Мы продолжаем работу по оцифровке и публикации краеведческих материалов из старых газет и журналов. Сегодня начинаем публиковать цикл статей, посвященных истории архитектуры Симбирского края. Предлагаем вашему вниманию статью краеведа Бориса Аржанцева из журнала “Мономах” от 1995 года. Автор анализирует историософское значение архитектуры Симбирского Венца.

Архитектура – это не только явление культуры того или иного города в виде зданий и сооружений, садов и парков, искусственной среды в целом.
Архитектура – это еще и целое мировоззрение со своей философией и религией, наукой и искусством, в духовной сфере которых рождаются идеи и образы, присущие эпохе.
От первого периода возникновения нашего города мы не найдем ни остатков крепости, ни каких-либо иных зданий и сооружений, но сохранился “дух места”, который благодаря особенностям неповторимо го ландшафта и своей истории продолжает постоянно оказывать на всех жителей свое благотворное воздействие.
Прежде всего, это расположение города на правом берегу высокого косогора над Волгой. Еще древнегреческий ученый, отец медицины Гиппократ отмечал, что самое благоприятное для города – это ориентация его на восток и расположение вод к восходу солнца: “… город, расположенный таким образом, по умеренности тепла и холода похож на весну…”
Отмеченным условиям местности соответствует положение ядра основания Симбирска.
Петербург славится своими набережными, Москва – холмами, Симбирск всегда славился своим Венцом, а ныне – целым ожерельем их, включающим Новый Венец, Старый Венец, Средний Венец и Северный. Кстати, само слово “венец” довольно древнее и известно с V века до н.э. Примечательно, что именно к этому времени относится название «Фиалковый Венец» ко всему древнейшему архитектурному ансамблю г.Афин в Греции, расположенному на скалистом холме в 68 м и названному Акрополем, т.е. Кремлем.
Симбирский деревянный Кремль, подобно Афинскому Акрополю, возвышался над Волгой на высоту порядка 130 м. Издавна верхняя часть волжского косогора также получила название Венец, который в настоящее время ассоциируется с природными явле-ниями времен года. Весной – это Сиреневый Венец, летом – Розовый, осенью – Золотой, зимой – Серебряный.
Связь природного ландшафта с городом нашла свое наиболее полное выражение в придании главной Соборной церкви именования Святой Живоначальной Троицы, что соответствовало трем водным факторам, лежащим в зарождении и формировании Симбирска: речке Симбирке, рекам Свияге и Волге, последовательно впадающими друг в друга.
Современник Н.М.Карамзина и А.С Пушкина Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) писал в 1836 году: “… Историю создает не историк, а сила вещей». Эти слова помогают проникнуть во многие тайны древнего и современного города.
Немного истории. Как известно, одной из самых почитаемых икон была икона Божией Матери Софии Премудрой, в честь которой были сооружены Софийские Соборы в Древнем Киеве, в затем и в Новгороде. Слово «софия» означает по-гречески мудрость. Премудрая – это ее высшая степень. Как отмечает отечественный мыслитель и священник П А.Флоренский, именно благодаря такому образу в период принятия христианства была реализована первая Русская Идея – Мудрость. Приходится только восхищаться и удивляться такому прекрасному шагу Древней Руси в выборе первой Идеи, которая и соответствовала взглядам наших отдаленных предков и пришлась им по душе вместе с красотой храмов, пением, иконами и росписями стен, колонн и сводов. У новгородцев бытовало изречение: “Где София, там и Новгород”.
Вторая русская идея по Флоренскому особенно быстро развилась и прочно укрепилась под влиянием разрозненности княжеств и нашествия монголов. Обобщенно ее можно назвать Идеей Единства, символом которой стала икона Святой Троицы, широко известной в трактовке иконописца, ныне Святого Андрея Рублева. Другой Святой – Сергий Радонежский – основал знаменитую Троице-Сергиеву Лавру под Москвой и был выдающимся вдохновителем Идеи Троицы, прежде всего как Единства, и благословил великого князя Московского – Дмитрия Донского.
С утверждением Идеи Единства как ведущей Идея Мудрости не осталась в стороне, она вошла в золотой фонд парада российских идей. В частности, в Троице вторая часть (Бог-Сын) представляется именно как Мудрость. Не случайно Ф.М. Достоевский считал, что Русская Идея есть доведение до конца всех остальных идей.
Третьей Русской Идеей явилась Идея Творческого Преображения, берущая свое начало в событии из жизни Иисуса Христа. Известные отечественные мыслители, религиозные философы и писатели, как Н.Ф.Федоров, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев и др. связывали преображение в жизни каждого человека как постоянное творческое совершенствование личности. Эта замечательная Идея стала насущной потребностью и нашего времени. Только в творческой деятельности раскрываются выдающиеся способности каждого человека, создаются условия для реализации человека как личности.
Мы подступили к одной из разгадок основания именно Свято-Троицкого храма в Симбирске. Примечательно то, что Пресвятая Троица является воплощением соборности – одного из основных понятий в христианской религии, в родословной каждого человека применительно к Российским Идеям. Икона Троицы входит в состав икон, особо почитаемых в каждой православной семье. Вряд ли найдется храм, где бы не было такой иконы, широкое распространение Троицких храмов в России способствовало всегда ее единению, как и отражение в словах: «Где Троица, там и Россия».
В Симбирске было два Троицких храма: Троицкий Собор на Соборной площади (ныне площадь Ленина) и Троицкая церковь на углу ул.Гончарова и Троицкого переулка (ныне Краснознаменный), всего же в губернии насчитывалось 78 Троицких храмов.
Со времен средневековья тайне Троицы давалось следующее объяснение: “Могущество (Бог-Отец), Мудрость (Бог-Сын) и Благо (Бог-Святой Дух) составляют наибольшую полноту Бога потому, что ни одно из этих его свойств не способно обходиться друг без друга. Так Могущественный и Мудрый, но не Милосердный становится тираном. Мудрый и Милосердный, каких всегда бывает большинство, но не Могущественный попадает в зависимость и т.д. Гармоничное и идеальное сочетание этих качеств и составляет одну из тайн Троицы как Идеала, веками выработанного для человечества.
Можно задать вопрос: есть ли в Симбирске здание, в архитектуре которого особенно ярко представлена Идея Творчества? Ответ положительный: да! Мы нередко проходим мимо этого здания, посещаем его, но не замечаем этой Идеи, т.к. недостаточно знаем историю и культуру нашего города начала XX века, а она удивительна и содержательна, постоянно напоминает о себе чудесными архитектурно-художественными образами.
Это здание – Гончаровский Мемориал с Художественным и Краеведческим музеями, сооруженный в 1913-1916 гг. в честь 100-летия со дня рождения писателя И.А.Гончарова (1812-1891). Проект здания разработал в 1913 году талантливый местный архитектор Август Августович Шодэ (1863-1918), которому к этому времени исполнилось ровно 50 лет и он находился на вершине творчества.
В целом Гончаровский Мемориал представляет собой настоящий “Архитектурный роман”, столь интересна история его создания и богат по содержанию его архитектурно-художественный образ. Мы же обратим внимание на важнейший момент, представляющий целую главу в этом романе – Триумфальную Арку главного фасада, обращенную на Венец, которая прямо связана с основной Идеей всего здания как выражения Триумфа Творчества писателя И.А.Гончарова на его родине (перед аркой на выступе балкона второго этажа проектом предусматривалась установка бюста писателя, полнее раскрывающего эту идею). Обобщенно и применительно к каждому человеку это звучит как Триумф Творчества любой личности.
Впервые Триумфальные Арки стали возводить в Древнем Риме порядка двух тысяч лет назад. В настоящее время нет ни одного крупного города в Западной Европе, где нет одной или нескольких Триумфальных Арок, а самая крупная из них – в Париже на площади Звезды. Но большинство их посвящено воинской славе. Триумфальная Арка Гончаровского Мемориала в Симбирске стала правозвестницей иного значения – славы личности на поприще творческой деятельности.
Б. АРЖАНЦЕВ,
краевед, автор книги «Архитектурная летопись Симбирска сер. XVII – нач. XX вв.»
«Мономах», №2 (1995)