«Жить здесь мне было сложно», – говорит Анна, уехавшая из Ульяновска четыре года назад. – Все друг друга знают, и все обо всех все знают! Я поэтому и уехала, когда уже по второму кругу все пошло!». Да, как и в других небольших городах, в нашем действительно редко найдутся люди, у которых нет общих знакомых. И не всегда это идет на пользу. В некоторые моменты вспоминается Догвилль с его недоверчивостью, желанием «подмять под себя», подчинить ценностям общины и опасностью потерять уважение жителей, если сделаешь что-то «не так».

Казалось бы, что плохого в том, что многие друг друга знают? Всегда можно попросить кого-то помочь или выйти на связь с нужным человеком. Но Анна рассказала нам о другой стороне этой медали, которая и вынудила ее уехать из Ульяновска.

– Вот, например, я работала в одном рекламном агентстве, а когда уволилась, то узнала, что мне долго не платили пенсионные отчисления. Естественно, я стала требовать у руководства, чтобы они все выплатили. Сказала, что пожалуюсь в инстанции. И знаешь, что мне сказали? Что если я так сделаю, они просто раструбят по другим своим рекламным коллегам про меня что-то плохое, и я уже не смогу в этом городе работать в рекламной сфере. И в конце так еще ехидно добавили: городок-то у нас маленький, сама понимаешь! Представляешь? Хорошо, что я уже тогда собиралась уезжать, поэтому решила забить на это. Надо бы, кстати, поднять этот вопрос, теперь мне терять тут нечего.

– Понимаешь, здесь все повязаны по рукам и ногам. Знает один, уже, считай, знают все остальные. Работа – это еще ладно. Хуже с личной жизнью. Я тут чуть не вышла замуж, хотя, может, и хорошо, что не вышла. У меня был парень, мы встречались год где-то, и вот он, наконец, привел меня знакомиться с его родителями. И когда мы разговорились, оказалось, что его мать знает мою мать, и когда-то давно они жили в одном дворе. Все бы хорошо, но потом парень стал ко мне как-то странно относиться. Потом он мне рассказал, что моя мама еще в те годы не нравилась его матери. В-общем, наболтала про нашу семью непонятно что. Дескать, знаешь сынок, что мама твоей девушки была наркоманкой? А все потому, что мама у меня в хипповала просто, ну, как многие по молодости, одевалась необычно, бунтарила. Отношения вроде и не испортились с парнем, но осадок сильный остался. Монтекки и Капулетти отдыхают просто. Так мы с ним и не поженились. А еще, когда я жила в Ульяновске, мне приходилось работать в магазине с новой девушкой моего бывшего парня. Вот это было на самом деле ужасно, особенно когда он за ней приходил на работу.

– И потом, понимаешь, на все мероприятия в Ульяновске ходит один и тот же костяк, более менее активных людей. Ну то есть, приходишь, а там все одни и те же лица. Изредка только новые прибавляются. Как-то искали на одно корпоративное мероприятие лицо, нам все одних и тех же актеров местных предлагали, через год – опять почти одних и тех же, за исключением тех, кто уехал. А иногда когда я приезжаю сюда к родителям и иду по улице, то встречаю тех, про кого мне кто-нибудь рассказывал. Вот этот, например, думаю, идет – он жене изменял. Интересно, до сих пор изменяет или как? Вот та увела парня у моей подруги и т.д. Ощущение, будто я вижу их голыми. И про меня, наверное, кто-то так думает. Неприятно. Как будто по городу бродят призраки из прошлого, от которого даже при желании ты не сможешь отделаться, так как они все время тебя преследуют. Телевизор тут включила – в местной рекламе все те же актеры, все та же кривляющаяся блондинка, которая уже много лет свадебные платья рекламирует. В кафе решила пойти – вроде новое, еще ни разу тут не была, и, конечно, встретила там знакомого одного. Пошла оформлять бумаги в БТИ, там однокурсник мой бывший, который был в меня влюблен. И так – почти везде. Я иногда даже на другую сторону улицы перехожу. Еще что интересно – вот я бываю тут пару раз в год, а те же люди ходят по тем же местам. Многие личности могли бы уже стать «визитными карточками» заведений.

– И главное, что во многих случаях город не дает человеку второго шанса, наклеивая на него ярлык. Даже та же Грейс из Догвилля долго завоевывала любовь жителей и лишь потом стала частью этой маленькой общины. А у нас после одного, как все считают «падения», ты уже вряд ли поднимешься, так как у всех сложилось о тебе определенное мнение, и не факт, что рассказанное про тебя соответствует действительности. Слухи часто перевираются, и в итоге ты можешь просто стать изгоем. В Москве в этом плане намного проще, там можно начинать новую жизнь хоть каждый день. Город большой, поэтому ты всегда найдешь себе место и новых знакомых, которые сложат о тебе верное представление.

Фото – Улград