Порой, рассказывая кому-то о своем детстве, мы вспоминаем даже мелкие детали: как выглядело мамино любимое платье, за что наказали в первый раз, свой первый букварь. Мы даже помним запахи детства. Горячий аромат бабушкиного пирога или тот неповторимый запах леса, куда впервые попали с родителями, друзьями. Память Зои Александровны Голиченковой из села Уваровка Кузоватовского района ясно хранит воспоминания о суровой военной поре, голодном детстве и тяжелой работе.
Саму Великую Отечественную войну Зоя Александровна помнит плохо, родилась она в 1940 году. Не забыла только, как женщины бежали к железной дороге, когда прибывали поезда.
Голодное военное детство
Зоя Александровна – местная, уваровская. Отца убили на фронте в 1942 году. Матери пришлось одной поднимать четверых маленьких детей.
– У отца была броня, так как он участвовал в советско-финской войне, – говорит ребенок войны. – Но он был партийным работником, коммунистом и не смог остаться в стороне. И добровольцем ушел на фронт. Прислал матери письмо из Люберцов Московской области, что если через реку переправится, обязательно напишет… Больше о нем ничего не слышали.
Было тяжело, семья переживала холод и голод, но жаловаться на трудности не приходилось. И если приготовит мама затируху (сваренную в молоке муку или горсть крупы), то была она для голодных детей самой вкусной на свете. А то, бывало, бабушка украдкой от взрослых сварит кашу из ржи или пшеницы, рассадит внуков вокруг себя и, давая каждому по ложечке, всех накормит.
– В это время мы бы уже на речке торчали, коновики ковыряли (траву такую, с розовенькими корешками), обмоем их в речке и съедим. Еще были козловики, тмины, – вспоминает Зоя Александровна. – С тех пор все травы знаю. Меня дети до сих пор ругают, что живу на свёколке. Но как же иначе, это ведь со своего огорода, натуральное. Колбасы, к примеру, настоящей сейчас и не найдешь. А раньше, как на ферму привезут колбасу, так запах ее по всему селу разносился.
Три класса Зоя окончила в Уваровке, дальше приходилось ходить на учебу в соседнее село Коромысловку. Те дети, у кого отцы вернулись с войны, отличались: их до школы везли на лошади, одевались они получше. А тех, кого мать только растила, называли безотцовщиной. Для старшей сестры Зои мама сумела достать пальто взамен картошки. А у Зои была только старая шубенка, обшитая бабушкиной голубой юбкой.
– К разным уловкам прибегала, чтобы надеть это пальто, – признается пенсионерка. – Через дорогу жила ее подружка Вера. Так я говорю сестре: «Лидушк, там тебя Верушка зовет». Она только из дому выйдет, а я накину пальто и убегу в школу. Или осторожно в сени вынесу его, потом сама как бы в шубенке своей выхожу, а там переоденусь и пойду. А если уж она не поведется на обман, приходилось в своей одежде идти.
Веселая трудовая молодость
После шестого класса Зоя Александровна пошла работать на ферму дояркой, 41 год трудилась на одном месте. Было время, когда по 20 коров вручную доила. О ее трудовой жизни свидетельствуют звания: «Ударник пятилетки», «Победитель социалистического соревнования», орден Знак Почета. Кроме того, ей присвоено почетное звание «Ветеран труда» федерального значения.
Многое пришлось пережить Зое Александровне: и радости, и горести, и голод, и холод. Но, несмотря на житейские трудности, вспоминает свою молодость с улыбкой на лице.
– Тогда веселее жили: ходили по улицам в несколько рядов с гармонью, пели песни, танцевали, – делится Голиченкова. – Молодежи тогда очень много было. Победнее жили, но веселее. И наряды берегли для клуба. Говорили даже – если платье стираное, то это уже не платье. А сейчас молодые с пивом на танцы приходят. И одеваются уже не так – то ли стадо идут встречать, то ли в клуб.
Со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Зоя Александровна познакомилась на ферме, где работала. Долго не встречались, поженились. Родились двое детей. Всё супруги нажили собственным трудом: сами купили дом, разбили приусадебный участок, обзавелись хозяйством. Держали трех коров, большое поголовье поросят, овец, кур, уток, гусей. Детей с малых лет приучали к труду. Внуки тоже принимали участие в уходе за живностью: кормили клушек, стерегли гусей, пригоняли коров из стада. Несмотря на нелегкую крестьянскую жизнь, о том, чтобы переехать в город, Голиченковы даже не задумывались.
– Разве что в молодости собиралась на целину уехать, – вспоминает Зоя Александровна. – Даже с подружками билеты купили. Прибежала матери рассказать. Но она меня тапочкой по спине шлепнула и сказала: «Ну поезжай, только в чем стоишь, в том и за порог пойдешь». И сразу желание пропало. Об этом не жалею. Тогда родителей мы слушались, спрашивали, поперек слова не говорили.
Есть чем гордиться
С любимым мужем (его не стало два года назад, но по сей день он живет в памяти и сердце вдовы) Зоя Александровна вырастила детей, дала им образование. Дочь живет в Ульяновске, а сын – недалеко от матери.
– Он в пограничных войсках служил, – говорит ветеран труда. – Все письма от него берегла. Помню, долго ничего не присылал. И вдруг приходит напечатанный конверт. Сама побоялась читать, к соседям пошла. Слезы на глазах выступили, пока письмо распечатывали. А сосед и говорит: «Что же ты плачешь, радоваться надо! От командира благодарность вам, что сына такого вырастили».
Рецепт оптимизма и долголетия
Ребенку Великой Отечественной войны некогда болеть. В свои 73 года Зоя Александровна не может сидеть без дела. Она печет вкуснейшие пироги для внуков и правнуков, убирает дом, топит печь, ухаживает за цветами в своем саду, сама занимается хозяйством и при этом не теряет оптимизма. Только недавно распродала скотину, остались одни куры.
– Дети, внуки, правнуки – никто меня не забывает, – не нарадуется Зоя Александровна. – Одна бы ничего не смогла. Они дают силы жить, радоваться. Дай Бог им здоровья.
Вера Виноградова