Александр Попов
Японская Bridgestone построит свой шинный завод в Ульяновской области.
Японская компания Bridgestone построит свой первый шинный завод на территории России и стран СНГ — в Ульяновской области, причем в партнерстве с концерном Mitsubishi. Соглашение о реализации инвестиционного проекта было подписано в минувшую пятницу в Ульяновске губернатором региона Сергеем Морозовым, а также вице-президентом Bridgestone Corp. Кунитоши Такэдой и старшим вице-президентом концерна Mitsubishi Corp. Акирой Муракоши. В мероприятии принял участие и полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

«Это будет одно из крупнейших предприятий в регионе. Общий объем инвестиций в создание производства составит 12,5 млрд рублей. Ко второй половине 2018 года будет создано около 800 новых рабочих мест. Строительство завода начнется уже в этом году, запуск производства намечен на 2016 год», — сообщил Сергей Морозов. Производство будет размещено в ульяновском индустриальном парке «Заволжье» на территории площадью более 80 гектаров. Предполагается, что во второй половине 2018 года производительность предприятия составит 12 тыс. радиальных шин для легковых автомобилей в сутки. Таким образом, общая мощность предприятия составит 4 млн шин в год.

Новым предприятием будет управлять СП, которое Bridgestone создаст вместе с Mitsubishi (доля автомобильного концерна в нем составит 10%). Размещение в парке «Заволжье» позволит заводу претендовать на получение налоговых льгот и бюджетной поддержки (в течение первых десяти лет — освобождение от налогов на землю, транспортного налога, уплата 2% налога на прибыль в федеральный бюджет; налоги в региональный бюджет будут возвращены инвестору в качестве субсидий). «До середины июня с компаниями будет подписан договор купли-продажи земельного участка, и до конца июля мы рассчитываем завершить все необходимые для начала строительства процедуры. Кроме того, мы предоставим инвесторам серьезные субсидии, подведем к границам площадки инфраструктуру. И, безусловно, гарантируем полное сопровождение на всех этапах реализации проекта», — отметил гендиректор Корпорации развития Ульяновской области Дмитрий Рябов.

Конкуренты Bridgestone давно имеют собственные производственные мощности на территории России. У французской Michelin шинный завод мощностью до 2 млн шин в год работает в Давыдово (Московская область), два предприятия финской Nokian Tyres во Всеволожске к 2014 году будут выпускать до 17 млн шин в год. Японская Yokohama в 2012 году открыла производство в Липецке (при выходе на проектную мощность будет выпускать до 4 млн шин). СП, созданное итальянской Pirelli с госкорпорацией «Ростех», в прошлом году выкупило у ООО «Сибур — Русские шины» Воронежский и Кировский шинные заводы (их совокупная мощность — до 11 млн шин в год). Наконец, свой завод в Калуге в текущем году планирует запустить немецкая Continental (мощность первого этапа — 4 млн шин в год, в дальнейшем вырастет в четыре раза).

По данным компании Cordiant (объединяет бывшие активы «Сибур — русские шины», не включенные в сделку с «Ростехом»), российский рынок шин в 2012 году составил 61 млн шин (рост на 9,5%, по сравнению с 2011 годом), в деньгах — более 267 млрд рублей (на 16% выше, чем годом ранее). При этом реализация шин, производимых внутри страны, выросла всего на 3% (более 30 млн штук), а вот импорт прибавил 14% (также более 30 млн штук). Сегмент шин для легковых автомобилей занимает почти 75% рынка, продажи в нем выросли на 12,5%. Лидером остается «Нижнекамскшина» (ее доля — 19%), за ней идет сам Cordiant (13%). У иностранцев выше всего доля Nokian Tyres (10%). Bridgestone делит пятую позицию с Michelin, Yokohama и Dunlop (доля каждой — около 5%). По данным Cordiant, поставки шин Bridgestone в Россию в 2012 году снизились на 3%.

Хотя японцы и припозднились (свое предприятие они запустят в условиях жесткой конкуренции), риск Bridgestone оправдан. Во-первых, компания будет работать в премиум-сегменте, спрос в котором достаточно стабилен (на премиальные шины, по данным Cordiant, в прошлом году пришлось около 35% рынка). Причем упор будет сделан на производство зимних шин, что в российских условиях более чем оправданно. «Выпускаемые изделия будут представлять собой стратегическую продукцию, сконцентрированную на производстве зимних шин для российского рынка и СНГ», — сообщили в пресс-службе Bridgestone.

Во-вторых, партнерство с Mitsubishi (концерн получит 20% в капитале торговой компании «Бриджстоун СНГ», которая работает на российском рынке с 1998 года) позволит обеспечить новый завод гарантированным рынком сбыта. Правда, завод автоконцерна в Калуге производит всего несколько тысяч автомобилей в год (общие продажи Mitsubishi — около 75 тыс. в год). Поэтому, скорее всего, важен третий фактор — за счет локализации производства Bridgestone сможет снизить цены на свои шины, что сделает их привлекательными как для автовладельцев, так и для других автопроизводителей.

Штаб-квартира Bridgestone находится в Токио, но самой компании принадлежит 190 производственных предприятий и исследовательских центров в 25 странах мира. 84% консолидированных продаж в 150 странах приходится на долю шин, остальные 16% представлены широким ассортиментом товаров и услуг, включая резиновые технические изделия, химическую продукцию, оборудование для гольфа, велосипеды и другие спортивные товары.