нет. В заброшенном же виде скверы не должны существовать.
До тех пор, пока оставшимся зеленым зонам в городе не будет придан нормальный вид и статус особо охраняемых территорий, в опасности окажется очень много деревьев. Застройщикам интересны лакомые кусочки возле рек, в центре города, да и вообще где угодно – происходит самое настоящее наступление по всем фронтам. Никому ведь не приходит в голову строить развлекательные центры и отели на месте сквера Гончарова, в парке Матросова, в парке Победы – себе дороже. А вот там, где не ступала нога сотрудника комитета благоустройства города – ждите гостей.
– Сейчас отсутствует нормативная документация, четко регламентирующая правила использования тех или иных общих пространств зеленых зон, – говорят в Экологической палате Ульяновской области. – И над этим администрации города необходимо работать в первоочередном порядке для исключения спорных ситуаций.
Что нам стоит парк построить?
Сейчас споры о строительстве того или иного объекта разбиваются о, казалось бы, железные доводы администрации и застройщиков: «Да ведь там территория не благоустроена! Мы же уберем этот мусор». И всякий раз в таких случаях забывается, откуда эти грязь и мусор взялись. Вспомним еще раз «Спартак». За ним никто не следил долгое время, что и привело его в такое состояние, после которого застройщики смогли сказать, что «тут и спортом-то нельзя заниматься».
Не следят за другими «лакомыми кусочками». Не будет удивительным, если таким путем скоро развалится частный сектор в центре города – на улице Радищева уже давно толкутся застройщики многоэтажных жилых секторов, которые наверняка обрадуются возможности подвинуть деревянный домик ради очередной элитной высотки или коттеджа. Сколько раз приходилось общественности отбивать сквер на Северном Венце – пока удалось, но благоустройством там по-прежнему и не пахнет.
Зимой во время посещения нового строящегося района на улицах Репина и Скочилова всерьез обсуждалась возможность засыпать находящийся рядом овраг, чтобы сделать там зеленую зону. Почему бы не пустить эту энергию на благоустройство уже имеющихся парков? Может, невыгодно их разбивать там, где можно построить что-то, приносящее доход?
В таких спорах, увы, все тише становится голос департамента экологического надзора, который с присоединением к министерству потерял право высказываться жестко, как это было раньше. Теперь его сотрудники могут лишь присоединяться к мнению власти, когда она заявляет, что застройщик все благоустроит так, что станет даже лучше.
К слову, за последние годы количество взрослых деревьев в Ульяновске сильно сократилось. Компенсационные высадки, которые производят по условиям договора застройщики, не равнозначная замена – когда эти деревья еще вырастут, да и приживутся ли? В Ленинском районе, например, опять много заявок подается на снос деревьев.
Сергей ГУРЬЯНОВ