Открытие прошлого театрального сезона – музыкальный театр «Амадей» – дарит ульяновскому зрителю возможность наслаждаться мюзиклами! Уже больше десяти лет энтузиасты совмещают личную жизнь, основную работу и… возможность «играть песни». О театре «Амадей», первых аншлагах, провалах и постановках мы говорим сегодня с его руководителем – Сергеем Ботовым.

Как соединить театр и песни?..

История музыкального театра началась в конце 1999-го года, когда Сергей Ботов – руководитель театра «Амадей» – со своими друзьями начал работать над мюзиклом «Аэлита».

«С пятого класса я занимался музыкой во Дворце пионеров в оркестре народных инструментов. А когда учился в 9 классе, пошёл в театральную студию при Дворце профсоюзов: в спектакле не хватало одного человека на роль. Когда я впервые вышел на сцену в качестве актёра, то понял, что музыка и театр будут в моей жизни всегда».

Разрываясь между репетициями в оркестре и занятиями в студии, Сергей Ботов мечтал об одном – каким-нибудь волшебным образом соединить в своей жизни музыку и театр.

«Я тогда представления не имел, что называется это музыкальным театром, а постановки – мюзиклами. Ещё в далёких 80-х для конкурса «Рок-панорама» я написал песню и сделал из неё маленький спектакль. Придумал декорации, одел всех музыкантов в костюмы, придумал мизансцены, образ для себя… В итоге мы заняли тогда второе место. Дальше я старался не просто петь песню: каждую старался играть! И только в 21 веке я узнал, что этот жанр называется мюзикл».

Тогда никакого «Амадея» – первого в своём роде ульяновского музыкального театра – не было и в помине. Были идея и готовность работать. Три года идея зрела – наброски сценария, подбор музыки, актёров… Коллектив собрали самым банальным образом – дали объявление в газету.

Вышли на сцену с «Аэлитой», и сразу – два аншлага подряд! А вот следующие два показа едва окупили аренду, даже денег на то, чтобы заплатить актёрам, не хватило – интерес зрителя поугас. Спустя годы можно признать, что мюзикл получился одноразовым и, несмотря на одобрение мэтров ульяновской театральной сцены, уровень постановки был ещё не слишком высок.

«Мнение зрителей для нас особенно важно. Мы внимательно слушаем, что говорят профессионалы, что говорят критики, но последнее веское слово всё равно остаётся за зрителем».

Нет диплома – вход в театр закрыт! Или нет?..

Зато у театра появилось название «Амадей», а творческие пути Сергея Ботова и его друзей — тех самых, с которыми он делал первые шаги – разошлись. Он решил, что не желает собирать «одноразовый» коллектив, и всерьёз озадачился поиском постоянных актёров.

В музыкальном театре бок о бок существуют музыкальное, вокальное, актёрское и хореографическое искусства. Постановки, в которых присутствует этот синтез, могут называться мюзиклом, музыкальным спектаклем, рок-оперой – названий много, но сама суть от этого не меняется.

«С давних советских времен бытует мнение, что профессионал – это тот, кто имеет диплом об окончании профильного учебного заведения. Почему-то в тот же драмтеатр не возьмут даже очень талантливого человека, у которого нет диплома. Остаются коммерческие театры, куда можно попасть и без диплома. Таким коллективом являемся и мы».

У нынешних актёров «Амадея», как и у Сергея Ботова, нет дипломов актёра театра. Но вокалом все владеют на должном уровне.

«Текучка кадров – это большая проблема! К нам приходят взрослые люди… Кто-то влюбился, кто-то женился, у кого-то ребенок – театр бросают. А кто-то решает заниматься собственной творческой карьерой». 

Впрочем, есть и те, кому приходятся по душе и коллектив, и руководитель. Они-то и остаются. И на алтаре Мельпомены оставляют внушительную часть своей жизни, хотя у всех – основная работа, семья, дети.

«Мы работаем для взрослого зрителя, принцип похож на творчество Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». Сейчас они тоже не имеют своего помещения, работают на арендованных площадках, ездят по гастролям. И это не мешает им существовать».

Бабочка настоящая!

После вспыхнувшей и угасшей «Аэлиты» новым составом музыкального театра был поставлен мюзикл «Любви аллилуйя», и главной героиней в нём стала сама Любовь. И это была история о том, как люди пытаются присвоить светлое чувство себе, сделать его своей собственностью. Сюжет актуален и по сей день…

«Амадей» показывает спектакли в основном для взрослых, но труппа не обошла вниманием и подрастающее поколение: классика детской литературы – сказка «Золушка» – тоже была представлена в виде музыкального спектакля.  

Постановка «Мы так любили жить…» заняла особое место в истории «Амадея». К музыке и актёрской игре добавляется нечто совершенно реальное… Спектакль посвящен войне, и одна из важных его частей – отрывки из писем и дневников участников Великой Отечественной войны.

Но эти спектакли в большей степени являются учебными. А вот мюзикл «Мой любимый ангел» – уже серьёзная работа. С ним актёры и отправились на сцену областного драмтеатра покорять жюри «Лицедея».

Завязка этой истории интригует: в квартире замужней женщины появляется голый мужчина. И, как не сложно догадаться, это становится началом истории о любви.

«Я к нашему театру отношусь, как к ребенку. На протяжении многих лет я наблюдаю, как он растет. И я не сомневаюсь в том, что через несколько лет Ульяновский музыкальный театр «Амадей» заявит о себе, будет популярен и известен. Когда мы в 2005-м вышли на сцену, это была ещё колыбель. Сейчас мы пытаемся вставать на ноги и делать первые шаги. Вот поэтому я от него не откажусь. И когда-нибудь это тоже станет доходом, основной работой».

Одна из «актрис» в постановке «Мой любимый ангел» вызвала особый интерес у зрителей – это бабочка, которая появляется в одной из сцен.

Ходили слухи, что она не настоящая, кто-то просто дёргает за ниточки — насекомое порхает. Теперь эти слухи можно развеять. «Актриса» настоящая. Для каждого показа тропическую бабочку выписывают из соседнего региона.

Получается, актёр музыкального театра – и швец, и жнец, и на дуде игрец. То есть он и поёт, и танцует,  и исполняет роль. Кроме этого набора талантов нужно быть и в курсе некоторых технических тонкостей. Одна из них – микрофоны. Мюзикл – не опера, тут без этого оборудования никуда.

«Мы работаем с разными микрофонами: головные гарнитуры, радиомикрофоны, шнуровые микрофоны, конденсаторные подвесные микрофоны… И своих актёров мы обучаем, как правильно со всей этой техникой работать, как добиться того, чтобы микрофон не выглядел посторонним предметом в руках актёра».

Конечно, сегодня у «Амадея» нет собственной сцены, и пока о её появлении можно только мечтать. Но ещё больше в театре мечтают о кадрах. Требования просты – музыкальный слух и вокальные данные. С остальным, утверждает Сергей Ботов, можно работать.

Певцы, это ваш шанс! Сейчас в «Амадее» начинается работа над новым мюзиклом, и, вполне возможно, сцене не хватает именно вас. Записаться на прослушивание (если вы поёте) и следить за новостями (если вы зритель) театра можно на его официальном сайте или в группе

Автор – Анна Панова

Фото из личных архивов театра “Амадей”