В музее «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» прошла дискуссия на тему: «Школа И.Я. Яковлева – успешный коммерческий проект. Трансляция модели в современность». Дискуссия была приурочена к 165-летию со дня рождения этого выдающегося человека – просветителя чувашского народа, педагога. На нее были приглашены представители властных структур Ульяновска и Ульяновской области, педагоги, священнослужители, ученые, предприниматели.
Яковлев в качестве инспектора чувашских школ Казанского учебного округа открыл не один десяток училищ. Но самым известным его «детищем» стала Симбирская чувашская учительская школа.
О ее истории и структуре рассказала старший научный сотрудник музея Нина Литвинова.
Комплекс учебных зданий школы поэтапно был построен на средства симбирского фабриканта и мецената Н.Я. Шатрова. Учащимся преподавали не только теоретические дисциплины. Воспитание и образование во многом происходило через труд. Для ребят были созданы столярная, слесарная, кузнечная и другие мастерские. Они работали и на нужды школы, и выполняли заказы населения. Вырученные деньги шли на развитие учебного заведения. Занимались будущие педагоги и сельским хозяйством. Возделывались поля и сады, на фермах выращивался скот. Применялись современная техника и технологии. Продукция шла на стол учащимся и на продажу. Ребята сами убирали классы и территорию, заготавливали дрова и прочее. Часть школьных земель, я их было около 300 га. Яковлев сдавал в аренду крестьянам.
Государственные и заработанные школой средства, помощь мецената Шатрова позволили превратить учебное заведение в настоящий культурный центр. Учащиеся могли заниматься пением в трех хорах, играть в симфоническом или духовом оркестрах. Библиотека насчитывала около 14 тысяч томов.
Была построена своя церковь, где служба велась на чувашском языке. Закрытая при советской власти, она была вновь открыта в новой России и действует по сей день.
Заботился Яковлев и о ребятах с ослабленным здоровьем из бедных крестьянских семей. Для них работал школьный санаторий.
результатом деятельности школы стал выпуск в жизнь тысяч учителей, представителей первых чувашских интеллигентов, которые несли просвещение и культуру в села и деревни.
Отвечая на вопрос, был ли это успешный коммерческий проект, Сергей Паховский, заместитель Главы администрации Ульяновска, сказал, что суть здесь не в коммерции. Это был проект национального строительства. Яковлев, создавший чувашскую азбуку, стал для своего народа тем, кем являются для русских Кирилл и Мефодий. Нация невозможна без своей письменности. Коммерция какую-то роль, конечно, сыграла, но она не была приоритетом.
Паховского поддержал отец Игнатий, настоятель-игумен церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов. Он отметил, что зарабатывание денег не было главным для учебного заведения Яковлева. Этот педагог не только давал образование, но и прививал веру своим ученикам. Он понимал, что только от ума без веры, доброты и любви толку мало.
Говоря о том, что можно из яковлевского опыта применить в современной школе, многие выступавшие отмечали: к сожалению, новый закон об образовании запрещает привлекать детей к общественно полезному труду. Занятия подобного рода деятельностью не входят в базисный учебный план. Эта калька с образовательной системы США может оказаться губительной для нашей страны.
В то же время в современных учебных заведениях часто используется подход Яковлева к воспитанию отношений дружбьы между разными нациями, населяющими Россию. Как заметила преподаватель Ульяновского училища культуры Елена Василенко, во многом благодаря этому наследию Яковлева в 90-е годы Поволжье не коснулись межнациональные распри.
Ирина Морозова