Казанские известия, №23 от 20 марта 1815 года.
«Симбирск недавно имел счастие торжествовать возвращение своего ополчения. Февраля 23-го вступило в наш город первое, а Марта 4-го третье отделение оного. Какими чувствами наполнены были сердца жителей при виде детей, братьев, родных, соотчичей, после долговременной разлуки, возвратившихся с поля брани и чести!
По предварительному сношению Г<оспод> Губернского и Уездных Предводителей с духовными начальствующими Особами, все духовенство по окончании Божественной Литургии в десять часов утра из соборной церкви в полном облачении с хоругвями и крестами, в присутствии достойно уважаемого Градоначальника Его Сиятельства Князя Алексея Алексеевича Долгорукова со многими чиновниками и членами Дворянства, сопутствовало священному ходу к церкви Богоявления Господня, находящейся в конце города. Оттоле возвращалось шествие опять к соборной Святотроицкой церкви при стечении жителей всего города. Пред начатием молебствия, когда прибывшие воины построились вокруг соборной церкви в каре, приветствуемы они были речью, говоренною Архимандритом Покровского монастыря Порфирием, и потом от лица ученого сословия, читанною Симбирской Гимназии старшим учителем Богдановым к общему удовольствию.
Марта 4-го у помянутой церкви Богоявления Господня встречены были ополченные трогательным приветствием второго Спасского собора от Протоиерея Утехина. По прибытии же к главной соборной церкви Протоиерей Милонов сказывал краткое слово. За тем произнесена Старшим Учителем Гимназии Соловьевым приличная обстоятельствам речь к прибывшим Героям. По совершению торжественно благодарственного с водоосвящением молебствия о здравии Всеавгустейшего МОНАРХА, возвратившихся воинов, и всех живейшее принимавших участие, при появлении верных сынов Отечества, новые гости окроплены были освященною водою.
Нельзя было равнодушно смотреть на отличную при сем незабвенном случае заботливость начальника Губернии внушающего к себе истинное почтение, и принимавшего на себя, при множестве толпившегося народа, обязанности подчиненных; нельзя было не 3a метить усердия и попечения Господ Предводителей дворянства с членами дворянского Комитета и собрания о принятии и угощении прибывших воинов, из коих рядовые и препровождены были на сей конец в дом дворянского собрания, где были угощаемы Симбирским Градским Головою Константиновым и Симбирским откупщиком Господином Киндяковым. На другой день приглашены были они в торговую баню, нарочно для них приготовленную, содержателем оной Московским Купцом Андреевым. Второе же отделение угощаемо было на счет дворянства.
Февраля 24-го и Марта 5-го чисел, начальники ополчения, Штаб и Обер-офицеры от лица дворянства в доме собрания угощаемы были обеденными столами; при чем присутствовали знаменитые духовные Особы, Его Сиятельство Господин Губернатор с Предводителями и членами дворянства, равно приглашенные к сему как Директор Гимназии так и все чиновники сей Гимназии и Уездного училища.
С таким сердечным расположением принимал наш город своих родных гостей и радостно торжествовал их возвращение».
Подготовила Елена Беспалова
Орфография и пунктуация оригинала сохранены