Как часто мы скептически улыбаемся, когда слышим эти слова. Мы привыкли не верить в хорошее, не замечать его. Ведь не радуемся же мы, поедая хлеб? Зато очень негодуем на всех и вся, когда нет возможности купить новую машину. Получив приглашение на пасхальную службу в исправительное учреждение строгого режима №2, я тоже был настроен критически. Не верилось, что осужденные по тяжким статьям могут искренне и осознанно обращаться к Богу.
Увиденное о многом заставило задуматься. Я не буду в рамках этой статьи описывать колонию, людей, там работающих, судьбы отбывающих наказание. Главным из увиденного лично для меня стали глаза людей, обращающихся к Богу. Атмосфера этого богослужения была совершенно иной, нежели в обычной церкви, хотя сначала вроде бы никаких отличий не было: вошедшие так же глазели по сторонам, так же вполголоса переговаривались. Постепенно служба внутренне затрагивала почти каждого, взгляд людей менялся, становился более сосредоточенным, губы шевелились, повторяя слова священнослужителя, появлялось ощущение, что каждый из молящихся наедине искренне обращается к Спасителю. Лица, совсем еще недавно бывшие обычными, становились смиренными и серьезными.
Помните роман Достоевского «Преступление и наказание»? Ведь именно из-за недостатка смирения Раскольников совершил убийство.
Поражало взаимоуважение во время службы и Крестного хода вокруг церкви, никто не толкался, никто никому не делал замечаний. Мне, человеку, выросшему в интернате, было удивительно видеть такую искренность и организованность.
Еще одна деталь: когда завершился Крестный ход и отец Игорь стал кропить всех святой водой, какой настоящей детской радостью вспыхивали лица! И, несмотря на то, что доставалось не всем сразу, никто не проталкивался вперед, не отпихивал соседей, чтобы занять более выгодное место. Конечно, многие скажут, что заключенным нечем заняться, что они хорошие актеры, найдут еще аргументов. Кто-то вообще разозлится по этому поводу.
Заключенные стесняются говорить об ощущениях во время молитвы, говорят об этом скупо, немногословно:
– Вера все меняет, дает смирение. По-другому на все смотришь. Когда выйду, буду ходить в церковь. Легче жить с верой.
Начальник колонии полковник внутренней службы Владимир Доронин имеет свой взгляд на происходящее:
– Православие – это одно из направлений воспитания осужденного. По статистике, те, кто серьезно начинает посещать церковь, практически не нарушают режима содержания. У нас в колонии примерно четвертая часть осужденных посещают церковь. Мой опыт показывает, что считанные единицы после отбытия наказания снова попадут в колонию. Конечно, у нас есть и производство, и обучение, мы стараемся любыми путями вернуть обществу полноценных и полезных людей. Стараемся делать свое дело хорошо.
Отец Игорь посещает исправительные учреждения уже много лет, его слова – слова человека опытного в этом деле:
– Многие из тех, кто посещает церковь, находясь в колонии, делают это осознанно. Наша задача – вернуть этих людей обществу и Богу, ведь самым главным показателем их веры становится то, что они в подавляющем большинстве своем не встают больше на путь преступления. Молитва – это пища для души.
Остается только пожелать и осужденным, и тем, кто работает с ними, удачи в делах. Бог вам в помощь!
Сергей Андрюшин