Первая Вознесенская приходская церковь (деревянная одноэтажная) была выстроена, вероятно, через несколько лет после основания города. Она возвышалась среди жилой застройки Московской слободы к западу от Симбирского кремля.
Просуществовала эта церковь совсем недолго. Уже в 1694 году с благословения казанского митрополита Маркелла на том же месте – возле Вознесенских ворот «большого города» (так в ХVII веке называлась примыкавшая к Кремлю нагорная часть Симбирского посада) – прихожане вместо первого, обветшавшего и маловместительного храма, построили другой, тоже деревянный, но уже с двумя престолами – в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы.
Эта церковь, как и первая, простояла более тридцати лет. В 1729 году казанский митрополит Сильвестр разрешил заменить деревянную церковь каменным двухэтажным трёхпрестольным храмом с главным престолом опять же в честь Вознесения Господня.
Новую каменную церковь строили очень быстро (в 1731 году она была закончена и освящена), но именно эта поспешность и привела к тому, что в сводах церкви появились опасные трещины, и её пришлось временно закрыть. В истории храма начался длительный период ремонтов и перестроек, продолжавшийся почти 40 лет.
Только в 1769 году работы по «реставрации» храма завершились освящением всех его престолов. В своём первоначальном виде церковь являлась типичным образцом позднего московского (нарышкинского) барокко, которое называют «лебединой песней» самобытной древнерусской архитектуры.
Симбирская Вознесенская церковь всегда считалась «купеческой», так как купцы и мещане составляли большинство её прихожан, жертвовавших большие суммы на украшение храма. В ХVIII веке среди них выделялись богатые симбирские купцы Маленковы (Малиньковы), особенно Иван Фёдорович Маленков (Корольков), бывший в середине века президентом симбирского городового магистрата.
В таком виде храм существовал относительно недолго, и уже в начале ХIХ века начались новые ремонты и перестройки, целью которых было не столько укрепление сводов (их скрепляли изнутри железными полосами), сколько расширение храма за счёт трапезной и боковых приделов к ней. Одновременно (с 1806 по 1829 годы) велось строительство огромной каменной колокольни.
Она имела три яруса и завершалась высоким шпилем. Значительные средства на все эти работы жертвовали симбирские купцы и мещане Темниковы, Мамонтовы, Карташевы, Кутенины, Щербаковы и прочие.
Новый этап в истории старинного храма начинается с указа Святейшего Синода от 26 июня 1844 года, когда Вознесенская церковь была возведена в ранг собора.
После этого по проекту, утверждённому 29 мая 1847 года, храм был снова значительно расширен за счёт новыхпристроев с западной стороны. В 1859 году «усердием» церковного старосты храма, богатейшего симбирского купца Алексея Петровича Кирпичникова была надстроена колокольня, шпиль на которой заменили золочёной главой.
В грандиозный пожар 1864 года Вознесенский собор пострадал менее других симбирских храмов и вскоре был полностью восстановлен. Однако два десятилетия спустя вновь дали о себе знать старые «раны» – в сводах и стенах опять стали появляться трещины. Тогда-то и родился первый проект полной замены старой восточной части собора совершенно новым сооружением, представлявшим собой нагромождение украшенных колоннадами объёмов – нечто среднее между нереализованным творением архитектора Витберга (храм на Воробьёвых горах в Москве) и вокзалом эпохи сталинского неоклассицизма.
Этот сомнительный замысел, к счастью, не был реализован, и в 1899 году симбирским архитектором Николаем Александровичем Розетти был разработан новый проект перестройки собора. На месте разобранной восточной части храма в 1900–1904 годах возвели грандиозное сооружение в так называемом «русском стиле». Именно эта богато украшенная краснокирпичная громада, увенчанная гигантской луковицей, и стала в начале XX столетия главным символом обновления старинного города, оказалась запечатлённой на многочисленных фотографиях и запомнилась с детства нашим старожилам.
Обновлённый собор, заново освящённый в 1906 году, оставался действующим до 1920-х годов, пока его не закрыли и не попытались по моде той эпохи перестроить в фабрику-кухню.
Из этой затеи ничего не получилось, и в 1930-х годах окончательно изувеченный храм был полностью разобран. На его месте в послевоенные годы был устроен скверик, который сначала украшала скульптурная группа, известная как «Три пионера», а в 1965 году в нём установили памятник И.А. Гончарову.
С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви о. Алексия Скала ведётся строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор, каким он был до перестройки архитектором Розетти. Именно таким предстаёт перед нами новый собор на проектных чертежах архитекторов Л.М. и А.И. Варюхиных.
Алексей Сытин
“Мономах” (№1, 2009 год)
Инесса Арманд
И это всё было, выходит, на месте “реконструированного” сквера Гончарова?