Премьера этой комедии в Ульяновском областном драматическом театре имени И.А. Гончарова удалась: почти полный зал чутко внимал происходившему на сцене.
Когда смотришь «Женитьбу», понимаешь, как много взял у Гоголя Гончаров: перекличка этих писателей-классиков несомненна! Смотришь Гоголя – и на ум приходит Гончаров: «Где же здесь человек, на что разменялся?».
О пьесе «Женитьба» можно сказать несколькими словами В.Г. Белинского: «Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью». Сюжет ее прост – это история сватовства сомневающегося во всем Подколесина, энергичное вмешательство в дело его женатого друга Кочкарева, наконец, в финале комедии – предложение руки и сердца и… отчаянный прыжок жениха в окно.
Режиссер Василий Пектеев, кажется, намеренно выделил обломовские черты в надворном советнике Иване Кузьмиче Подколесине: были и тапочки, и халат, а игравшего его Дениса Верягина мы хорошо знаем как Обломова в одноименной пьесе на этой же сцене. Так и казалось, что он крикнет своему слуге: «Захар!» вместо «Степан!». Однако и по сути пьесы Гоголя робкому Подколесину противопоставлен его друг Кочкарев, деятельный не меньше Штольца. Несостоявшаяся невеста – купеческая дочь Агафья Тихоновна. А в романе Гончарова мещанка Агафья Пшеницина становится женой дворянина Обломова!
Вряд ли это случайность -писатели-классики никогда не давали «случайных» имен своим героям. Наконец, примерно так мог жениться в юности Илья Ильич Обломов – Гончаров глухо говорит о каком-то неудачном его романе… Вообще, трио Подколесин-Кочкарев-Степан явно напоминают пришедших более двадцати лет спустя Обломова-Штольца-Захара.
Но Гончаров только отчасти наследует гоголевскую тему: если Гоголь смеется над своими персонажами, показывая, что великое и низкое всегда рядом в человеке, то Гончаров исследует, как из обыкновенного, обычного рождается или не рождается великое. Если у Гоголя история женитьбы Подколесина – комедия, то у Гончарова история несчастной любви Обломова – трагедия. Мы смеемся над Подколесиным – и только, но переживаем за Обломова.
В финале комедии Гоголь сатирически разит мир Подколесиных, выбрасывая его вон в окно – все они обломились! – и современный зритель аплодисментами соглашается с ним, это самое важное, наверное, что происходит в спектакле. Благодаря оригинальной режиссуре Пектеева, замечательной игре Подколесина-Ве-рягина, Кочкарева-Максимова, Агафьи-Новицкой, всех занятых в спектакле актеров.
Непонятным осталось только одно: зачем на слугу Степана был надет красный клоунский колпак?
Виктор Каменев