Виктория Чернышева Государственный историко-мемориальный заповедник “Родина В.И. Ленина” был создан в Ульяновске в 1984 году. Первоначально он включал в себя “ленинские” места – дома, связанные с жизнью семьи Ульяновых (в том числе, Дом-музей Ленина, открытый в 1929 году). Но затем территория заповедника расширилась, в его охранную зону вошли здания, связанные с другими именитыми симбирянами – Гончаровым, Языковым, многочисленные памятники истории и архитектуры. Сегодня площадь музея-заповедника составляет 174 гектара, из которых 47 гектар занимает историко-мемориальный квартал – улица Ленина, где расположен Дом-музей Ильича. Кстати, на его территории есть и частные дома, в которых проживают горожане. В состав “Родины В.И. Ленина” входят 16 музеев и выставочный зал. В 2012 году его посетили 177 тысяч человек, 30 тысяч из которых – туристы с круизных теплоходов. – Надо отделять понятие “музей-заповедник”, как учреждение культуры, и “музей-заповедник”, как памятник истории, некая определенная регулируемая территория с соответствующими ограничениями (обременениями) и соответствующими градостроительными регламентами в ее границах. Последней и является “Родина В.И. Ленина”. Неразбериха и вопросы по границам возникли в результате того, что в российском законодательстве отсутствует такое понятие памятника, как музей-заповедник, ранее существовавший в советском законодательстве. На смену ему, как одному из видов объектов культурного наследия, федеральный закон №73 ввел новое название – достопримечательное место. Полномочия по определению границ территории памятников федерального значения возложены на министерство культуры РФ, – пояснил руководитель регионального комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев. Таким образом, минкульт создает новый памятник – достопримечательное место “Родина В.И. Ленина”. Представитель федерального ведомства, прибывший с рабочим визитом в Ульяновск, изучит все документы, после чего будет создано техзадание на определение границ территории памятника. – Для нас это единственный способ сегодня узаконить территорию, – говорит директор музея-заповедника “Родина В.И. Ленина” Ирина Котова. – Наша задача – сохранить исторический облик города, а для этого необходимы правила, введение определенного режима территории. И то, что министерство культуры приняло решение выделить на этот дорогостоящий процесс средства, нас очень радует. Как уточнил Шарпудин Хаутиев, планируется, что работа по созданию достопримечательного места будет завершена до конца 2013 года. Достопримечательное место может включать разнообразные материальные объекты, созданные человеком; совместные творения человека и природы, места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов, археологические объекты и так далее. Кстати Кроме этого, в Ульяновской области завершается работа по созданию достопримечательного места “Старая Майна”. В его границах расположен рабочий поселок Старая Майна, а также часть акватории Старомайнского залива Волги с прибрежными участками. Общая площадь – 21,2 квадратных километра, из них 484 гектара суши и 1,6 тысячи гектар акватории реки. Работа по постановке под госохрану уникальных объектов археологического наследия, которые расположены как в самой Старой Майне, так и в ее окрестностях, велась два года. Место это уникальное: местные ученые предполагают, что поселок может претендовать на самое древнее сельское поселение нашей страны – первые поселенцы здесь могли появиться, по некоторым данным, 1700 лет назад. По предположению археологов, именно здесь проходили пути по Волге из варяг в арабы, из Болгар в Киев и из Средней Азии в Болгары. |
|
|
Столица вселенной
Кандидат наук, Губернатор СЕРГЕЙ МОРОЗОВ о Старой Майне: «Археологические раскопки показывают, что мы – одна из древнейших территорий восточных славян, которые отсюда двинулись в Украину и образовали Киевскую Русь. С Волги ушли на Днепр и создали там великое государство».
http://ulpressa.ru/2010/10/11/article133733/
Флаг
ФЛАГ ТЕБЕ В РУКИ СИМ,БЕГИ ЗА СВОИМИ ПРЕДКАМИ КУДА ПО-ДАЛЬШЕ—-НА ДНЕПР,НА ОДЕР ИЛИ НА АМАЗОНКУ…..
профи
Вот Морозов то как раз в курсе, а вы нет : крупнейший специалист по истории славян и Древней Руси, академик РАН, археолог В.В. Седов сказал следующее: “…В эпоху Великого переселения народов в этнокультурной ситуации Восточной Европы произошли существенные изменения. Крупное провинциально-римское образование Северного Причерноморья- черняховская культура- в результате нашествия гуннов прекратило свое развитие. Группа славянских земледельцев в последних десятилетиях IV в. из черняховского ареала переселилась в Среднее Поволжье, где ими была создана именьковская культура. Вторжение в Средневолжские земли болгарских и иных тюркоязычных орд нарушило контакты именьковского населения со странами Востока. Значительные массы земледельческого населения вынуждены были покинуть эти земли. Именьковское население на рубеже VII-VIII вв. заселило первоначально лесостепные области Днепровского левобережья и Среднего Подонья, по соседству с Хазарским каганатом. Здесь переселенцами создана волынцевская культура” [Седов В.В. Этническая ситуация в Восточной Европе накануне становления Великого Волжского пути// Великий Волжский путь. Материалы II этапа Международной научно-практической конференции “Великий Волжский путь”, Казань, 2003 г., с.125-133]. По мнению В.В. Седова: “допустимо предположение, что этническим именем волынцевской культуры было русы. Это была область, которая в русских летописях еще в XII в. противопоставлялась остальным территориям Древнерусского государства, как “Русская земля”. Важнейшими городами её были Киев, Чернигов и Переяславль” [Седов В.В. Этническая ситуация в Восточной Европе накануне становления Великого Волжского пути// Великий Волжский путь. Материалы II этапа Международной научно-практической конференции “Великий Волжский путь”, Казань, 2003 г., с.125-133].
В своей более поздней работе В.В. Седов высказался еще категоричнее: “В период гуннского нашествия носители этнонима русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали именьковскую культуру. Через три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровско-Донской регион, где представлены волынцевской культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля (в узком значении)”[Седов В.В. Избранные труды. Славяне. Древнерусская народность, Москва, 2005, с. 274 (280)].
Книга целиком есть в Интернете.
По мнению ряда исследователей (например д.и.н. В.Я.Петрухина) Киев (памятники на территории будущего города) был форпостом левобережной волынцевской культуры на Правобережье Днепра [Петрухин В.Я. Сказание о хазарской дани в контексте летописной истории//Материалы конференции “Древнетюркский мир: история и традиции”, Казань, 2002 г., с.43].
Сергей
Вы дипломированный историк?
Николай Марянин
Сейчас известны около 500 памятников именьковской культуры, из которых около 400 находятся на территории Татарстана. Если посмотреть на карту расположения именьковских городищ, селищ, могильников, самое густое расселение именьковцев (а значит и более древнее) тоже находилось на территории нынешнего Татарстана, а Старая Майна – на периферии этого расселения… То есть, если расположить возникновение этих 500 памятников в хронологическом порядке, окажется, что возникновение именьковского поселения у Старой Майны произошло позднее, чем сотен других именьковских поселений, и у них больше прав называть себя самым древним поселением России… Надо быть скромнее в декларируемых заявлениях.
Это вы Морозову про скромность
в заявлениях ? Чем же он тогда жить-то будет ? Кроме пустозвонства ничем не отмечен.
Кузьма Егоров
Николай, всё гораздо сложнее: по мнению самарских археологов самые ранние т.н. именьковские поселения появились на Самарской Луке.
Да и сама именьковская культура сейчас разделяется на несколько хронологических этапов, разных по этническому составу.
Николай Марянин
Кузьма, на самом деле всё гораздо проще. Любая археологическая культура формировалась от центра, где было сосредоточено наибольшее число городищ и селищ, к периферии, где поселения возникали позже, чем в центре. Если я ошибаюсь, то приведите, пожалуйста, хотя бы один пример археологической культуры, которая сформировалась бы на большой территории в виде некоего огромного кольца поселений, а затем сужалась к его центру, где более многочисленные поселения создавались бы позднее, чем на периферии? Не думаю, что найдёте такой пример. Именьковская культура не исключение. Прежде чем Старой Майне, находящейся на периферии именьковской культуры, заявлять о себе как о самом древнем поселении России, нужно доказать, что Старая Майна древнее других 500 (по другим данным, более 600) памятников той же именьковской культуры. Иначе все такие заявления как минимум некорректны, а попросту говоря, над ними знающие люди тихо посмеиваются.
арх
Бред. Продолжайте тихо смеятся. Лучше сходите к врачу.
профи
Во первых 700 памятников. Татарстан- в ареал именькова входят только южные районы, Самарская область – только северные, Мордовия только восточные. Взляните на любую карту. Скромнее вам надо быть в вашем воинствующем незнании.
Николай Марянин
Наибольшее количество именьковских памятников находится в Нижнем Прикамье, на нынешней территории Татарстана их более 400… Вы всё равно будете утверждать, что Старая Майна находится в центре? Как-то непрофессионально это. Дайте мне ссылку на исследования, в которых доказывается, что поселение у Старой Майны древнее тех 400 поселений в Нижнем Прикамье… Вот это будет профессионально.
профи
У вас сведения 6- х годов, по книге Старостина П. Н. Вот тут почитайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%E5%ED%FC%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0 , ссылка под № 2, думаю найдете. На профессионализм здесь никто кроме вас и не претендует.
Николай Марянин
Читал я это и раньше, но ответ на свой вопрос не нашёл: почему именьковское поселение у Старой Майны древнее других 600 именьковских поселений? В частности, того же села Именьково на Каме, по которому названа археологическая культура? Простой же вопрос: если Старая Майна самое старое поселение, значит все остальные именьковские поселение появились позже? Вот это мне докажите, и я первый пожму Вам руку.
профи
К сожалению, плохо читали. Только в Старой Майне есть вещи и римские монеты 2-3 веков н. э. на именьковских памятниках, в Татарстане их нет. Соответственно и 4, и 5, и т.д. Поэтому не в числе поселений дело. Материал все решает. Если назовете хоть один раннеименьковский памятник 2-3 в. н.э. в Татарстане, я вам пожму руку. Но их там нет.
Николай Марянин
Я сразу вспомнил, как доказывалась дата 1000-летия Казани. Нашли на раскопках иностранную монетку 1005 года, и вот уже Казани 1000 лет, власти тут же грамотно всё организовали, выбили много денег из бюджета на празднование, обновили Казань. И неважно уже, что эта монетка могла появиться там несколькими столетиями позже… А во 2-ом веке в Волго-Камье были поселения срубной культуры, Старая Майна и их древнее?
краевед
Эпохой среднего палеолита (более 50 тыс лет назад) датированы каменные орудия найденные в 1950-е годы в 25 км западнее Старой Майны на правом берегу Волги, в урочище Красная Глинка. А чуть южнее Красной Глинки, на островах у Ундор найдены кости неандертальцев (тоже эпохи среднего палеолита). Есть в Ундорах находки эпохи верхнего палеолита, у Старой Майны мезолит, неолит. бронзовый век. То есть, теоретически, при желании, можно провести историю Старой Майны и с тех давних времён… Старой Майне 50000 лет! Неплохой можно сделать бренд.
Кузьма Егоров
А монеты тогда действительно дырявили и использовали как украшения-подвески. И она могла передаваться от бабушки к внучке сотни лет, как семейная реликвия, или такая монета обменивалась и переходила от племени к племени. Как платёжное средство римские монеты здесь тогда не имели смысла, ввиду их малочисленности.
профи
Речь не об отдельной монетке. Есть и в самой Старой Майне палеолит, и неолит и срубники. Все есть. Но если вы не в курсе- от 6 в до н.э. до рубежа эр в нашем регионе населения не было. И только на рубеже эр здесь снова появляются люди. Но опять не только в этом дело. Со 2-3 в. н.э. люди обитали там ПОСТОЯННО. Т.е. и во 2 веке, и в 3 и т.д. В хваленом вами Татартане нет поселений 7 века. А в Старой Майне есть и 7, и 8, и 9, и 10 веков-раннеболгарского периода. Что там делали ранние болгары на месте именьковского поселения- пока не понятно. У Кожевина есть своя гипотеза, но я ее не разделяю. И люди были также там в домонгольский период, золотоордынский и Казанского ханства, вплоть до русского села. По научному это называется континуитет. А отдельные римские монетки пардон-это другая история.
Сергей
То есть, я правильно понял, что люди здесь непрерывно жили со II века нашей эры: вначале именьковцы, затем кочевники – ранние булгары, затем оседлые булгары, золотоордынцы, казанцы, русские? Так это по всей земле люди так живут, сменяя друг друга. Да и во времена кочевников – ранних булгар, здесь вряд ли было постоянное население. В чём интрига то? В чём особенность именно Старой Майны?
профи-Марянину
К сожалению вы невнимательно читаете или не понимаете мои посты. Да много чего где есть. Бывал я и Балымерах, и Болгарах и Суваре. То что есть в Старой Майне по археологии, нигде такого нет. Хоть в Москве, хоть на Чукотке. Возьмите самый древний город планеты- Иерихон-10 тысяч лет, Дербент 5 тыс. лет. А чем спор вообще?
арх
Срубники- это 2 тыс. до н.э.
профи
Вы все правильно поняли. Но речь о маленькой территории САМОЙ Старой Майны. Только о ней самой. То есть есть где-то могильники 7 века, где-то 8 в.- ну допустим в 200 км южнее, где-то 9 в в 300 км западнее. А что бы все вместе да еще на такой небольшой территории-такого нет больше НИГДЕ! Может тусовались они там, может торговали, может кочевали (правда получается в пределах поселка) науке это пока не понятно.
Николай Марянин
В 40 километрах от Старой Майны есть близко расположенные селения Балымеры-Полянки-Маклашеевка-Танкеевка, на этой линии столько сосредоточено памятников самых разных археологических культур, что Старой Майне и не снилось. И люди здесь во все времена жили. Таких мест на самом деле много, но никому не приходит в голову утверждать, что они самые древние. На той же Самарской Луке раннеименьковские поселения открыты, почему бы не им стать самыми древними? Одно из многих древних поселений – вот так было бы объективнее и скромнее…
профи-Марянину
Со стороны это выглядит так- вам говорят есть живой долгожитель. К сожалению ваши доводы звучат- есть намного старше в Балымерах, Маклашеевке, Южной Америке, только они уже не живы.
Профи с купленным дипломом?
Благодаря археологическим раскопкам хорошо изучены археологические памятники Верхнего и среднего Дона.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ ПРИДОНЬЯ
У села Костёнки изучены поселения людей каменного века. Племена жили здесь примерно 25 тысяч лет назад. Они занимались охотой, рыболовством. В земле были найдены кости мамонтов в большом количестве. Кости вымерших животных были найдены и на территории села Староникольское. В 1972 году между западной окраиной села и хутором Албовский, во время половодья было вымыто захоронение костей древних гигантов. Это ещё раз говорит о том, что поселения людей каменного века на берегах Дона и вблизи существовало много веков и даже тысячелетий.
Стоянки первобытных людей каменного века найдены так же у нынешних сёл Александровка и Борщёво, расположенных на берегу Дона к логу от Костёнок. Люди жили родовыми общинами. Главную роль в жизни общины играли женщины. В конце каменного века люди стали приручать диких животных, переходить к занятию животноводством и земледелием.
Во втором тысячелетии до нашей эры широко развивается скотоводство. Оно оттесняет охоту на второй план. Наши предки стали разводить крупный рогаты скот, лошадей, свиней, овец. Тогда же люди научились делать орудия труда из бронзы. Скотоводством занимались мужчины, поэтому они стали играть главенствующую роль. Происходит смена материнского рода отцовским.
В первом тысячелетии до нашей эры в нашем крае человек освоил производство железа, научился делать железные орудия труда. Следы поселений, а также погребения людей бронзового и железного века были найдены у с. Архангельское.
Во втором веке н.э. в донские степи с востока пришли аланы. В IV веке через донские степи, с востока на запад, разрушая всё на своём пути, прошли гунны. Они вытеснили часть аланов на Северный Кавказ, другую часть увели за собой в Западную Европу. Небольшая часть аланов осталась и в Подонье.
А морозовские старомайнцы бежали на Дон в VII веке. Фантазеры. Ведь люди могут поверить!
профи
Аланов в Старой Майне не было. Да и с географией как-то у вас плоховато. В Ульяновской области Придонья нет
профи
Скан диплома выложить? Седова, Петрухина, Барана и т.д. тоже дипломы приложить?
иван
Вся до письменная история – область догадок и для профанов, и для академиков. Мнение губера – решающее.
копарь
Вот как раз письменная история и tcnm продажная девка власти. А дописьменная (археология то есть) только фактами и оперирует.
Сергей
Профи, можно поинтересоваться? У Вас диплом учителя истории УлГПУ им. И.Н. Ульянова? Мы коллеги?
профи
Скажу точно, я ваш коллега. Но заканчивал не УлГПУ.
краевед
В Вашем дипломе о высшем образовании написано: специальность “историк”, “преподаватель истории”, или “учитель истории”?
Или Вы историк-самоучка? (к некоторым из которых я отношусь с большим уважением).
краевед
Кстати, о языках дописьменной истории. Одно время разрабатывалась методика извлечения звуков, произведённых при изготовлении посуды на вращающемся гончарном круге: по типу граммпластинки. Только так, думаю, и можно узнать на каком языке говорили изготовители такой керамики в эпоху дописьменной истории. А на каком языке говорили именьковцы: вряд ли мы когда-нибудь узнаем – они делали лепные горшки. Существоует множество версий об этнической принадлежности племён именьковской археологической культуры: славянская версия – только одна из них.
Сергей
Горячие парни, хотелось бы вернуться к теме.
Почему достопримечательное место, а не ансамбль? насколько я помню при достопримечательном месте ограничения строительства менее жесткие.
именька
Вот! Этот вопрос надо прояснить прежде всего!
краевед
Интересно, кто же потомки этих именьковцев?
http://www.istpravda.ru/bel/digest/2705/
Когда
вы начинаете читать “российские ученые” без указания фамилий, названия института и т.д. да плюс конспирология – желтизна и ничего более.
краевед
Говорит российский учёный – сотрудник лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН Олег Балановский: http://www.kp.ru/daily/24065/305831/
профи
Приведенные вами материалы как раз только усиливают версию Седова-если со Среднего Поволжья пришли, логично что финно-угорский генотип будет преобладающим.
краевед
То есть, по Вашему выходит, что финно-угры русы основали Киев?
Извините
но в этом тексте выводы уже другие и более вероятные.
профи
Не исключено. Прочитайте мой первый пост. Не надо кичиться чем то особенным. И сейчас многие из финно-угров считают себя русскими. Опираться надо на факты.
краевед
Так выходит потомки именьковцев украинцы?
профи
Если вы не знаете, Киев-мать городов русских. Думайте дальше сами.
краевед
Ну, это – расхожий штамп, а не научное утверждение.
профи
Это не штамп, а начало российской истории.
краевед
“профи”, скажите, пожалуйста, в Вашем дипломе о высшем образовании написано: специальность «историк», «преподаватель истории», или «учитель истории»?
Или Вы историк-самоучка? (к некоторым из которых я отношусь с большим уважением).
Нда
Обкорнают заповедник под самое не балуй, пока вы тут спорите откуда есть пошла земля русская.
Кузьма Егоров
На территоррии Симбирской горы археологами найдены и именьковские поселения, и захоронения ранних булгар, и булгарская крепость X-XIII века с посадом, и золотоордыский город, разрушенный Тамерланом, и материалы Казанского ханства. А при постройке Симбирской крепости в 1648 году, у речки Симбирки на Курмышках были мордовская, татарская и чувашская деревня. И выходит, что и здесь тоже люди непрерывно жили почти 1700 лет. При желании и необходимости, можно это так раскутить, что Симбирск окажется древнее Казани почти в два раза. И деньги федеральные под это можно попросить:-)
Николай Марянин
А вот тут полностью согласен. Я об этом писал ещё в 2005 году, когда Казань праздновала 1000-летие, вот здесь эта статья http://triozera16-56.ucoz.ru/publ/simbirsk_drevnee_kazani/1-1-0-33 Только для этого нужна политическая воля, в Татарстане она была. А наши амбиции, видимо, ещё не выросли…
профи
Вот с Ульяновском все сложнее-тут менялся статус-именьковское поселение-пусть ордынский город-деревня в эпоху прихода русских и т.д. Да и нет тут материалов 7, 8, 9 и начала 10 века. Неккоректно.
Сергей
Автозаводской могильник VIII-IX вв., захоронение на ул. Матросова, предположительно VII-VIII вв.
профи
Автозаводской согласен с датой, на Матросова едва ли. И это могильники, причем не на именьковских поселениях. Так что вопрос открыт.
Сергей
Все эти памятники расположены на территории 7х7 км, не более чем ключевые памятники Старомайнские.
профи
Во первых, у именьковцев не было городов. Материалов 7 века нет, поселенческих раннебулгарских комплексов тоже. У ордынского нет оборонительных сооружений. Города в эпоху Казанского ханства тоже не было. Комплексы между собой не связаны. Не выдерживает критики никакой.
краевед
Так в чём же отличие от Старой Майны, там то же самое – объясните пожалуйста.
профи
Нет. Не тоже. Во первых там все памятники поселенческие (не могильники). Города в Старой Майне не было. Во вторых связь между ними очевидная. Нет в Ульяновске ранних материалов. Континуитет не прослеживается. Да и вещей-то датирующих нет. Слоя нет. Нумизматики нет. Да по большому счету с Ульяновском все не перспективно. Поверьте мне.
краевед
Ну слой, вроде, есть. Нумизматика была у Волги, но она затоплена. Да и ранние материалы имеются. Читайте больше специальной археологической литературы по Симбирскому краю. Симбирск гораздо переспективнее для получения бюджетных средств – если это Ваша цель по Старой Майне.
профи-краеведу
К сожаление аргументы ваши-вроде есть, больше читайте, была-затоплена, какова ваша специальность, ваша цель какие то средства-бред!-вообще далеки от науки. О чем с вами говорить дальше, даже не знаю. Педагогический тон оставьте своим ученикам.
Кузьма Егоров
Ну, в подлинности «Джагфар тарихы»я тоже сомневаюсь. Как и в камне XIV века, где якобы есть надпись о Симбирске. Но и без этого достаточно исторических и археологических источников о средневековом Симбире.