Уважаемый Борис Иванович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые коллеги! Дорогие ульяновцы!

Представляю вам очередной ежегодный Отчёт об основных итогах деятельности регионального Правительства. Впервые с подобным обращением к Вам я выступил в 2009 году. Таким образом, это мое пятое обращение к Законодательному Собранию и жителям Ульяновской области.

Как показало время, определяя для себя 1,5 года назад «направления главного удара», мы не только точно расставили приоритеты, но и смогли сделать это одними из первых в стране.

В Ульяновской области мы опережаем время. Многие наши инициативы, касающиеся кластерной политики и инвестиций, демографической политики и здорового образа жизни, сегодня реализуются по всей стране. Они нашли отражение в главных направлениях развития нашего государства, которые заданы Президентом РФ В.В.Путиным в майских Указах 2012 года, в Послании Федеральному Собранию, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года».

Поэтому нам не пришлось кардинально пересматривать свои планы. Мы лишь актуализировали первоначальные задачи в соответствии с приоритетами и сроками, заданными майскими Указами, провели корректировку бюджета и целевых индикаторов, на которые мы намерены выйти, сохранив принципы и логику наших главных шагов.

Экономика. Общие итоги года.

Назову два главных итога прошедшего года.

Первый. Мы сохранили динамику экономического роста, что позволило нам закрепиться среди лучших регионов ПФО, а по некоторым позициям и Российской Федерации.

Второй. Продвинулись в совершенствовании механизмов и инструментов развития, условий для качественного изменения региональной экономики.  

Цифры всем нам известны. Область продемонстрировала хорошую динамику роста, укрепив свои позиции не только в округе, но и в общероссийском масштабе.

Показатель физического объёма ВРП достиг 104,5% (в среднем по России – 103,4%). В сводном рейтинге основных макропараметров по итогам года мы заняли 5-е место в ПФО. За год регион поднялся на одну позицию. Позиции области были устойчивы на протяжении всего года, мы ни разу не опускались во вторую половину рейтинга. Такой стабильности не было в предыдущие 3 года.

Индекс промышленного производства по итогам 2012 года составил 104,5% (по России 102,6%). Третий год подряд область удерживает темпы роста промпроизводства выше среднероссийских. При этом успех 2012 года – это уже не эффект низкой базы предыдущих лет, а результат ежегодного наращивания объёмов производства. В результате объем промпроизводства за три года вырос более чем в 1,3 раза, а в целом по РФ – лишь в 1,2 раза.

Положительная динамика сохраняется и в 2013 году. По итогам 3-х месяцев индекс промпроизводства составил 106,9% (РФ – 100%).

По индексу физического объёма инвестиций в основной капитал область заняла 2 место среди регионов ПФО и 11 по России. В абсолютных цифрах мы достигли рекордного уровня инвестиций в 72,6 млрд.рублей. Для сравнения: в 2005 г. он составлял всего 14,7 млрд. рублей.

Работа, которую мы проводим по привлечению инвесторов, уже сегодня позволила нам достичь ряда целевых показателей, определенных президентским Указом «О долгосрочной государственной экономической политике». Это касается увеличения объёма инвестиций до 25% от ВВП к 2015 и 27% – к 2018 году. В последние пять лет в области этот показатель составляет 30-32% от ВРП. Даже в кризис уровень инвестиций не опускался ниже 27,5%.

Выше среднероссийских по итогам 2012 года мы имеем статистику по темпам ввода жилья, индексу физического объёма оборота розничной торговли, росту заработной платы.

Область завершила 2012 год с меньшим уровнем инфляции и безработицы, чем в среднем по России. В прошлом году безработица была у нас самой низкой за последние 20 лет.

На самом низком с 1994 года уровне зафиксирован и показатель безработицы, рассчитанный по методике МОТ (чуть больше 5%).

Область вошла в тройку регионов округа с минимальным уровнем просроченной задолженности по заработной плате, за 2012 год он был снижен более чем в 2 раза.

В целом, положительную динамику мы имеем по абсолютному большинству параметров, в том числе ключевых, характеризующих социально-экономическое развитие области.

Как результат, мы даже перевыполнили показатели, которые планировали на период 2008-2012 гг. в Концепции стратегии развития области до 2012 года.

Сейчас идет работа по обновлению Стратегии развития до 2020 г. и разработке программы Социально-экономического развития на период до 2018 года. Очень важно отнестись к ней с максимальной ответственностью, заложив в документы новые положения федеральных стратегий и программ, Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года.

Еще раз напомню задачи, которые мы для себя обозначили пять лет назад: вывести регион на позиции не ниже пятого в рейтинге ПФО и войти в первую двадцатку экономически развитых субъектов РоссийскойФедерации.

Результат по ПФО – достигнут. Важно его сохранить и сосредоточиться на достижении результата среди всех регионов страны. Все необходимые условия для этого у нас есть.

 Формирование новой экономики

Темпы роста – это не единственная цель экономической политики. Более важная часть – формирование конкурентной экономической модели развития. Ее ключевые характеристики отражены в нашей формуле успеха области из 8 «И»: инвестиции, инфраструктура, инновации, интеллект, интернационализация, интеграция, интерактив, интенсификация.

Кратко перечислю, что было сделано Правительством Ульяновской области в прошлом году для развития и укрепления этой экономической модели.

Мы продолжили совершенствование инфраструктуры развития: кластеров, промышленных зон и портовой особой экономической зоны.

В прошлом году на развитие промышленных зон было направлено 102 млн. рублей.

Наибольших успехов мы добились в проекте формирования и развития промышленной зоны «Заволжье». Сегодня на её территории работают 3 предприятия, проекты 12 компаний находятся в активной стадии реализации. Общий объём инвестиций, привлечённых в «Заволжье», к  2014 году превысит 49 млрд. рублей.

До 2015 года мы запустим промзоны в Карлинском, Новоспасском, Новоульяновске, Инзе. Сформируем индустриальные парки на ДААЗе, УАЗе, площадке УЗТС.

Получили дальнейшее развитие все наши кластеры, и уже сформированные – авиационный, автомобильный, ядерно-инновационный, строительный, агропромышленный, и находящиеся в стадии формирования – кластер креативных индустрий, информационных технологий. Уже в этом году подписан меморандум о создании станкостроительного кластера.

Сразу два наших высокотехнологичных кластера – авиационный и ядерно-инновационный – вошли в число 25 лучших по РФ. Им будет оказана административная и финансовая поддержка за счет федерального центра.

В развитии авиационного кластера были достигнуты самые ощутимые результаты. Число его участников выросло до 50. Он – единственный из российских, который вошел в Европейское сообщество авиационных кластеров. Удалось решить вопрос с загрузкой Авиастара. В портовой особой экономической зоне разместились первые пять резидентов, закончено проектирование объектов инфраструктуры, и уже во втором квартале 2013 г. мы приступим к их строительству.

Еще 11 компаний готовы получить статус резидента ПОЭЗ. В целом потенциал проекта позволяет привлечь на территорию зоны до 100 компаний с персоналом более 17 тысяч человек. Инвестиции должны составить более 60 млрд. рублей, а поступления в бюджет – более 20 млрд. рублей. И это не окончательные данные. Например, уже в этом году нами подписан меморандум с крупным российским холдингом на строительство авиационного завода по производству региональных самолетов.

Вопросы развития портовой зоны и всего авиационного кластера были главными на моей встрече с Президентом в начале апреля. Результаты вы знаете – Владимир Владимирович поддержал наши предложения. Во исполнение президентских поручений Минэкономразвития уже подготовило и передало на согласование проект постановления Правительства Российской Федерации. Предусматривается увеличение площади ПОЭЗ и объёмов её финансирования.

Также были даны поручения по возможному размещению на ее территории компаний авиационного профиля с государственным участием и по расширению перечня допустимых к осуществлению в ПОЭЗ видов деятельности. Для реализации последнего предложения требуется внести изменения в закон об Особых экономических зонах, разрешив в аэропортовых зонах вести технико-внедренческую деятельность, деятельность по предоставлению имущества в аренду резидентам и по подготовке авиационного персонала.

В результате будут созданы условия для реализации в портовой зоне всего бизнес-процесса авиационной сферы (разработка – внедрение – производство). Это позволит ульяновскому авиационному кластеру стать в один ряд с ведущими авиационными кластерами мира.

В 2013 году планируется еще несколько знаковых событий, связанных с авиационной отраслью. Летом будет выпущены первые комплектующие для самолетов на уникальном предприятии – заводе «АэроКомпозит».

Примерно в эти же сроки мы приступим к созданию индустриальных парков авиационной направленности. Общий инвестиционный потенциал проекта – 80 млрд. рублей до 2020 года.

В прошлом году увеличилось количество предприятий автомобильной отрасли. Абсолютное большинство инвесторов («Шэффлер Групп», «Таката», «Бриджстоун»), приходящих в регион, – это производители автокомпонентов мирового уровня.

Мы вернули в Ульяновск производство грузовиков «ИСУДЗУ». Совсем недавно (в начале апреля) запущена новая модель семитонного грузовика. В планах компании – начало локализации производства, и мы надеемся, что наши производственные площадки будут рассматриваться в качестве основных.

В июне 2013 г. нас ждет торжественный запуск производства на «Такате».

Объемы производства на УАЗе за 2012 год выросли почти на 10% и составили 70,5 тысяч автомобилей. Это лучший результат за весь послекризисный период, начиная с 2009 года.

Летом 2013 года мы завершим процедуру юридического оформления индустриального парка на базе ДААЗа. Кроме того, специально для ДААЗа будет разработан и до 1 июля принят региональный законопроект, согласно которому Димитровградская промышленная площадка получит льготы по примеру уже действующих предприятий областного центра. Они позволят на 130 млн. рублей снизить затраты на оплату электроэнергии и содержание инфраструктуры производственной площадки. Причем, обращаю внимание, что эти и другие суммы, которые мы направляем на  поддержку завода, будут выделены на повышение зарплаты. 

В качестве важного ресурса развития мы рассматриваем кластер креативных индустрий. В его рамках мы намерены решать задачу создания в области Музея СССР.

Отрасль информационно-коммуникационных технологий. По достигнутым результатам это одно из наиболее успешных направлений. В этой сфере работает более 2 тысяч человек (при этом 85% из них моложе 35 лет), порядка 130 компаний, 15 из них имеют филиалы и представительства в Москве, Самаре, Казани, Новосибирске. Около 10 постоянно входят в крупнейшие российские рейтинги. ИТ-продукция ульяновских разработчиков используется в 180 странах мира.

Среди клиентов ИТ-компаний области такие глобальные корпорации как: Sony, NASDAQ, NBC, Panasonic, Renault, Warner Brothers, Columbia. Мы не имеем права не использовать этот потенциал. Именно поэтому мы приняли решение о формировании отдельного кластера.

Еще несколько слов об инфраструктуре инновационного развития. Летом текущего года мы планируем завершить строительство важного для развития нанотехнологий объекта – наноцентра. С его вводом количество инфраструктурных объектов инновационной направленности увеличится в регионе до 16. Будут созданы условия для запуска стартапов. Всего за 10 лет планируется запустить порядка 100 стартапов, их суммарная выручка составит 45 млрд.рублей. Более 20 стартапов начнут реализовываться уже в этом году.

Что для нас особенно важно – поддержка инновационных старт-апов ориентирована в первую очередь на талантливую молодежь. Сегодня средний возраст ульяновцев, реализующих старт-апы, в том числе в наноцентре, 24-25 лет. Это серьёзный, действенный инструмент закрепления в Ульяновской области молодых инновационных кадров. Мы предлагаем ребятам возможность реализовать свои таланты на малой родине, получить увлекательную и достойно оплачиваемую работу, не покидая регион.

Это одно из главных условий обеспечения конкурентоспособности Ульяновской области в долгосрочной перспективе.

Инвестиции. Деловой климат

В привлечении инвестиций, в работе с инвесторами, вопросах совершенствования делового климата мы остаемся одними из передовых в России.

Мы были среди разработчиков федерального Стандарта деятельности органов власти по улучшению инвестиционного климата. В конце прошлого года одними из первых завершили его внедрение на территории области.

Российско-германская внешнеторговая палата назвала нашу область одним из трёх лучших российских регионов с наиболее благоприятными условиями для инвесторов.

В 2012 году Ульяновск был назван лучшим в России по удобству ведения бизнеса (исследование Всемирного банка, методика Doing Business).

Эти достижения имеют дополнительную значимость в нынешних условиях, когда поддерживать высокую эффективность региональной инвестиционной политики становится сложнее.  Причин такого положения несколько. Это и возрастающая конкуренция за инвесторов среди регионов страны. И возникновение новых расходных обязательств у субъекта, на выполнение которых приходится перераспределять средства, в ущерб направлениям развития. И недостаточная поддержка федерального центра. И, наконец, сложная общемировая экономическая ситуация.

Поэтому мы должны быть конкурентоспособными не просто на российском уровне. Мы должны предлагать самые лучшие условия для инвестиций по самым высоким мировым стандартам.

Что мы сделали для решения этой задачи?

Приняли Программу улучшения инвестиционного климата области на 2013-2017 гг., разработали регламент сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна», запустили интерактивную инвестиционную карту области. Несколько раз вносили принципиальные изменения в действующее региональное законодательство. В результате с 1 января этого года значительно продлен период применения мер государственной поддержки (налоговых льгот и субсидий). Например, по налогу на прибыль – с 8 до 15 лет.

Напомню, мы достаточно долго спорили, насколько оправданы такие значительные льготы. Неоднозначно это предложение было встречено и в депутатском корпусе. Но все-таки в итоге пошли на то, чтобы принять его. Это наша единственная возможность конкурировать с федеральными зонами развития, расположенными в Самарской области и Татарстане.

Сегодня в повестке работы Законодательного Собрания законопроект, продлевающий сроки завершения реализации особо значимых инвестиционных проектов до 31 декабря 2017 г. Этим же документом вводится новое правовое регулирование по государственным гарантиям для важных инвестиционных проектов. Обращаюсь к Вам с просьбой поддержать его. Это даст нам возможность еще несколько лет привлекать инвесторов на условиях статуса особо значимого инвестпроекта. 

В 2013 году мы закончим работу над законопроектом о региональном инвестфонде.

Убежден, что все эти меры позволят нам выйти на показатели, которые мы определили на 2013 год – довести физический объем инвестиций до 81 млрд.руб., подписать не менее 12 крупных инвестиционных соглашений (в прошлом году – 10).

На сегодняшний день мы уже подписали три крупных соглашения на сумму примерно в 12,5 млрд. руб. Самое значимое – с компанией «Бриджстоун Корпорейшн». Приход этого инвестора – это не только инвестиции, но и укрепление имиджа региона. Это такая же знаковая визитная карточка нашей инвестиционной политики, как уже расположившиеся в области высокотехнологичные компании «Марс», «Гильдемайстер», «Шэффлер», «Пилкингтон», «Аврора органик».

Отдельное внимание мы уделяли вопросам снятия административных барьеров и административных ограничений.

Для этого в структуре Министерства экономики в июне 2012 года был создан отдел оценки регулирующего воздействия (ОРВ).Наш регионявляется лидером в ПФО и входит в тройку субъектов  РФ, где наиболее успешно применяется данный механизм. Область стала победителем в конкурсном отборе среди субъектов России на получение субсидий для его внедрения. Одна из основных задач 2013 года – внедрение данной процедуры на муниципальном уровне.

Мы продолжаем развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Только за прошедший год нами дополнительно открыто около 20 окон МФЦ в районах Ульяновской области, число предоставляемых услуг выросло со 135 до 195, в том числе услуг, предоставляемых федеральными структурами. Всё это нам позволило за 2012 год предоставить населению более 386 тысяч услуг, что вдвое больше уровня 2011 года. До конца текущего года число услуг будет увеличено до 222.

Назову и другие инициативы, которые мы реализовали. В начале этого года были внедрены регламенты, сокращающие сроки предоставления земельных участков инвесторам в 5 раз (с 365 до 65 дней), а выдачу технических условий на подключение к электросетям – в 2 раза.  Аналогичный регламент мы сейчас готовим совместно с газоснабжающими организациями.

Сегодня у нас есть еще целый ряд предложений, которые могли бы значительно облегчить жизнь предпринимателей. Это касается и взаимодействия с контролирующими органами, и сроков выполнения процедур государственными структурами.

Именно поэтому мы обратились к Министерству экономического развития РФ, Полномочному Представителю Президента в ПФО М.В.Бабичу с просьбой определить Ульяновскую область в качестве пилотного региона по сокращению сроков предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства государственных услуг. Для этого мы предлагаем внести изменения во внутренние документы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Рассчитываем, что наш проект будет поддержан, и мы сможем упростить процедуры оформления земельных прав и недвижимости для всех групп бизнес-сообщества.

Сельское хозяйство.

Прошлый год был сложным для аграриев. Причина – неблагоприятные погодные условия. От засухи пострадало 45% хозяйств, работающих в области.

Как результат – индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил по итогам 2012 года 88,8% к уровню 2011 года.

В первую очередь засуха отразилась на растениеводстве. Зерновые полностью погибли на площади 130 тыс. га. Урожайность зерновых по сравнению с 2011 сократилась в 1,5 раза, а валовой сбор зерна – вдвое (до 650,4 тысяч тонн). Темп снижения производства зерна в Ульяновской области стал самым высоким среди регионов ПФО.

В то же время именно сложные условия 2012 года продемонстрировали, что внутри аграрно-промышленного комплекса тоже начались серьезные перемены. А в целом наше сельское хозяйство становится более устойчивым за счет развития других направлений. Считаю, что это очень значимое изменение.

Был получен максимальный за всю историю области урожай сахарной свеклы и второй по величине урожай подсолнечника.

Индекс физического объема производства продукции животноводства в 2012 году составил 110,5% к уровню 2011 года. По данному показателю область заняла 2 место среди регионов ПФО и 7 место – в целом по РФ. Рост производства достигнут как за счет роста продуктивности скота, так и за счет увеличения численности поголовья. В 2010 году мы переломили затяжной период сокращения численности КРС, который продолжался более 30 лет, начиная с 1980 года.

Регион вошел в 30-ку лучших в России по производству молока (5 место в ПФО) и в 20-ку лучших по производству яиц (3 место в ПФО). Достигнутый объем производства яйца является наивысшим показателем для области, начиная с 2003 года, а объем производства мяса – с 1995 года.

Возрастает роль фермерских хозяйств. За последние 5 лет показатели работы ульяновских фермеров выросли вдвое, в то время как в целом сельскохозяйственное производство за тот же период увеличилось лишь на 31%.

Продвинулись мы и в решении задачи усиления продовольственной безопасности региона. В минувшем году во всех подотраслях (за исключением растениеводства) отмечена положительная динамика развития. Сейчас важно обеспечить условия для сбыта именно ульяновских товаров. Для этого мы и лоббируем новую сетьмагазинов шаговой доступности “Покупай ульяновское!”, в которой будут представлены небольшие местные производители. Всего таких магазинов будет не менее 40. Реализуется проект на принципах частно-государственного партнерства.

Повышению устойчивости сельского хозяйства способствовали меры бюджетной поддержки и реализация инвестиционных проектов. Всего, по состоянию на 1 января 2013 года на развитие села выплачено средств из областного и федерального бюджета в сумме почти 1,8 млрд. рублей.

При участии ОАО «Росагролизинг» значительные суммы направляются на модернизацию сельхозтехники. В прошлом году аграриями области приобретено 499 единиц техники на сумму почти в 900 млн. рублей.

Созданы условия для привлечения на село инвестиций и реализации крупных проектов. В настоящее время общее количество инвестпроектов, завершенных в прошлом году или находящихся в стадии реализации, достигает 16. Общий объём инвестиций в сельскохозяйственную отрасль в рамках этих проектов (до 2015 года включительно) составит более 20 млрд. рублей.

В 2012 году были завершены 3 крупных инвестиционных проекта с объемом инвестиций 4 млрд. рублей (строительство фабрики по производству кондитерских изделий ООО «МАРС» в пос. Чердаклы, животноводческий комплекс ООО «Агро-Гулюшево», комплекс по выращиванию овощей закрытого грунта ОАО «Тепличное») и начата реализация 7 новых.

Завершая эту часть своего выступления, хочу обратиться к руководителям муниципальных образований. Работа по привлечению инвестиций не может ограничиваться только областным уровнем. В нынешних условиях актуальность этого тезиса сегодня возросла многократно! Мы не выполним взятые социальные обязательства, если не будем заниматься развитием экономики, если не выстроим алгоритм деятельности, позволяющий инвестору чувствовать себя комфортно в любой точке региона при общении с чиновниками любого уровня.  Прошу каждого из Вас еще раз задуматься над этим. 

Уровень жизни. Зарплаты. Доходы.

Положительные результаты в экономике дали нам возможность более энергично решать вопросы, связанные с уровнем жизни и доходами граждан. Это вторая по значимости проблема, волнующая жителей региона. И это при том, что формально по росту заработной платы мы вышли на показатели, которые планировали для себя на 2012 год.

Средняя зарплата за истекший год выросла более, чем на 2,2 тыс. руб. – это самый лучший результат за последние 4 года. Целевой показатель роста заработной платы в 115% выполнен, он выше, чем по РФ (113%).

Индексация зарплат на 6% в прошлом году была проведена всем работникам бюджетной сферы. Более быстрыми темпами росла зарплата учителей и работников дошкольного образования. Зарплата учителей в декабре была выведена на уровень средней по экономике. На повышение оплаты труда из консолидированного бюджета было направлено почти 2,7 млрд.руб. Всего в 2012 году на оплату труда  31% от всех расходов консолидированного бюджета (14,4 млрд.рублей). Как видим, суммы значительные.

Отдельно велась работа с предприятиями и организациями внебюджетной сферы.  

Тем не менее, по абсолютному значению средней зарплаты – 17,1 тыс. руб. область заняла только 11 место в ПФО и лишь 68 по РоссииИ это среднее значение! Огромное число наших граждан живет за пределами этих цифр. В 2011 году зарплату меньше, чем средняя по экономике получали 65% населения! Статистика за 2012 год будет только летом, однако можно предположить, что ситуация изменится не кардинально.

Год назад я говорил, что каждое предприятие должно установить минимальный уровень оплаты труда для своих работников в размере как минимум двух МРОТ. Однако данное соотношение не выдерживается не только на отдельных предприятиях, но и в целом ряде отраслей! Это означает, что у значительного количества работодателей проблемы с совестью.

Так, средняя зарплата ниже этого уровня в текстильной промышленности (это более 4 тысяч человек), деревообработке (4,5 тысяч человек), целом ряде отраслей пищевой и химической  промышленности (суммарно – 1,5 тысячи человек). В этих отраслях суммарно работает более 7% всего занятого населения региона или каждый пятнадцатый. Это непозволительно огромная цифра.

Сложная ситуация на некоторых промышленных предприятиях. На прошлой неделе я был на ДААЗе. Зарплата в 8-9 тысяч рублей для многих там – суровая реальность. Как и огромные бонусы, которые выписывают себе ведущие менеджеры и руководители.  И не только в частном секторе!

Когда мы начали повышать зарплату бюджетникам, то столкнулись с картиной: на бумаге все гладко, средняя по каждому учреждению растет. А на самом деле достигается это кратным повышением зарплат руководства – и копеечным ростом у рядовых сотрудников. Это недопустимо и должно быть исключено и в бюджетном секторе, и в частном.

Обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания. Прошу Вас сформировать законодательное поле таким образом, чтобы работодатели предоставляли сведения не только по средней, но и по фактической минимальной зарплате. Это позволит нам уйти от средних измерений и знать реальное положение дел на конкретном предприятии.

Нельзя уходить и от проблемы соотношения зарплат руководства и рядовых сотрудников. Еще раз повторю: неправильно, когда люди трудятся за копейки, а директора выплачивают себе многомиллионные бонусы. Нам нужно подумать, как законодательно это отрегулировать.

Низкие зарплаты формируют для региона целый комплекс слабых позиций и проблем. Низкие зарплаты рождают и психологические проблемы: негативное настроение, восприятие региона как территории депрессивной, желание выехать за его пределы. Власть, даже самая лучшая, не в состоянии в одиночку справиться с этими вызовами. Огромная часть ответственности лежит и на бизнесе.

А нужны людям во все времена – забота и справедливость.

Ульяновск уникален тем, что в отличие от некоторых соседей мы смогли сохранить крупные промышленные предприятия, предприятия, которые определяли региональную экономику в 70-80-е годы. И это здорово! Но, как известно, у медали две стороны. Коллективы таких предприятий не всегда видят перспективы, не всегда понимают, что и как нужно делать, чтобы сохранить производство. Это приводит к формированию другой позиции, другого взгляда на происходящее, в котором заметную роль играет конфликт, протест, голосование за политических призраков. И это при том, что сами они разделяют мнение о том, что ситуация в целом стабильна и такой должна оставаться.

Сейчас много говорят о рисках нашей государственности. В чем они? Угроза извне? Экономический кризис? Региональный сепаратизм? Нет! Убежден, главная угроза – всеобъемлющее расслоение общества, формирование каст и разобщенность. У разобщенной нации никогда не будет сил на единое государство. А ведь история нас научила, что только в единстве наша сила. Поэтому сегодня мой отчет в ЗСО я предлагаю воспринимать через призму единственного приоритета: главное – ЧЕЛОВЕК!

Вернусь к проблеме зарплат и доходов.

Документ, задающий ориентиры для нас до 2018 года – Указ Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В 2013 году повышение зарплат затронет более чем 67 тысяч человек. Мы должны сохранить на уровне средней по экономике региона зарплаты педагогических работников и довести до уровня средней зарплаты по отрасли общего образования оплату труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. При этом мы обязаны обеспечить ежеквартальную индексацию зарплат. По итогам первого квартала эта задача выполнена.

В абсолютных цифрах по итогам 2013 года средняя зарплата учителей должна составить не менее 19,3 тыс.рублей в месяц, педагогов дошкольного образования – 15,5 тыс.рублей в месяц.

Будет повышаться размер оплаты труда в здравоохранении, культуре, соцзащите. Конкретные ориентиры прописаны в «дорожных картах».

При принятии бюджета на 2013 год на повышение зарплат было направлено из консолидированного бюджета 1,9 млрд. рублей. Для полного погашения всех обязательств требуется направить дополнительно еще почти 1,5 млрд.рублей, Часть дефицита мы планируем закрыть за счет дополнительных доходов бюджета, но без помощи федерального центра нам не обойтись. Эта проблема была доведена до Полномочного представителя Президента РФ в ПФО М.В.Бабича во время его посещения региона 11-12 апреля.

Всего на исполнение 597 Указа только по бюджетной составляющей требуется до 2018 года дополнительно почти 46 млрд.рублей. Это очень серьезные и тяжелые для бюджета обязательства, главный вызов для нас на ближайшие годы.

Между тем, вопрос повышения доходов и зарплат гораздо шире, чем только оплата труда в бюджетной сфере.

За последние 8 лет мы повысили уровень доходов населения с 57% от среднероссийского уровня в 2005 г до 72% в 2012 году. Однако этот рост целиком и полностью достигнут за счет бюджетной составляющей, зарплат бюджетников и социальных выплат. Это неправильно. Активную позицию должен занять и бизнес.

Есть ли у нас резервы? Да, есть. Исходя из структуры ВРП (по статотчетности 2011 года), на зарплату направляется порядка 46% всей создаваемой добавленной стоимости. Для сравнения – в целом по России 49%. У нашего соседа, Пензенской области, доля оплаты труда в ВРП составляет 51%. Что это означает? Если бы наши предприятия поддерживали такое же соотношение зарплаты и прибыли, как в Пензе, то зарплата по итогам 2012 года у нас составляла бы почти 19 тысяч рублей и по уровню оплаты труда мы бы опередили Удмуртию и  Саратовскую область.

В 2013 году каждый руководитель ИОГВ будет отчитываться по темпу роста зарплаты в курируемой отрасли.  В настоящее время разрабатываются целевые темпы роста в разрезе отраслей. Считаю, что наличие конкретного видимого ориентира сделает работу каждого министра более эффективной.

Еще один, связанный с повышением зарплат вопрос – вывод их из тени. Доля неформального сектора на рынке труда в области составляет 20%. И хотя за прошедший год он сократился на 7% и соответствует среднероссийскому, однако почти 134 тысячи человек работают неофициально!

Да, у нас создано большое количество различных межведомственных комиссий и групп на самых разных уровнях, в том числе и в Правительстве области (ее возглавляет А.П.Пинков). Статистика их работы за прошлый год впечатляет: более 1100 заседаний, почти 7400 заслушанных отчетов. Но эффективность оставляет желать лучшего. Всего лишь четверть работодателей, заслушанных на комиссиях, довели заработную плату до среднеотраслевых показателей.

В Ульяновской области более 50 тысяч организаций всех форм собственности. И нет никакой возможности отработать проблему со всеми. К тому же низкий уровень заработной платы, уход от налогов проблема в целом по стране. А значит, и здесь мы не обойдемся без изменения законодательства, прежде всего, федерального.

Соцзащита.

Преодоление бедности во всех ее проявлениях и повышение уровня жизни является стратегическим приоритетом политики Правительства области. Мы прекрасно понимаем, что  простому человеку интересна не арифметика. Для граждан гораздо важнее видеть и замечать конкретные изменения к лучшему.

Судя по цифрам статистики заметные улучшения происходят. Доля населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в 2008 докризисном году составляла почти 20 процентов. По предварительным оценкам Ульяновскстата, по итогам 2012 года она уменьшилась и составила 13,3%.

Мы не только формируем экономические основы для повышения уровня жизни, но и решаем имеющиеся социальные проблемы путём прямой поддержки. На социальную защиту населения в 2012 году из консолидированного бюджета было направлено более 8 миллиардов рублей. Все наши социальные обязательства были выполнены в полном объеме.

Финансирование мер социальной поддержки с 2008 года  выросло вдвое, при этом количество получателей помощи существенно не изменилось: сегодня оно составляет 520 тысяч человек.

Сегодня мы поддерживаем самые разные группы: пожилых граждан, в том числе ветеранов, людей с ограниченными возможностями, семьи (особенно многодетные). Выплаты осуществляются работникам бюджетной сферы.

Вводятся меры поддержки молодых студенческих семей. Подготовлен также закон, унифицирующий с 2013 года меры поддержки для молодых специалистов.

Важно, что помимо бюджетных средств и средств социальных фондов, всё более заметную роль играют частные средства и общественные организации. В рамках областной акции «Помоги собраться в школу» почти половина средств собирается спонсорами. В благотворительной акции «Наполни социальный погребок» частные средства составили четверть суммы.

К Году равных возможностей мы подошли с определённым заделом по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2 раза увеличен размер возмещения работодателю затрат на оснащение рабочих мест для инвалидов и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Оборудовано более тысячи ста объектов социокультурного назначения, что составляет 14% от их общего количества. В текущем году мы обязаны приспособить не менее 18% объектов.

Связывая нашу социальную политику с задачей повышения уровня жизни в 2012 году, мы пришли к принятию Концепции социальной сплочённости. Ульяновская область стала первым регионом в России, который подписал Протокол о намерениях по развитию сотрудничества в сфере социальной сплочённости с Советом Европы.

С 2013 года заработала комплексная программа «Забота», направленная на преодоление бедности. Общий объем её финансирования составит порядка 6 млрд. рублей. Будут реализованы и аналогичные муниципальные программы.

Здравоохранение.

На областной уровень в прошлом году перешли все муниципальные учреждения здравоохранения: число областных учреждений, таким образом, увеличилось с 31 до 89.

Выросло финансирование. Общая сумма расходов на содержание всей государственной медицины в регионе составила за год почти 14,2 млрд. рублей за счет всех источников финансирования.

Финансирование районных больниц после перехода их на областной бюджет не только не уменьшилось, а возросло. Сравните две цифры. В 2012 году на содержание всех районных учреждений здравоохранения было направлено 7,4 млрд. руб., расходы 2011 года на эти же цели – 5,7 млрд.рублей (рост на 1,7 млрд.рублей).

В период 2011-2012 годов чистые инвестиции в развитие системы здравоохранения достигли более 2,5 миллиардов рублей в год! Ни одна отрасль не имела таких возможностей для развития. Никогда еще в новейшей истории не проводилось столь масштабное обновление материально-технической базы. Капитально отремонтировано 130 объектов здравоохранения в 65 больницах. Еще на 20 ремонт продолжается.

По программе модернизации здравоохранения в 2011 – 2012 годы в лечебные учреждения произведены поставки самого современного оборудования. Было приобретено более 2 тысяч единиц медицинского оборудования для 55 учреждений здравоохранения на общую сумму в 1,5 млрд. рублей. Создана система электронной записи на приём к специалистам.

Есть подвижки и в решении кадрового вопроса. Медицина – это не кабинеты, не приборы. Это, в первую очередь, врач. Врач, которому должны быть созданы условия для совершенствования, который должен иметь надежный тыл. К сожалению, сегодня это не так или не всегда так. Отсюда дефицит кадров. В последние годы нам удается его снижать и это не может не радовать.

Размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами снизился за период с 2010 по 2012 год на 12% (19,3%). Результат достигнут за счет целого комплекса разнообразных мер: от использования механизмов целевого набора до материального стимулирования молодых специалистов (единовременные и ежемесячные денежные выплаты, участие в программе «Земский доктор»).

Для полного решения проблемы Министерством здравоохранения разработан и уже согласован с федеральным Министерством проект программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения области на 2013-2017 годы». Программа будет утверждена мной в срок до  1 мая 2013 года. По итогам ее реализации размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами к 2018 году составит всего 1,8%.

Сделано действительно много. Но можем ли мы сказать, что эти изменения коренным образом поменяли оценку здравоохранения со стороны наших граждан? К сожалению, нет. Общественная оценка остается невысокой. Проблема качества медицинского обслуживания по-прежнему входит в пятёрку наиболее значимых для населения. Особенно остро она стоит в Димитровграде и Мелекесском районе. Недовольство вызывают очереди на приём к врачу, нехватка узких специалистов, отсутствие лекарственных средств и расходных материалов.

Отсюда и главная задача, которую сегодня мы ставим перед отраслью. Изменить качество обслуживания, отношение к пациенту. Что мы для этого намерены делать?

Первое. Мы продолжим модернизировать материальную базу, в том числе в соответствии с обязательствами, которые есть у нас по Указу Президента №598 («О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»). В 2013 году дополнительно будет направлено более 670 млн.руб., часть из которых (307,4 млн.) уже заложены в бюджете.

Второе. Будем реформировать сам принцип оказания медпомощи: уходить от чрезмерной специализации в поликлиниках при параллельном развитии офисов врачей общей практики и строительстве специализированных высокотехнологичных медицинских учреждений, формировать трехуровневую систему оказания медицинской помощи.

Продолжим осуществление программы совершенствования помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологической помощи населению, больным туберкулезом, гражданам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

У нас есть полное понимание по количественным показателям, на которые выйдет область в 2018 году по смертности по каждой группе причин, и по мерам, которые мы должны реализовать для этого.

Третье. Важнейшим приоритетом останется совершенствование службы родовспоможения и детской медицины. В 2012 году открыто 7 центров кризисной беременности, отремонтировано 12 родильных отделений и 10 женских консультаций. Завершилось строительство дополнительного лечебного корпуса для перинатального центра при областной больнице.

В «Программу развития здравоохранения области до 2020 года», которая в середине апреля была одобрена Министерством Здравоохранения РФ, включено строительство перинатального центра мощностью 100 коек. Он будет построен на базе детской областной клинической больницы. Это позволит завершить организацию в области трёхуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и детям. Строительные работы начнутся в 2014 году, их ориентировочная стоимость составит 2 млрд. рублей.

Четвертое. Повышенное внимание уделим проблемам профилактики и диспансеризации детей и взрослых.

Пятое. Вместе с общественными организациями, руководителями учреждений здравоохранения, врачами и медсестрами повысим уровень сервиса, качество медицинских услуг и удовлетворённость населения.

Спорт. ЗОЖ.

О необходимости приобщения людей к физкультуре и спорту, формирования здорового образа жизни – об этом мы говорили долгие годы. Но в 2012 году мы стали формировать условия для этого: строить спортивные объекты.

В сферу физической культуры и спорта было вложено почти 1,87 млрд.рублей. Ещё год назад эта сумма была вдвое меньше. Основное финансирование было направлено на строительство 3-х групп спортивных объектов. Почти все эти средства выделены по линии «Единой России».

Первое. ФОКи и спортплощадки в муниципальных образованиях области. Сданы в эксплуатацию бассейн в Новоульяновске, крытый стадион с искусственным льдом и современными открытыми площадками в Новоспасском.  В стадии строительства в муниципалитетах еще 8 спортивных объектов. В районах области действует более 1 200 открытых спортивных площадок. За 2012 год их количество увеличилось на 31 единицу.

Второе. Спортивные объекты для профессионального занятия спортом с возможностью их использования для массовых занятий. В этом году будет сдан Легкоатлетический манеж, преобретен в областную собственность недостроенный спортивный комплекс для создания «Центра единоборств», идет строительство Ледового Дворца на 5000 зрительских мест. Именно на его строительстве мы впервые на практике реализовали механизм концессии.

В проектной стадии находятся Дворец художественной гимнатики и бассейн в Димитровграде.

Третье. Строительство и реконструкция спортивных сооружений при образовательных учреждениях. Реконструирован стадион Ульяновской Государственной Сельскохозяйственной Академии имени П.А.Столыпина. Модернизирована биатлонная база «Заря» при УлГУ. В 2013 году начнется строительство бассейна при педуниверситете.

Да, это достаточно трудно для нашего бюджета и бюджетов муниципальных образований. Однако убежден, в перспективе это скажется на уменьшении затрат на содержание системы здравоохранения, будет способствовать снижению антисоциального поведения.

Образование.

Общий объём финансирования образования региона в 2012 году составил почти 7,6 млрд. рублей. Это на 25% больше, чем годом ранее. В рамках программы модернизации 639 миллионов рублей было направлено на приобретение учебного оборудования, спортивного инвентаря, оборудования для медицинских кабинетов и столовых, модернизацию школьных библиотек и пополнение их фонда. Закуплена новейшая компьютерная техника. В 77 учреждениях созданы условия для введения электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Закуплено 54 школьных автобуса разной вместимости.

Инфраструктурные изменения затронули 110 школ. Более 150 миллионов рублей было направлено на капитальный ремонт зданий, в четырёх муниципальных школах были ликвидированы аварийные ситуации. Мы начали возводить и проектировать новые школы: построено здание на 224 места в селе Большой Чирклей Николаевского района. Подготовлен проект на строительство пристроя школы и спортивного зала в школе с.Ермоловское Вешкаймского района.

Вложения в общее образование сказываются на качестве образования и на его результатах. В 2012 году выросли коэффициент успеваемости школьников, доля отличников, показатели ЕГЭ, количество выпускников школ, набравших 100 баллов на едином госэкзамене и число участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Двенадцать человек стали победителями и призерами.

Особое внимание в соответствии с Указом Президента России № 599 мы уделяли обеспечению дошкольным образованием детей в возрасте от трёх до семи лет. В 2012 году создано 3190 новых мест в детских садах области. Получили развитие и альтернативные формы дошкольного образования и воспитания.

Мы решим задачу повышения уровня доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет с нынешних 79,6% до 100%. Для этого в 2013-2018 годах планируется создание 5825 новых мест в детских садах, в том числе в 2013 году – 2477 мест. Мы будем открывать как дополнительные группы в действующих образовательных учреждениях, так и возвращать здания, использующиеся не по назначению, строить новые.

Еще одна сверхважная задача, которая стоит перед региональной системой образования – подготовка квалифицированных кадров для имеющихся и создаваемых производств. Это важнейшее условие закрепления в регионе инвесторов. Условие, без которого нет будущего и у действующих предприятий.

За последние пять лет в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования было открыто 16 новых профессий и специальностей. Создано 9 региональных ресурсных центров. В том числе в 2012 году в Димитровграде на базе профессионального училища № 3 состоялось открытие второго центра, организованного совместно с ООО «Роберт Бош».

Мы продолжим развитие образовательного кластера Димитровграда. В городе будет создан многофункциональный центр прикладных квалификаций.

При непосредственном участии работодателей до 2015 года мы планируем реализовать и еще один не имеющий аналогов в ПФО проект – открыть самый крупный в округе ресурсный центр международного уровня по подготовке кадров для авиационного кластера.

Для реализации проектов в Димитровграде и Ульяновске потребуется модернизация учебно-материальной базы двух колледжей на общую сумму 500 млн. руб.

Продолжит развитие в регионе и система дуального образования. Экспериментальной площадкой является профучилище № 31 и ОАО «Утес»».

 Жилье.

В 2012 году введено 607,5 тыс. кв. м жилых площадей, что на 10% выше аналогичного показателя предыдущего года. За последние 7 лет объём вводимых в эксплуатацию жилых площадей удвоился.

Вместе с тем мы понимаем, что рынок жилья по-прежнему является труднодоступным для большей части населения нашего региона.

Трудно не согласиться с позицией Д.А.Медведева, который  сказал:  «…целевым ориентиром для нас должны быть граждане, которые не имеют высоких доходов, потому что граждане, которые таковые имеют, свои жилищные проблемы давно решили…».

По итогам 2012 года стоимость 1 кв.м. жилья на первичном рынке соответствует двум среднеобластным месячным зарплатам (34,2 тыс. рублей). Таким образом, квартира в 33 кв.м. оценивается в 5,5 лет труда одного члена семьи. Это также среднее значение по ПФО. И это при условии, что вся зарплата за этот период направляется исключительно на эти цели. Напомню цифру, которую я сегодня уже называл – больше половины жителей нашего региона получают зарплату ниже средней.

Задачу, которую мы ставили перед собой в 2012 и ставим в текущем году – повышение доступности жилья для жителей региона. Что мы делали и делаем для этого?

Первое. Увеличиваем объемы строительства. В 2013-м  построим порядка 620 тысяч, а в 2016 году сдадим практически 1 миллион квадратных метров.

Второе. Стараемся максимально удешевить жилье. Финансируем строительство инфраструктуры (дороги, теплотрассы, освещение). На эти цели в прошлом году было направлено более 760 млн.рублей, почти на треть больше показателя предыдущего года.

Предоставляем застройщикам типовую проектно-сметную документацию. Реализуем проекты комплексной застройки территорий. Это проекты «Запад-1»  и «Запад-2».

Третье. Задействуем федеральные программы и средства федерального бюджета, выделенные под эти программы. Так только по линии выполнения Указа Президента «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»  в область в 2012 году поступили денежные средства в размере 852,0 млн. рублей. Треть этих средств ушло на приобретение жилья на первичном рынке. По программе «Переселение граждан, проживающих на территории области, из аварийного жилищного фонда в 2011 и 2012 годах» на первичный рынок жилья направлено 236,8 млн.рублей. И это только часть программ, по которым мы работаем.

Четвертое. На действующей инфраструктуре в Ульяновске приступили к реновации жилья.

Пятое. Реализуем собственные программы (именной капитал «Семья», программа по решению проблем обманутых дольщиков и т.п.), вводим свои меры поддержки. Широко задействуем ипотеку. Поддерживаем работников бюджетной сферы – путём предоставления социальных выплат из бюджета для погашения половины первоначального взноса на приобретение жилья в ипотеку.

Шестое. Строим жилье во всех муниципальных образованиях области. По итогам прошлого года  целевой показатель по темпам  роста жилищного строительства выполнен в 20 муниципалитетах.

Важно, что к принципам комплексной застройки сегодня начинают переходить и районы области.

В Новоспасском районе возводится целый квартал, в котором предусмотрено строительство детского сада на 260 мест, школы, шести магазинов, административных зданий и 350 индивидуальных жилых домов. Земельные участки в квартале «Южный» с подведенными инженерными сетями позволят максимально снизить стоимость квадратного метра жилья для индивидуальных застройщиков. Часть участков получат многодетные семьи.

Еще один проект комплексной застройки со строительством инженерной инфраструктуры, социальных объектов и благоустройством зоны отдыха реализуется в Майнском районе (с. Белое Озеро).

Отдельное направление работы связано с исполнением Указа Президента от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В рамках этого указа многодетным семьям уже предоставлено 630 земельных участков под строительство. До конца 2013 года будет выделено еще почти 2,4 тысячи участков. Таким образом, участками мы обеспечим все многодетные семьи, изъявившие на сегодняшний день желание получить землю.

В Законодательном Собрании находится еще один важный законопроект. Он расширяет категории граждан, которым предоставляются бесплатные земельных участки. Это право получают многодетные приёмные семьи, ветераны боевых действий, инвалиды войны и инвалиды вследствие военной травмы.

Демография.

Уважаемые коллеги!

Решая сегодня жизненно важные для жителей области вопросы, мы всегда помним, что всё, что мы делаем, направлено на достижение одной самой важной цели – народосбережение. Мы хотим видеть на нашей земле как можно больше дружных, крепких семей, в которых бы росли красивые, здоровые, счастливые дети.

Сегодня для нашей страны такой подход является частью национальной идеи. Абсолютно согласен с позицией Президента страны В.В.Путина: либо мы сможем открыть для людей, особенно молодых, «жизненную перспективу трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильем, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей, быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадежно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну».

Мы одними из первых стали смотреть на демографическую политику как на важнейший приоритет, ежегодно совершенствовали её и продолжаем совершенствовать сейчас. Поэтому считаю совершенно заслуженными те позитивные результаты, которых мы добиваемся на протяжении последних нескольких лет.

В 2012 году в Ульяновской области родилось более 14 с половиной тысяч малышей. Это лучший показатель по рождаемости начиная с 1995 года! При этом количество рождений в области увеличивается уже седьмой год подрядВ текущем 2013 году мы также наблюдаем рост числа новорождённых. 

Продолжается и тренд на снижение смертности. За последнее десятилетие она уменьшилась в нашем регионе на четверть – на 6 тысяч человек в годовом исчислении. Снижение смертности в прошлом году наблюдалось в двадцати муниципальных образованиях области.

Естественный прирост населения отмечен в 10 населенных пунктах области, в том числе и в городе Ульяновске.

Радуют и другие демографические показатели. Снизилась младенческая смертность – область в 2012 году была единственным регионом ПФО, где наблюдалось её уменьшение. Всего по России было восемь таких регионов.

Больше становится многодетных семей. За три последних года их количество увеличилось на тысячу и сейчас составляет 5 789 семей.

Расходы областного бюджета на социальную поддержку беременных женщин и семей с детьми ежегодно растут, в 2012 году они составили 444 миллиона рублей. Число мер поддержки многодетных выросло с 2006 года с 6 до 9.  В 2013 году начинают действовать ещё 4 меры, самой важной из которых является выплата пособия на детей до трёхлетнего возраста из малообеспеченных многодетных семей.

Не уходим мы и от такой острой для нашего общества проблемы, как сиротство. Я неоднократно формулировал наши принципы в этой сфере. Главный из них – это принцип приоритетности семейного воспитания. Необходимо максимально сохранять для ребёнка кровную семью. С 2007 года произошло двукратное сокращение количества выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уменьшается и число воспитанников детских домов и интернатов.

В целях стимулирования семейного устройства до 100 тысяч рублей увеличено единовременное пособие при усыновлении. С 2013 года будет повышено и вознаграждение приёмным родителям. При этом с 2009 года для нашего региона не актуальны вопросы, связанные с иностранным усыновлением.

По обеспеченности жилыми помещениями детей-сирот наша область в 2012 году занимала первое место в ПФО.

Несмотря на очевидные успехи региона в сфере демографии, существуют и проблемы. Слабой пока ещё остаётся наша позиция по показателю родившихся детей на тысячу населения – по коэффициенту рождаемости мы по-прежнему занимаем одиннадцатое место среди регионов Приволжского округа.

В результате превышения уровня смертности над уровнем рождаемости происходит сокращение населения. Помимо естественной убыли населения более четырёх тысяч человек область потеряла в результате миграционных процессов.

Чтобы преодолеть естественную убыль населения должна сохраняться тенденция дальнейшего увеличения числа вторых и третьих детей в семьях ульяновцев и увеличиваться  продолжительность жизни. Мы также провели подготовку для вхождения Ульяновской области в программу переселения соотечественников на территорию региона.

В целом мы успешно справляемся с достижением целевых показателей плана «Демография+», рассчитанного до 2015 года, и Концепции семейной политики на период до 2025 года. В ближайшие годы наши меры должны привести к окончательному преодолению регионом естественной и миграционной убыли населения.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов о направлениях, которые в наибольшей степени беспокоят и Правительство области, и имеют большой отрицательный общественный резонанс.

 ЖКХ.

В первую очередь это касается ЖКХ. Эта тема среди самых актуальных в проблемном поле на протяжении последних нескольких лет.

По-прежнему большая часть граждан не готова брать на себя ответственность за состояние дел в собственном доме, в собственном подъезде или даже на собственной площадке.

По-прежнему часть «коммунального» бизнеса не желает прозрачно и открыто работать. Главной и единственной целью такого бизнеса является извлечение прибыли, превращение подконтрольных им структур в незаконные «кормушки» для себя и членов своих семей.

Действительно, бизнесу есть за что бороться и есть что терять. Общая сумма платежей жителей области за услуги ЖКХ по итогам 2012 года составила 12,5 млрд.рублей.

Совместно с правоохранительными органами мы достаточно жестко старались реагировать на нарушения в сфере ЖКХ. Так по итогам 2012 года было возбуждено 37 уголовных дел по причине неправомерного использования организациями жилищно-коммунального комплекса финансовых ресурсов. Только за первый квартал текущего года мне поступило 900 обращений граждан, в той или иной мере касающихся злоупотреблений в сфере ЖКХ.

Однако очевидно, что негативная ситуация приобрела системный характер и требует кардинального пересмотра подходов в организации работы управляющих компаний. Абсолютно утрачено доверие и к ним, и к действующим механизмам, в рамках которых работает отрасль.

Мы направили ряд предложений в Правительство РФ, которые помогут изменить ситуацию. Предложили передавать инженерную инфраструктуру в аренду или концессию только на основании инвестиционных соглашений о глубокой модернизации передаваемого комплекса. Формировать крупные управляющие компании и ресурсоснабжающие организации только на принципах государственно – частного партнёрства.

Сегодня в Ульяновске 40 компаний и 100 млн. рублей тратится на их содержание. Эти средства могли бы быть направлены на решение действительно важных проблем: ремонт крыш, водоснабжения. Нет смысла содержать такое количество компаний. Нам ничего не мешает пойти по пути их укрупнения. В срок до 1 мая (то есть уже к середине следующей недели) будет разработан пошаговый план мероприятий по созданию во всех муниципальных образованиях Ульяновской области больших управляющих организаций, подведомственных государству и муниципалитетам (ответ на вопрос Кругликова).

Повторюсь, государство возвращается в сферу управления жилым фондом.

Еще одна инициатива, которую я поручил проработать региональному Министерству труда и социального развития – снижение в течение 5 лет доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи с 22% до 10%.

Намерены мы способствовать и тому, чтобы сами граждане более активно отстаивали свои права. У нас уже действует Координационный областной совет собственников жилья. В прошлом году его роль была весьма заметной. В настоящий момент начали создание Регионального центра общественного контроля в ЖКХ. Также решён вопрос о создании Центра жилищного просвещения на базе областного Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса и энергоэффективности.

Уверен, всё это будет способствовать повышению уровня участия общественности в регулировании отношений, возникающих в жилищно-коммунальном комплексе области.

Обозначу свою позицию и по вопросу капитального ремонта жилья. Об этом также были вопросы от депутатского корпуса. Прежде всего, хочу подчеркнуть: капремонт воспринимается нами не как проблема, а как задача. Задача, которую мы из года в год решаем.

С 2009 область получила из Фонда ЖКХ на реализацию программ переселения из аварийного жилищного фонда  почти 800 млн. рублей. По состоянию на 1 апреля 2013 г. переселено более 1800 граждан из 73 аварийных домов. До 31 декабря планируется переселить ещё 717 граждан из 47 аварийных домов.

Почти 2,4 млрд. рублей область получила на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Отремонтировано более 1,5 тысяч многоквартирных домов общей площадью 4,9 миллионов квадратных метров, более 200 тыс.человек смогли улучшить условия проживания.

Причём наш регион постепенно переходит к большей самостоятельности. Разработан и находится на согласовании в муниципалитетах, областных ведомствах и государственно-правовом отделе аппарата заксобрания области проект Закона области «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области».

Если раньше мы проводили капремонт исключительно в сопровождении федерального Фонда ЖКХ, то сегодня – в рамках новой областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области» до 2020 года – мы стремимся привлекать исключительно внутренние ресурсы, создавая своеобразный накопительный фонд капремонта.

Указанную программу мы запустили в 2012 году. В этом смысле 2013-й год во многом является экспериментальным. На сегодняшний день решение об участии в ОЦП приняли жители 68 домов региона. Общая сумма накоплений с начала реализации программы к середине апреля составила  уже 4,4 млн рублей.

Капитальный ремонт в домах, которые приступили к накоплению в 2012 году и успели собрать необходимые средства, будет начат уже в 2013 году. В рамках проведения самих ремонтных работ доля средств, вкладываемых жителями, составит 20%. Ещё по 40% добавят областной и муниципальные бюджеты.

Вторая острая тема касается состояния наших дорог.

Дороги. Транспорт.

В 2012 году мы вернулись к формированию дорожного фонда области. Его объем составил более 2,3 миллиардов рублей. Рост фактически в 2 раза по сравнению с 2011 г.

Восстановление дорожного фонда позволило начать работы по ремонту автодорог регионального и межмуниципального значения после продолжительного перерыва. На средства дорожного фонда отремонтировано и реконструировано в 2012 году более 160 километров автомобильных дорог, введены в эксплуатацию ряд новых дорожных объектов.

Общий объем финансирования дорожного хозяйства составил почти 4 млрд.рублей, а реконструированная сеть дорог более 210 км

В 2013 году на 33% до 3,1 млрд. рублей вырастет и объем дорожного фонда и до почти 7 млрд.рублей общее финансирование дорожного хозяйства. Данные средства позволят провести работы по ремонту и реконструкции автодорог протяженностью более 350 км, в том числе 5 мостовых переходов.

Еще один существенный результат работы. Часть средств в объеме более 330 млн.рублей была направлена в виде субсидий дорожно–строительным организациям на возмещение затрат, связанных с приобретением дорожно–транспортной техники. Приобретено 47 единиц специализированной техники.

В 2013 году мы дополнительно в лизинг закупили еще 115 единиц техники. При этом большая ее часть ушла в муниципальные образования. Они впервые за многие годы получили возможность самостоятельно решать задачи содержания дорожной сети. На эти цели направлено почти 300 млн.рублей.

Таким образом, восстановление дорожного фонда области положительно сказывается на всех аспектах дорожной деятельности региона. Что же нас беспокоит?

Первое. Общий объем работ, который необходимо выполнить. В настоящее время более 3200 км или 70 % от общей протяжённости автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения требуют проведения ремонта, почти 22% (или около 1 тысячи км) требуют капитального ремонта. Для приведения действующей сети автомобильных дорог в нормативное состояние необходимо 45,2 млрд. рублей

Второе. Эффективность использования средств. Ресурсы, которые мы вкладываем огромны. Но качество работ не соответствует потраченным деньгам. Каждую весну мы наблюдаем примеры, когда дороги буквально смываются вместе с талыми водами.

Неудивительно, что и проблема состояния дорожного полотна характеризуется гражданами как одна из наиболее острых, 67% респондентов назвали ее в числе самых главных.

Мы не можем и не должны мириться с ситуацией, когда выполненных работ хватает лишь на один сезон, а иногда и меньше. Подрядчики зачастую во главу угла ставят скорость, а не качество работ.

Какие меры мы предпринимаем, чтобы изменить ситуацию? Расторгаем контракты в случае нарушений со стороны подрядчиков, штрафуем (за прошлый год по областным дорогам без учета дорог муниципальных штрафы составили 26,7 млн. рублей), используем практику гарантийного ремонта дорог за счет средств подрядчика. Такой подход в частности будет применен и к дороге «Ульяновск-Димитровград-Самара», и к дорогам областного центра. В Ульяновске по гарантийным обязательствам отремонтируем дорожное полотно на 19 улицах. Ремонт уже начат и завершится до 30 июня 2013 года.

К сожалению, пока принимаемых мер не всегда достаточно. Требуется комплексный подход. Необходимо модернизировать асфальтобетонные заводы, усиливать лабораторный контроль, привлекать независимые организации и общественность для контроля за ремонтом. Все это мы уже начали делать, но делаем это пока очень медленно. 

Малый бизнес. Предпринимательство.

Еще одна задача, которую мы решали в последние годы нашей совместной работы – создание мощного инициативного предпринимательского класса на территории области. Для этого мы использовали самые разнообразные механизмы, оказывали и финансовую поддержку даже в сложных условиях кризисного бюджета.

В результате малый и средний бизнес стал существенной частью нашей экономики, важным ресурсом развития.

За период с 2010 по 2012 год индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия инвестировали в областную экономику не менее 100 млрд. рублей. Ежегодно растут налоговые отчисления в бюджет. Только по двум видам налогов в прошлом году от малого бизнеса в бюджет региона поступило свыше 1,7 млрд. рублей (на 300 млн. руб. больше, чем в 2011 году).

Огромен вклад этого сектора в стабилизацию ситуации на рынке труда. Несколько лет подряд именно здесь создается от 70-80 процентов всех рабочих мест.

К сожалению, именно этот сегмент экономики сейчас переживает существенные трудности. С декабря прошлого года  почти 5 тысяч индивидуальных предпринимателей снялись с учета в налоговых органах региона. Причина – двукратное увеличение с взносов в Пенсионный фонд. Мы 5 лет прилагали огромные усилия для легализации деятельности ИП. И вот результат: бизнес опять начал уходить в тень.

Мы направляли в Правительство РФ нашу оценку и предложения по корректировке федерального законодательства. В самое ближайшее время ситуация будет исправляться.

Наша с вами основная задача – вернуть людей в легальный бизнес, в том числе через механизмы масштабной грантовой поддержки предпринимательских проектов на территории муниципальных образований. Средства в федеральном бюджете на эти цели имеются. При условии нашего софинансирования мы можем привлечь под эту задачу до 100 млн.рублей.

Уважаемые коллеги!

В одном, даже большом выступлении, нет возможности остановиться на всех вопросах. Завершая выступление, я хочу напомнить, от власти ждут реальных шагов по увеличению доходов, повышению качества жизни, благоустройству наших городов и сел, выстраиванию диалога с обществом, поддержке конструктивных инициатив. Нужны реальные дела. Только они могут стать основой для поддержки того курса, который уже стал мощным фундаментом развития, и который позволит нам добиваться новых успехов и в дальнейшем.

Спасибо за внимание!