Вспоминая старую добрую журнальную традицию мы продолжаем публикацию новой книги Жана Миндубаева.

Глава 9.
Поманили землей – да не дали…

Как известно, большевикам досталась от бывшей царской империи неплохое хозяйство. Хоть наш земляк Владимир Ульянов и обзывал оказавшееся под ним государство всячески: от «тюрьмы народов» до «лапотной страны» – все-таки наследство он получил немалое. И в военной сфере: в предвидении скорой победы над кайзеровской Германией царизм заготовил и техническое перевооружение, и переодевание российского воинства. Не лишне напомнить, что знаменитые шапки «буденовки» и шинели с поперечными полосами на груди, в коих красуется большевистская армия после 1917 года никакого отношения ни к Буденному, ни вообще к Советам не имеют. Амуниция была загодя пошита и складирована для победившей немцев российской армии ( а в том, что эта победа вскоре состоится, уже не сомневались- что и было вскоре доказано -но уже без участия России). Большевикам осталось только отпереть цейхгаузы -и одеть в царскую амуницию только что созданную Красную Армию….
Да и военные заводы России были отнюдь не самыми плохими в Европе.
Но сейчас речь – не о милитаристских или экономических секторах российского хозяйства. Старая Россия являла собой все же в первую очередь крестьянскую планету. Восемьдесят три процента населения этой планеты составляли крестьяне-хлебопашцы, скотоводы, садоводы и прочие земледельцы. К сожалению, большая часть этих людей была неграмотна и действительно мало чем как бы интересовалась за пределами околиц своих деревень.
Это было и плохо – и хорошо. Во всяком случае, большевикам неграмотность и политическая инертность крестьянства российского были наруку. Причин тому было несколько.
Одна из них – оголтелая пропаганда большевиками лозунга «Грабь награбленное!». Призыв, по правде говоря, не совсем безоснователен -дореволюционная российская знать «прибрать к рукам» умела многое ( о народе не слишком озабочиваясь)
Тут надобна одна оговорка. Конечно, конечно – никакая (или почти никакая) финансовая состоятельность не возникает, скажу так, в «непорочном зачатии». У истоков большинства богатств – всегда есть некая муть: политическая, криминальная. бытовая… Но время вершит свое- и через пару-тройку столетий богатство является просто наличествующим фактом – либо оно есть, либо его нет. Тот человек, у которого нет, конечно, стремится оное заиметь – но все ли способы тут хороши? Хороши старание, трудолюбие, везенье, талант, случай. Но «грабеж награбленного»? Человек с определенным образованием, с представлениями о праве и бесправии вряд ли вышеназванный рецепт обогащения примет к действию. А вот если бросить этот зажигательный лозунг в гущу, как говаривал Ильич, «темной массы»? Тут пожара – и притом грандиозного не миновать…
Что и было произведено ленинцами.
Вторая причина того, почему непросвещенность российского крестьянства была большевикам кстати, заключается (на мой, конечно, взгляд) в следующем. Пообещай образованному человеку устроить завтра рай на земле – он поверит? Скорее всего, нет – ибо ему ведомы и исторические закономерности, и законы эволюции, и основы материального накопления.
А если нарисовать перспективу скорого «царства справедливости» и всеобщего благоденствия тому, кто всю жизнь знал лишь тяжкий физический труд и имел смутное представление о том, (по Пушкину) «как государство богатеет, и почему не нужно золота ему когда ПРОСТОЙ ПРОДУКТ имеет»? Может, такой человек про себя улыбнется лукаво – но раз власть утверждает что «Кто был никем – тот станет всем!» – то почему бы и не попробовать стать этим «всем»?
И пробовали. Тот, кто память не утратил, представляет – КАК…(Почитать на эту тему можно очень многое).
Конечно, здравый смысл побеждал и в малообразованных головах. Реальность большевистской власти отрезвляла. Как только стали хлеб у крестьян отбирать – так и обнажилось большевистское лукавство. На Волге заполыхала знаменитая «чапанка» – восстание зажиточных крестьян, не пожелавших отдать за просто так свой, тяжким потом политый хлеб… В Тамбовской губернии мужики тоже поднялись – да так что будущему маршалу Тухачевскому (кстати, сыну дворянина и простой крестьянки) пришлось применять отравляющие газы – дабы присмирить деревенский люд, не понявший прелести нового мироустройства…
Подобных примеров – множество.
Но в конце-концов пуля, голод, тюрьма, ссылки и прочие «гуманные способы» перевоспитания крестьянства свое дело сделали. Коллективизация состоялась. И преподносилась она как всемирное достижение, как неописуемое благо для российского мужика. Многие десятилетия так преподносилось. Но события последних лет показали, каким непрочным, неустойчивым, нежизнеспособным оказался порядок крестьянского мироустройства, утверждаемый на российских просторах властью большевиков… Ведь будь иначе – разве позволили бы «члены сельхозкооперативов» разграбить общие хозяйства своим же начальничкам-коммунистам? Да и сами бы в этом мародерстве не участвовали бы… А тут – как корова языком слизнула: были « процветающие» колхозы-совхозы – и вдруг враз их не стало…
И почему же уже советское крестьянство не стало стеной на пути у хапуг- председателей, их подельников и прочих (недавних) комсомольцев-коммунистов?
Объясняют это бедствие разные политические силы по разному. Но о главном редко кто скажет. А главное-то заключается в том, что НЕ ВЛАДЕЛИ наши крестьяне ничем в своих «коллективных хозяйствах». Ну ничем ровно! Деньги на развитие и существование выделялись «партией-государством»; оно же и забирало конечный продукт: зерно, мясо, молоко. По неким, весьма символическим ценам. Если осталось что-то – можно раздать мужикам? Раздай, председатель, труженикам! А в честь них мы поднимем красную тряпочку на центральной площади областного центра…
Но ни тряпочка, ни почетная грамота, ни орденок не спасли систему, основанную на содержании и приказах сверху…
Вот такая тут «закавыка».
И вся эта канитель обернулась в конце – концов большими бедами для нашего всю жизнь страдающего крестьянского сословия.
И в этом нетрудно убедиться на судьбах многих деревень. Впрочем, хватит и одной.
О ней – в следующей главе.