Побывавший в 1838 году в Симбирске сенатор П. Сумароков отметил: «Город расположен правильно, прекрасно, лучше всех прежних (Тулы, Воронежа, Тамбова, Пензы и др.). Лучшая улица, Саратовская, шире всех улиц петербургских, кроме Невского проспекта. Другие: Покровская и Московская не столь хороши, но – хороши». Как отмечает краевед Жорес Трофимов, в этом несомненна заслуга губернского архитектора Михаила Рушко. В ходе очередной лекции о Симбирске, которые дважды в месяц проходят в историко-мемориальном центре Ивана Гончарова, краевед рассказал о том, что именно архитектор изменил в плане Симбирска 1800 года, о теперь уже снесенных Доме Карамзина и Доме Губернатора, а также о других проектах начала 19 века, в которых участвовал архитектор Рушко, бывший, кстати, швейцарским подданным.

До приезда в наш край зодчий Михаил Рушко был мастером каменных дел в Москве. В 1790 году представитель симбирской казенной палаты уговорил его отправиться в далекое Поволжье и стать «машинным мастером мелекесских и других винокуренных заводов» в Симбирской провинции. Но вскоре симбирский и уфимский генерал-губернатор барон О.А. Игельстрем «позвал» его на место главного зодчего Симбирской провинции.

Одной из масштабных работ Рушко стали изменения генерального плана Симбирска, утвержденного Екатериной II еще в 1780 году. Изменения 1800 года коснулись, прежде всего, центральной части города с остатками кремлевской крепости, рассказывает Жорес Трофимов. Он сохранил основные черты плана 1780 года, в частности, радиально-полукольцевую планировку центра в сочетании с прямоугольной на окраинах.

Обратим внимание на нововведения плана 1800 года.

Прежде всего, скажем, что территория Симбирска по плану 1800 года официально расширена до 500 десятин (в первой половине 18 века было 120).

Изменилась главная, Соборная, площадь. Если ранее она была круглой формы, то теперь стала квадратной.

А вот Большая Саратовская улица: бульвар стал одинаковой ширины на всем протяжении (до 30 сажен). Он стал композиционной магистралью.

На прошлом городском плане не было Александровского сада (о нем мы недавно писали). На этом плане за южной границей города, как отмечал Б. Аржанцев, была обозначена трехлучевая композиция Александровского сада и перед ним – квадратная площадь (сейчас площадь III Интернационала).

На плане Рушко были обозначены усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, а не только кварталы.

Особое внимание архитектор уделял центру Симбирска. Он участвовал в создании лучших усадеб (Ермоловых, Хованских, Языковых, Гончаровых, Столыпиных, Тургеневых, Карповых, Андреевых (Барыкиных) и многих других).

Дом Карамзина и Дом губернатора

Имя Рушко связано и с известными зданиями Симбирска, которые, увы, к нашему времени уже снесены, рассказывает дальше Жорес Трофимов.

Во времена, когда Рушко работал в Симбирске, в Петербурге заговорили о размещении резиденций начальника губернии и вице-губернатора, а также различных казенных учреждений, в том числе архивов, губернского правления и т.д. Денег, как всегда, не хватало, поэтому не везде строились новые дома, а старались приспособить под это частные дома, приобретаемые казною.

Так, для резиденции Михаил Рушко рекомендовал приобрести двухэтажный каменный особняк коллежского асессора Василия Карамзина (старшего брата историографа Государства Российского Николая Карамзина) на Верхненабережной улице с прекрасным видом на Волгу. Сейчас от него остались только воспоминания да фундамент на улице Пролетарской, около общежития УлГПУ). Василий Карамзин соглашался продать дом с садом, чтобы приспособить эту усадьбу под жилье губернатора и его служебную канцелярию.

За время переписки с Петербургом губернатор уже сменился (в 1803 году им стал князь С. Н. Хованский), и дом Карамзина с мебелью, пристройками, садом казна купила всего лишь за 8 тысяч рублей. Впрочем, дом князь отдал вице-губернатору, а сам поселился в двухэтажном каменном особняке Бестужева (Дом губернатора).

Тогда же Рушко составил проект и смету на приспособление домов Карамзина и Бестужева под резиденции вице-губернатора и губернатора. Дом Карамзина было необходимо расширить, и Рушко составил проект: длина по переднему фасаду увеличилась на четыре окна. Таким видел дом Александр Пушкин, схематично запечатлевший его на рисунке 15 сентября 1833 года по пути из Симбирска в Оренбург, рассказывает Жорес Трофимов. К сожалению, дом снесли в 1960-х годах.

Та же судьба – и у Дома губернатора, бывшего бестужевского дома. Михаил Рушко его перестроил, придав губернаторскому особняку монументальность. Здесь останавливались Александр I (проездом из Петербурга в Оренбург), Александр Пушкин, сюда на службу приходил выпускник Московского университета Иван Гончаров.

Также здесь останавливались Николай I, позднее – его наследник, будущий Александр II (в сопровождении поэта В. А. Жуковского), дважды в доме бывал Александр III и многие другие.

В советское время дворец заняли рабочие и солдаты, а здание стало называться «Дом Свободы». В 1917-м здесь размещался Совет рабочих и солдатских депутатов, а потом комитет РСДРП (б). В 1960-х годах в Доме гуюернатора размещались областной комитет радио и телевидения, другие учреждения, а в 1968-м году здание снесли, несмотря на протесты общественности.

Дом полицеймейстера

Жорес Трофимов рассказал еще об одном доме, перестроенном по проектам Рушко, но впоследствии снесенном. Речь идет о двухэтажном каменном доме чиновника А. В. Зубова, который был перестроен под помещение полицмейстера и управление полиции Симбирска. Дом стоял на углу Дворцовой улицы (ныне Карла Маркса) и Полицейского переулка (сейчас Пожарный переулок). Но, увы, здание вместе с остатками бывшего женского Спасского монастыря было снесено.

Присутственные места

Также имя архитектора Рушко связано со зданием присутственных мест (сейчас УГСХА), которые во многих городах строились с учетом разработанных для провинции типовых проектов (в данном случае, академика А. Д. Захарова).

Но присутственные места Симбирска несколько отличались от подобных казенных зданий, строившихся в начале 19 века. Здание в Симбирске Рушко сделал украшением города, поместив его рядом с главной, Соборной, площадью фасадом к Волге. Оно очень торжественно смотрится на Венце.

Жорес Трофимов рассказывает, что в архивах сохранились и оригинальные проекты Михаила Рушко на сооружение в Симбирске служебных зданий, например, корпуса для казенной палаты, но из-за недостатка средств они не были осуществлены. Также Рушко почти одновременно с архитектором М. П. Коринфским создал проект нового кафедрального собора (Александра Невского), но не победил в творческом соревновании. Кстати, по проекту Рушко построен пятиглавый храм в деревне Пятино Инзенского района.

По его проектам (или типовым, но с его ведома и под его наблюдением) Симбирск застраивался домами с мезонинами‚ антресолями и мансардами, обширными садами и хозяйственными постройками.

Михаил Рушко служил губернским архитектором Симбирска 36 лет (до выхода в отставку в 1828 году). Он внес вклад не только в строительство Симбирска, но и уездных городов (Сенгилея, Ставрополя, Самары, Сызрани, Карсуна‚ Канадея, Тагая, Алатыря, Ардатова, Курмыша, Буинска и других).

За труды по производству работ в доме симбирской комиссариатской комиссии для приема сукон (улица Кузнецова) Рушко был удостоен награды военного ведомства.

Фото Улграда. Использованы материалы книги Жореса Трофимова «Симбирск и симбиряне», 1997 г.