Во время недавнего потепления ульяновцы на себе ощутили, что такое пыльный город. Пыль, вздымающаяся с дорог и тротуаров от проезжающих мимо машин, попадала и в нос, и в глаза, и в волосы. Сейчас, когда дождь немного прибил пыль, мы можем насладиться свежестью, но как только все высохнет, взвесь снова поднимается в воздух, как это показала практика прошлого года. Мы поснимали пыль в разных районах города и решили узнать, как у нас борются с пылью на дорогах и тротуарах, и посмотреть, как это делают в других городах. Выводы, надо сказать, неутешительные.

Из чего образуется пыль в Ульяновске?

Это не только остатки песко-соляной смеси и песка, которыми посыпают улицы в зимний период, но также земля с необустроенных газонов и неукрепленных обочин, пыль от строек, экскременты животных, резиновая крошка от колес машин и т.д. Кроме того, в пыль попадают частицы асфальта, который разрушается шипованными покрышками. Сюда же добавляются выхлопные газы, производственные выбросы, медь и другие элементы.

Но пыль – это не просто не эстетично, это еще и опасно для здоровья. Высокий уровень загрязнения воздуха пылью способствует развитию бронхита, других заболеваний дыхательной системы, обостряет сердечно-сосудистые недуги. Опасна пыль и для астматиков с аллергиками, к тому же весной, в пыль добавляется пыльца. Попадание пыли в глаза может привести к конъюнктивиту. К пыли примешиваются и бактерии, которые могут быть переносчиками заразных заболеваний. По оценке специалистов, произведенной для 18 городов Восточной и Центральной Европы, сокращение содержания в воздухе пыли и сажи до предельно допустимых норм ЕС помогло бы ежегодно сохранять жизнь 18000 человек и получать 1,2 млрд. долл. дохода путем снижения заболеваемости и потерь трудового времени.

Остатки песко-соляной смеси наносят вред и окружающей среде, считают экологи. В Ульяновске, например, песок смешивают с хлористым натрием или кальцием. Экологи уже давно говорят о том, что хлорид является весьма активным веществом, оказывающим вредное воздействие на почву, воды, трубы, мосты и т.д. Все это вредит и животным. Ну, и конечно, такая смесь портит обувь.

Как борются с пылью в Ульяновске?

В администрации Ульяновска Улграду сообщили, что жестких норм в борьбе с пылью как таковых нет. Сейчас на очистке от пыли задействованы 7 машин, убирающих смет и пыль с обочин и у бордюров. Это 3 автопылесоса (один пока в ремонте, после которого снова выйдет на дороги) и 4 прицепных установки для механизированного сбора пыли и грязи марки «Бродвей». В Заволжском районе работает один автопылесос и один «Бродвей», остальные машины – на правом берегу. Ведется и полив, сообщили в горадминистрации. Причем, как нам рассказали, работают эти машины сутками. К майским праздникам планируют очистить улицы, и не только в центре, но и по всему городу. На наш вопрос, не планируется ли заменить песко-соляную смесь чем-то вроде каменной крошки, как это делается в Европе и уже в нескольких российских городах, нам ответили, что такой вопрос не стоит на повестке дня. Все дело, как всегда, в деньгах, которых недостаточно.

По данным МУП «Ульячновскдорремсервис», ежегодно заготавливается 30 тысяч тонн песко-соляной смеси. Также сообщается, что общий вес образования уличного смета при норме образования 0,01 т/м2 составляет 69 752 т/год. С учетом средней плотности отхода 0,5т/м3 объем смета составит 139 504 м3/год. Уточняется также, что уличный смет собирается 6 месяцев в году. Подметание проезжей части и лотков производится в первую очередь на дорогах 1-ой категории, затем 2-ой и 3-ей. Для снижения запыленности воздуха используют полив дорожных покрытий в жаркие дни. Автомагистрали шириной до 18 м поливают за один проход поливомоечных машин. Мойка автодорог шириной до 12м. производится, как правило, одной машиной – сначала промывается одна сторона проезжей части, затем – другая. Периодически проводится уборка прибордюрной грязи (грунтовых наносов) в лотках. Очистку прилотковой части производят после освобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером или бульдозером. При уборке применяют универсальные и специальные уборочные машины. После вывоза наносов производятся также ручная уборка по удалению оставшихся загрязнений и мойка поверхности.

Пока мы готовили статью, на сайте горадминистрации появилась информация, что мойка дорог и бордюрного камня с помощью автопылесосов производится на проспектах Гая, Антонова, Нариманова, улицах Локомотивная, Кирова, Хрустальная, Автомобилистов, Октябрьская, Рябикова, Камышинская, Рябикова, Минаева, 12 Сентября, Минаева, Гончарова, Гагарина, Радищева, Карла Маркса, Крымова, Репина, Шодэ, спуске Степана Разина, а также на Московском шоссе и путепроводах промышленной зоны Заволжского района.

Однако, учитывая количество песка и пыли, ежегодно оставляемых на наших дорогах и тротуарах, а также состояние городской среды, очевидно, что три автопылесоса, полив и другие перечисленные меры не способны очистить город от пыли в нужном объеме. Как пылил город прошлым летом, так пылит он и этой весной.

Вот фотографии сделаны нами в разных районах города в течение предыдущей недели и выходных. Видно, что если на нескольких центральных улицах пыль действительно почистили, то на остальных (даже в центре города) она лежит, как песок на пляже Копакабана. Необустроенная в ряде мест канализация также делает свое дело. Чисто и во многих дворах – это заслуга добросовестных дворников. Мы делали фото в разных районах, причем не на окраинах, а на главных улицах и проспектах.

Улица 12 сентября:

На Гончарова немного чище, но пыль тоже есть:

В самом центре, конечно, чистят:

Но не везде и всегда, вот, например, тротуары:

А это – перекресток улиц Железной Дивизии и Минаева:

Центр города и Карла Либкнехта:

А это – на самой эспланаде, недалеко – здание правительства:

Что и говорить, если напротив заволжской администрации мы видим такое:

А теперь пройдемся по главным улицам нового города и заглянем на Верхнюю Террасу.

На Ленкома достаточно чисто:

Но стоит только повернуть в сторону, например, Сурова:

Хотя и на самом Ленкома картина впечатляет:

Как, впрочем, и на Созидателей:

А это уже проспект Ульяновский:

улица Врача Михайлова на Верхней Террасе (еще хуже дело обстоит на Жуковке):

Между тем, в городских Правилах благоустройства, размещенных на сайте горадминистрации, уборке смета вдоль дорог, песка и пыли уделено много места. Так, например, говорится: «При переходе с зимнего на летний период уборки производятся следующие виды работ: зачистка лотковой зоны, проезжей части, тротуаров, погрузка и вывоз собранного смета (мусор, пыль, песок) на городскую свалку твердых бытовых отходов. Летняя уборка городских территорий предусматривает: подметание проезжей части дорог, мостов, путепроводов, тротуаров, внутриквартальных территорий; мойку и поливку проезжей части дорог, мостов, путепроводов, тротуаров, внутриквартальных территорий; вывоз смета (мусор, пыль, песок), загрязнений, листвы на городскую свалку твердых бытовых отходов».

Указывается и периодичность работ: «Поливка проезжей части, тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий производится: для улучшения микроклимата в жаркую погоду при температуре воздуха выше 250 град. С; для снижения запыленности, а в сухую погоду по мере необходимости. Периодичность выполнения летних уборочных работ в зависимости от интенсивности движения по тротуару.

Также уточняется, что «Удаление смета (мусор, пыль, песок) из прилотковой зоны производится путем механизированного подметания специальным транспортом, а также сгребанием его в кучи механизмами или вручную с дальнейшей погрузкой смета в самосвалы и вывозом на городскую свалку твердых бытовых отходов».

Отметим также, что есть в Правилах благоустройства и такой запрет: «При производстве летней уборки запрещается: выбивание струей воды, смета и мусора на тротуары и газоны при мойке проезжей части».

Бордюров, кстати, во многих местах попросту нет, или они разрушены, что тоже способствует распространению пыли.

Становится понятно, что многие рекомендации остаются лишь на бумаге, тогда как реальная картина отстает от задокументированных идеалов. Вот это фото из нового города можно назвать апогеем – добро пожаловать на пыльный пляж!

А как избавляются от пыли в Европе?

Хорошая очистка достигается там комплексным подходом, начиная от того, что минимизируются источники возникновения пыли. Например, газоны, тропинки, посадки деревьев, бордюры обустраиваются так, чтобы частицы земли не разлетались от них вместе с пылью. Большая часть Европы не использует химреагенты зимой из-за вреда городу и окружающей среде. В Финляндии есть регламент, определяющий минимальное использование соли, а в Берлине законом разрешено применять соль исключительно на опасных участках трасс.

В Австрии, Финляндии и других европейских странах вместо песко-соляной смеси используют каменную, гранитную крошку, мелкий щебень, что снижает объемы пыли и экологично.

Зачастую крошка стоит дороже соли, но это окупается, так как одну и ту же крошку можно использовать многократно, из года в год. Власти Таллина каждый год бесплатно дают горожанам гранитную крошку для посыпания дорожек у домов. В части европейских городов на улице стоят ящики с гравием, и жители сами могут разбросать его, если возник гололед. Кстати, гранитную крошку частично уже внедряют и в Петербурге.

В Норвегии тротуары и автомагистрали «подогревают» теплокоммуникациями, поэтому там посыпать дороги часто просто не требуется. Также в Норвегии отказываются от использования шипованной резины, так как шипы разрушают верхний слой дорог, что образует минеральную пыль. В ряде европейских стран в асфальт для строительства дорог добавляют антигололедные компоненты.

Активно используется для борьбы с пылью и вода, но не так как у нас, когда просто прибивают пыль водой к бордюру, и от этого она никуда не девается. В Париже, например, для борьбы с пылью задействуют спецмашины. Они не просто поливают улицы, но сразу всасывают грязь. У машины есть шланг – во время уборки рядом с машиной идет уборщик и этим шлангом вымывает поверхность. Кроме того, в Париже используют особую методику очистки улиц от пыли. В бордюры встраивают канализационные стоки, часть из которых не забирает воду, а выбрасывает ее. В верхней части улицы вода выливается на дорогу и течет вниз вдоль бордюра до стока, что смывает грязь и пыль вдоль бордюра.

Так и останемся в пыли?

Учитывая все вышеизложенное, прогнозы относительно избавления Ульяновска от пыли довольно пессимистичны. Будем дышать пылью и изредка после дождей наслаждаться свежестью. Как говорится, хоть пыль в глаза…

PS Это фото с телефона, сделанные нашим читателем 22 апреля после дождя – капли немного прибили песок с пылью к бордюру. Когда наступит тепло, все это снова поднимется в воздух

Фото – Улград, ЖЖ-пользователь aspmaster