В рамках Года Германии в России в Ульяновском областном театре кукол им. Валентины Леонтьевой в середине апреля прошла Международная творческо-образовательная лаборатория «Театр -Класс!».
По словам директора этого театра Александра Колтуна, задача лаборатории – найти пути к тому, чтобы дети и взрослые стали ближе к искусству театра кукол, а для этого нужны театральные педагоги. Институт театральных педагогов появился в СССР, но в лихие 90-е годы он практически перестал существовать. Сейчас можно по пальцам пересчитать театры для детей, где есть ставка педагога.
В прошлом году, на Международном культурном форуме в Ульяновске, коллектив театр кукол провел «круглые столы» по театральной педагогике с участием Российского академического молодежного театра, где есть зрительский клуб, который растит и образовывает своих зрителей. В этом сезоне и в Ульяновском театре кукол был создан театральный клуб для детей и взрослых.
«Театр – Класс!» продолжил эту работу. Для участия в лаборатории приехали не только театральные педагоги России, но и Германии. Последние в свое время восприняли опыт театральной педагогики СССР. Теперь они делятся им с нами, возвращая утраченное.
– Мы хотим, – отметил Александр Колтун, – привлечь внимание властей к проблеме театральной педагогики. Настала пора начать готовить в театральных вузах таких специалистов и вводить их в штатное расписание театров для детей.
Программа лаборатории была рассчитана не только на специалистов. На сцене театра давали спектакли для публики. Ульяновский театр кукол показал три постановки, из которых две – премьерные. Это спектакль для взрослых «Фрекен Жюли» по мотивам пьесы А. Стриндберга (режиссер Алексей Уставщиков). Еще одна премьера – «Господин Белло и волшебный эликсир» Пауля Маара – адресована детям. Ее, как и другой из показанных спектаклей – «История о чайке и коте, который научил ее летать» Луиса Сепульведы – поставил режиссер из Франции Мишель Розенманн.
Российский академический молодежный театр привез спектакль «FSK-16» Кристо Шагора (режиссер Яна Лисовская, Ганновер).
Большой резонанс у зрителей вызвал спектакль «Парк осколков» Государственного молодежного театра из немецкого города Висбаден. Пьеса создана на основе дебютного романа Алины Бронски, которая родилась в СССР и была в детстве увезена родителями в Германию.
Спектакль, поставленный режиссером Теодросом Адебиси, – о взрослении юной Саши, которая становится только сильнее от испытаний. Она живет во Франкфурте в районе «Парк осколков» для эмигрантов из СССР, чьи судьбы сломаны непривычными обстоятельствами жизни. Саша сама – маленький осколок большой и некогда мощной империи. И ее жизнь раскололась на кусочки после убийства матери отчимом…
Саша – единственное действующее лицо спектакля. Но благодаря талантливому исполнению молодой актрисы Каролины Фройнд на сцене оживают ее родственники, друзья и недруги. Все они вместе взятые навевают воспоминания о Достоевском и персонажах его романов, что, конечно же, не случайно, учитывая русское происхождение автора «Парка осколков».
Несмотря на то, что спектакль шел на немецком языке – текст перевода синхронно с речью актрисы появлялся на экране, – молодые зрители все прекрасно поняли и всей душой сочувствовали героине…
Проект Ульяновского театра кукол был осуществлен при поддержке Гете-Института, Союза театральных деятелей России, Российского академического молодежного театра, фонда «Ульяновск – культурная столица».