Михаил БЕЛЫЙ
Все больше россиян отказываются работать даже за большие деньги, предпочитая получать социальные пособия.
Накануне 1 Мая – праздника труда во многих странах мира – власти Ульяновской области предложили отменить пособия по безработице всем категориям граждан, кроме матерей-одиночек. По мнению местных чиновников, большинство безработных в действительности не хотят трудоустраиваться и предпочитают жить на пособие, размер которого достиг почти 5 тыс. рублей. По словам экспертов, Россию охватывает «итальянский синдром», когда все больше и больше граждан в возрасте 30–40 лет заняты исключительно прожиганием жизни. Социологи же утверждают, что около половины россиян готовы бросить свою нынешнюю работу не ради перехода на другую, а чтобы иметь возможность заниматься домом или развлекаться.

В нынешнем году в российских вузах при подведении статистики по трудоустройству своих выпускников ввели новую графу «Не хотят работать». Как объяснили «НИ» в Минобразования, это связано с тем, что многие выпускники, получая диплом, даже не пытаются искать работу, а сразу «оседают» дома, выбирая безработный образ жизни и даже не пытаясь определить свою востребованность на рынке труда.

Не рвется работать и поколение постарше. Так, 29-летняя жительница Саратовской области Светлана Савельева рассказала «НИ», что уже почти полгода вместо зарплаты получает пособие по безработице: «Устроиться на высокооплачиваемую работу крайне сложно – нужны очень хорошие связи, знакомства. А на работу за 7–8 тыс. рублей я и сама не пойду. Гораздо выгоднее получать пособие, не выходя из дома».

Размер пособия по безработице в нынешнем году достиг 4,9 тыс. рублей, что сопоставимо с уровнем зарплаты во многих сферах. Нежелание россиян работать за чуть большие деньги, чем составляет пособие, побудило власти Ульяновской области выступить с предложением отменить выплату пособий по безработице большинству категорий граждан. Заместитель ульяновского губернатора Светлана Опенышева полагает, что пособия нужно сохранить только матерям-одиночкам, которые приносят хотя бы пользу тем, что воспитывают детей: «Вы посмотрите, сколько людей у нас стоит сейчас на бирже труда! Многие из них размышляют так: зачем идти за пять-шесть тысяч работать, я лучше на пособии посижу». По словам г-жи Опенышевой, «речь идет о настоящем иждивенчестве», когда «здоровые люди, имеющие руки, ноги, голову», не хотят работать, а лишь ходят в службу занятости отмечаться и получать пособие.

Согласно недавнему исследованию фонда «Общественное мнение», ряды безработных готовы пополнить около половины россиян (43%). Эти люди хотят уволиться, чтобы посвятить время дому или развлечениям. По данным исследования кадрового агентства Kelly Services, ненавидят свою работу три четверти граждан (74%). Выкладываться даже ради денег подавляющее большинство также не готово: подработки имеет только каждый десятый.

«Работы сейчас навалом. Деньги тоже есть. Но людям, особенно молодежи, совсем не хочется работать. Я это вижу регулярно во время встреч со студентами. Рассказываю о том, что готов платить, но почти никто не слушает, большинство вообще сразу поворачиваются спиной», – делится с «НИ» своими впечатлениями предприниматель Дмитрий Ежов. По его словам, такая ситуация сегодня наблюдается во всех отраслях: «Когда я встречаюсь с бизнесменами и промышленниками, они не устают жаловаться – можем платить деньги, причем солидные, но работать некому. Люди хотят сидеть дома».

В России потеряна культура труда, поясняет «НИ» член Общественной палаты Кировской области Николай Пихтин. По его словам, в провинции после закрытия массы оборонных заводов без работы оказалась громадная масса работников, в том числе высокой квалификации: «Люди не адаптировались к новым условиям, большая часть их вообще не приняли новую действительность. Одни спились, другие встали на учет как безработные и получают пособие, а третьи живут «шабашками».

Эксперты также говорят о распространении в России так называемого «итальянского синдрома», когда здоровые 30–40-летние граждане принципиально не хотят работать и предпочитают тратить время исключительно на развлечения. «В Европе такой тип населения уже сложился, и сейчас это явление охватывает Россию. «Итальянский синдром» становится опасным для государства», – говорит «НИ» политолог Руслан Гереев. По его словам, «российское государство провоцирует подобный паразитизм», так как «вместо привлечения молодежи к труду занимается трудовым импортом», поощряя наем на неквалифицированные должности мигрантов из стран Средней Азии.

Еще одна причина нежелания россиян работать – получение того, о чем многие из них раньше только мечтали. «У людей долгие годы были несколько целей: квартира, машина, дача, гараж для машины. Многие в настоящее время это получили. И что дальше? Работать за идею люди не хотят, потреблять ради потребления – не умеют. Вот и взяли перерыв, чтобы осмыслить, что делать дальше», – полагает в беседе с «НИ» депутат Ульяновской городской думы Григорий Каленов.

Длительное отсутствие работы приводит к атрофии навыков, и снова начать трудиться многие из этих людей уже не смогут, указывает в беседе с «НИ» психолог Наталья Мишина: «Если человек полгода или год посидит дома без определенного занятия, то потом ему будет крайне тяжело войти в прежнюю колею, найти себя. Поэтому многие и решают – дескать, я лучше дома посижу. А это очень затягивает». К тому же если раньше сидеть дома считалось зазорным, то теперь, по словам психолога Мишиной, подобное воспринимается нормально, а «ненависть к работе у многих такова, что превосходит даже желание зарабатывать и жить красиво, посещая дорогие кафе и магазины».

Вы бы хотели жить не работая?

Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик:
– Я отношусь нормально к тем людям, которые не работают, но при этом получают деньги законным путем. Я и сам в молодости не желал трудиться. Мне это было неинтересно и хотелось чего-то другого. В Советском Союзе сажали за тунеядство, и я всячески избегал встреч с милицией, так как я не состоял на постоянной работе. Сейчас, слава богу, такой статьи нет.

Евгений ЧЕРНОУСОВ, адвокат, полковник милиции в отставке:
– Я не разделяю позицию тех людей, которые не хотят работать. Среди моих знакомых работают и люди трудоспособного возраста, и пенсионеры, которые хотят вести активную жизнь и в своем настоящем возрасте, а не сидеть дома и заниматься ничегонеделанием.

Виктор ТРАВИН, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
– Сейчас найти хорошую работу очень тяжело, еще сложнее – хорошую высокооплачиваемую, если ты не протеже какого-нибудь влиятельного человека. С возрастом шанс найти хорошую работу сводится к нулю. Я знаю немало людей, которые после 45 лет вынуждены работать сторожами или заниматься частным извозом. Поэтому если у человека есть возможность не работать и получать деньги, к примеру, от сдачи квартиры в аренду, то в этом ничего плохого нет.

Наталья ТАУБИНА, директор фонда «Общественный вердикт»:
– Я и все мои друзья и родственники работаем и не занимаемся тунеядством. Активную жизнь можно вести только благодаря тому, что ты работаешь, общаешься с разными людьми, набираешься опыта.

Лев ПОНОМАРЕВ, исполнительный директор движения «За права человека»:
– Сейчас большой процент молодежи не хочет работать. Это следствие влияния Запада, где работать молодым людям необязательно, так как всем им помогают родители или государство. Теперь и российская молодежь не желает работать и думает, что сможет прожить на накопления родителей.

Валерий БОРЩЕВ, председатель общественной наблюдательной комиссии города Москвы:
– Мне было бы неинтересно оставить работу и получать деньги непонятно откуда. Человек должен работать, в этом его сущность.

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат, депутат муниципального собрания столичного района Тропарево-Никулино:
– Ничего плохого нет в том, что человек бросил работу и живет, например, за счет сдачи квартиры в аренду. Если человек не хочет работать за копейки и если у него есть другой источник дохода, то почему бы ему так не жить?
Записали Елена СОКОЛОВА и Нушаба КЕРИМЛИ