По-чаплински смешной и трогательный в каждой роли, он умеет увлечь своим лицедейством и юного, и взрослого зрителя… Актеру Артемию Курчатову 5 мая исполнилось 30 лет, из которых десять он служит в Ульяновском «NEBOLSHOM театре».
– Артемий, получается, в этом театре Вы со студенческой скамьи?
– Здесь – с конца третьего курса.
– А когда Вы впервые почувствовали себя актером?
– Наверное, когда был… в утробе матери. Чуть ли не с пеленок пел песни. Исполнял репертуар Владимира Высоцкого, которого до сих пор люблю, для родственников на домашних концертах.
– А когда пришла пора выбирать профессию, почему Вы не пошли, как большинство Ваших сверстников, на юридический или экономический факультет?
– Никогда не было проблемы с выбором. Я для себя решил, что хочу быть только артистом. Поступил в УлГУ на актерское отделение, художественным руководителем курса был Михаил Вартанович Скандаров, педагог из Москвы. Он и дал мне билет в профессию.
– Трудности Вас не пугали: зависимость от режиссера, маленькая зарплата, нехватка интересных ролей и так далее?
– Если я целенаправленно шел к этому, то, значит, не боялся. Хотя понимал, что это нелегкий хлеб. А что касается ролей, то я играю довольно много – и зарубежную, и русскую классику. И вообще, мне кажется, что все у меня впереди.
– Родители не протестовали против того, что Вы станете актером?
– Они меня понимали. Моя мама – хореограф, а отец – его, к сожалению, уже нет в живых – был, что называется, артистом по жизни. В общежитии, где мы жили, он устраивал елки для детей, играл Деда Мороза. Его в нашем городе Алатыре все знали и любили…
– Что нужно, чтобы стать хорошим актером?
– Большое терпение, упорство и труд. В этой профессии сразу все не получится. Про себя скажу, что упорство у меня есть, а вот терпения и трудолюбия – маловато.
– Ваши любимые роли и спектакли?
– В «Комедии ошибок» по Шекспиру с удовольствием играю двух братьев – Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского, а в спектакле «Вот – живу. Хорошо!» по Шукшину – персонажей в сюжетах по рассказам «Ваня, ты как здесь?», «Беспалый» и «Сапожки». Целых шесть лет исполняю роль Ивана Васильевича Ломова в постановке «Чехов. С любовью…».
– А от того, что столько времени играешь одну и ту же роль, не пропадает актерский азарт?
– Знаете, каждый день мы разные, нам то грустно, то весело, и погода за окном то солнечная, то пасмурная. И спектакль тоже – живой организм. Еще в студенческие годы нас учили, что каждый спектакль нужно играть, как в первый раз. Нельзя успокаиваться на достигнутом. Каждую роль нужно развивать, искать для нее что-то новое, и тогда она будет яркая, сочная и вкусная.
– Из каких «кубиков» Вы их складываете?
– Во-первых, беру образы из жизни. Уже вошло в привычку: когда иду по улице, то обращаю внимание на людей, на наиболее яркие личности, на походку, на движения рук, манеру разговаривать. Замечаю за собой, что начинаю копировать человека, который идет впереди. Приходится даже сдерживать себя, потому что окружающие могут подумать, что я передразниваю. Во-вторых, я обожаю советские фильмы, особенно комедии, там кладезь характеров, интонаций и прочего. Бывает, всплывают воспоминания из детства, бывает, что-то придумываю сам. Конечно же, помогает режиссер.
– Как Вы относитесь к зрителям?
– Я люблю их. Мы, актеры, обмениваемся с ними энергиями. Это не объяснишь, это нужно чувствовать. Бывают длительные по времени и динамичные спектакли, такие, как «Комедия ошибок», например. И меня спрашивают, почему я не устаю после представления. Но дело в том, что, отдавая свою энергию публике, взамен я получаю энергию и от нее.
– Десять лет в одном театре – это хорошо? Или для творческого роста все же нужны перемены? Не было соблазна уехать в Москву, например, как это сделали Ваши сокурсники?
– Это сложный вопрос. Большая половина моего курса отправилась в столицу искать свое счастье, но… так и не нашла его. Нас выпустилось 16 человек, а в профессии осталось лишь четверо. Думаю, если артист и театр нашли друг друга, им комфортно оттого, что они вместе, то почему бы и не проработать всю жизнь в одном театре? А будет у актера творческий рост или не будет, это зависит от него самого.
– А перспективы есть?
– Хочу сыграть в «На дне» Горького. Может быть, это банально, но мечтаю о Гамлете – интересно попробовать. Нравятся пьесы Островского… Впрочем, согласен играть даже «второй гриб во втором ряду». Ведь нас учили, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Любую роль можно сыграть так, что даже если ты будешь на сцене одну-две минуты, то зрители запомнят именно тебя.
– Чем займетесь на майские праздники?
– Обожаю рыбалку. Поеду домой, в Алатырь, буду ловить рыбу. Вообще, люблю отдыхать дома, один. Наверное, в силу своей профессии устаешь от народа, и хочется спрятаться в свою «норку» и помолчать в тишине…
Беседовала Ирина Морозова
Марина Корнева, режиссер «NEBOLSHOGO театра»:
– Артемий Курчатов обладает очень подвижной внутренней природой, удивительным актерским обаянием и тонким чувством юмора. Его яркая индивидуальность позволяет ему быть убедительным как в комедийных, так и в драматических ролях. Артемий – ведущий мастер сцены «NEBOIHSHOGO театра». Его работы отмечены как дирекцией театра, так и жюри престижных фестивалей.
Коллектив «NEBOLSHOGO театра» от всего сердца желает Артемию здоровья, счастья, новых творческих побед!