Современному горожанину непросто представить, что территория, на которой был заложен в 1697 году Симбирский Покровский мужской монастырь, ассоциируемая теперь со сквером имени И.Н. Ульянова, была не просто городской окраиной, а находилась уже порядочно за пределами города.
Что замечательно, обитель основал человек вполне светский, благочестивый подьячий (теперь бы сказали – чиновник) Петр Иванович Муромцев. Под монастырь он выменял у посадского человека Якова Крашенинникова земельный участок над правым берегом реки Свияги.
3 января 1698 года была освящена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, при ней устроены деревянные кельи для монахов, хозяйственные и прочие помещения.
По монастырской церкви обитель получила название Благовещенской. В 1701 году монастырь значится существующим и «новопостроенным». В 1722 году, вместо сгоревшей деревянной, Муромцев строит новую каменную Благовещенскую церковь с пределами. Предел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен раньше других, и монастырь стал называться Покровским.
Сохранившаяся от 1764 года опись фиксирует, что к тому времени Покровский монастырь был обнесен каменной оградой, «длиннику (т. е. подлинной своей стороне) 70 сажень». Это почти 150 метров. Входные святые врата осеняла каменная же надвратная церковь.
Вокруг Благовещенского храма в том же году разбили сад. Яблоки доброй дюжины сортов не только разнообразили стол братии, но и служили источником доходов – сдача монастырского сада в аренду приносила до 450 рублей в год.
Высокая колокольня, храмовые купола, невысокая ограда, из-за которой видны различные постройки на ее территории, есть на знаменитой гравюре М.И. Махаева «Вид города Симбирска с проезда к северо-западу», старейшем изображении нашего города, относящемся к середине 1760-х годов.
В конце XVIII столетия в верхнем ярусе звона колокольни Благовещенского храма помещались боевые башенные часы, едва не первые в городской истории, а в 1801 году на пожертвования горожан был отлит большой монастырский колокол, весом в 89 пудов 20 фунтов.
В 1771 году в России случилась эпидемия чумы. Прославленная «чумным бунтом» в Москве, болезнь имела самые прямые последствия для развития Покровского монастыря. Указом Екатерины II было запрещено хоронить кого-либо в городской черте, и симбирская аристократия, для которой оказался «заказан» Спасский девичий монастырь, стала срочно подбирать новое место для последнего покоя. Взоры обратились к Покровскому мужскому монастырю. Формально монастырь находился вне городской черты и вполне подходил для печальных целей.
Так сформировался Симбирский Покровский некрополь, где упокоилось много – не только по кошельку, но по делам и заслугам – именитых симбирян. Покоиться в здешней земле было последней волей и горячим желанием многих из усопших. В ноябре 1838 года гроб с телом генерал-майора, героя войны 1812 года Петра Никифоровича Ивашева преданные крестьяне несли до монастыря на руках из Ундор.
Советская власть «зачистила» территорию закрытого в 1932 году монастыря, снесла храмы, ограду, оставив не потревоженной единственную могилу – директора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова, отца В.И. Ульянова-Ленина. Место «облагородили», превратив в сквер.
Но из книги истории невозможно вырвать страницы. Стараниями недавно ушедшего священника Алексия Скалы с участием сотрудников Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» на территории Покровского некрополя проводились раскопки, выявившие немало исторически ценных надгробий конца XVIII – начала XX веков. Деятельный протоиерей отец Алексий воздвиг часовню, памятник всем, когда-либо здесь погребенным.
Воздвигаемый в настоящее время поблизости Спасо-Вознесенский собор – лучшее свидетельство того, что святое место не должно пустовать.
Иван Сивопляс