Уже с первой минуты нашей беседы понимаешь, что житель рабочего поселка Майна Петр Владимирович Лапкин – очень скромный человек. Настоящие герои обычно и бывают скромными. Ветеран МВД, в органах внутренних дел Петр Владимирович прослужил более 35 лет. Но до этого была еще одна служба – на полях сражений Великой Отечественной войны. Это совершенно отдельная, другая жизнь: фронтовые дороги, оборона Москвы, тяжелое ранение…
Вся грудь его в орденах и медалях – и за ратный, и за мирный труд. Не счесть наград на парадном кителе -орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», Жукова, за безупречную службу в органах МВД I, II, III степени и много других. Самая ценная для Лапкина медаль – «За оборону Москвы»- напоминает ветерану о военной молодости и о товарищах, с которыми плечом к плечу вели бои против фашистов.
– Война запомнилась больше всего тем, что мерзли, постоянно недоедали, почти не спали и самое главное, всё время шли в наступление. Всё было направлено на то, чтобы как можно быстрее выгнать немцев с нашей земли, – делится тяжелыми воспоминаниями ветеран войны.
Военная молодость
Петр Владимирович родился в семье интеллигентов. Его отец – заслуженный учитель РСФСР, награжден орденом Ленина, мать тоже всю свою жизнь отдала преподавательскому труду. Окончив школу-семилетку, Петр поступил в Ульяновский дорожно-механический техникум. После третьего курса его вместе с другими студентами направили на производственную практику в Тернопольскую область Западной Украины. Там они строили военный аэродром, возводили взлетные дорожки для средних и тяжелых бомбардировщиков.
– Война для меня началась с первых минут, – говорит Лапкин. – В 4 утра прилетели немецкие самолеты и стали бомбить наш аэродром. Несмотря на атаки мы продолжали работы до 1 июля. И только когда гитлеровцы уже захватили областной центр Тернополь (а наша стройка находилась всего в 30 километрах от него), пришел приказ эвакуировать наш объект. Пока собирали материальные ценности, начальство уехало на машинах, бросив нас на произвол судьбы.
Около месяца нам пришлось самим на перекладных, с поезда на поезд, добираться до дома.
Лапкин вернулся в техникум. Но не долго пришлось учиться. Вместе со своими товарищами написали коллективное заявление, чтобы их призвали в ряды Красной Армии. На другой же день Петр Владимирович получил повестку. Сначала он прибыл на теплоходе в город Горький на формирование. По распределению попал в бригаду лыжников, собранных из городов Поволжья. В этом составе его по тревоге отправили в Москву. Там, в составе 49-й армии Западного фронта, на 25 километре по Ленинградскому шоссе, они вышли на оборону Москвы. Затем, когда началось контрнаступление, его вместе с бойцами перебросили в Серпухов, что в Московской области. В течение четырех месяцев Лапкин был на передовых позициях.
Вместе со своей частью Петр Владимирович прошел всю Калужскую область. На границе со Смоленской областью, где шли сильные бои, разрывная пуля попала в ногу. С тяжелым ранением солдата положили в госпиталь, затем на долечивание его отправили домой.
Дорогами МВД
Казалось бы, жизнь в погонах для Лапкина закончилась. И какое-то время так и было. Петру Владимировичу довелось даже полгода проучиться в институте в Казани на юридическом факультете. А потом открылась рана, и ему пришлось взять академический отпуск и вернуться домой. Так, по воле судьбы или по случайному стечению обстоятельств Петра Лапкина вызвали в райком партии и предложили работу в органах Министерства внутренних дел. Подполковник милиции в запасе, он 35 лет отдал МВД.
Служба в Министерстве внутренних дел совсем не проста, как кажется на первый взгляд, чтобы посвятить ей всю свою трудовую биографию. Она непредсказуема и сопряжена с риском для жизни. Честно служил закону ветеран МВД и Великой Отечественной войны. Немаловажно, что он начинал работать в милиции в трудное военное время.
– Победу мы уже ждали, знали, что Берлин вот-вот падет, – вспоминает счастливые дни Лапкин. – Мне поручили дело по шифрованной связи. Я расшифровал и доложил начальнику, что предлагают сосредоточить внимание на происходящих событиях. По домам разошлись с чувством ожидания чего-то важного. А на следующее утро меня вызвали в отдел и объявили о Победе. Этот день в памяти до сих пор, будто всё недавно было: толпы людей в центре рабочего поселка, обнимаются, целуются. Улыбки, смех, слезы – всё перемешалось. Такое не забудешь.
Активная жизненная позиция
Выйдя на пенсию, Петр Владимирович, несмотря на почтенный возраст, на трудную службу и на то, что воевал и получил ранение, оставался в строю. Около 20 лет был бессменным заместителем председателя Майнского районного Совета ветеранов войны и труда. Проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: вел уроки мужества в школах, выступал на районных мероприятиях, беседовал с призывниками. Также увлекался фотографией. В альбомах до сих пор хранятся бесценные снимки товарищей по работе, друзей и родных.
Немало работы у ветерана было и по хозяйству. Своими руками Петр Владимирович разбил фруктовый сад, построил сарай для дров, два гаража, баню. Но больше всего он любил держать пчел.
– Как вышел на пенсию, сразу купил две семьи и почти 20 лет разводил пчел, – делится Лапкин. – На собственном примере убедился, что лучшего занятия для пенсионера нет. И живу до сих пор, а мне уже 90 будет, только благодаря этим крылатым целителям. Я бы и сегодня держал хотя бы одну семью, да уже сил совсем не осталось, а дети отказались продолжить мое дело. Поэтому пришлось расстаться с пчелками.
Сегодня Петр Владимирович продолжает работать на своем приусадебном участке. Как и прежде, он не приемлет жизнь без труда. Поддерживает его во всем супруга Раиса Ивановна, с которой они вместе вот уже 57 лет. Вырастили и поставили на ноги двоих сыновей. Дети, внуки, правнуки – все стараются почаще навещать Лапкиных.
– Детьми и внуками нашими гордимся, с малых лет приучали заботиться о здоровье, учиться и работать,
– говорит ветеран войны.
– Они не курят, не пьют. С горечью смотрю на современную молодежь, как они уходят совсем юными из-за пагубных привычек. А еще обидно за общество, которое испортила власть денег. Люди не дружат, не общаются, а только нажиться хотят. Ведь при советской власти почти все равны были, никто не выделялся. А зарплаты хоть небольшие, но хватало: жила семья, учились дети. Никто не восстановит целостность государства, если мы сами не объединимся. Во имя достойного будущего входящих в жизнь поколений.
Настя Соколова