Виктория Чернышева
В Ульяновской области разработали закон о школьной форме. В ближайшее время его рассмотрят депутаты местного заксобрания, а вступить в силу он может уже с нового учебного года. Предполагается, что окончательно в форму всех ульяновских школяров переоденут до 1 июля 2014 года.

Какой именно должна быть форменная одежда, окончательно решат в каждой школе, с учетом мнения родительских советов. Для этого учебное заведение выпустит соответствующий локальный акт. Однако региональный закон закрепил основные положения, которым должен соответствовать внешний облик учащихся.

Школьникам разрешили носить классику – брюки, пиджаки и жилеты “без излишеств” для мальчиков и то же самое, плюс юбка, сарафан и жакет для девочек. Допустимыми “форменными” цветами признали черный и серый, а также неяркие оттенки бордового, синего, темно-зеленого, коричневого либо иного цвета. Разрешена клетка или полоска “в классическом цветовом оформлении”, однотонные сорочки и непрозрачные блузки длиной ниже талии. Из аксессуаров закон позволяет надевать галстуки, ремни и подтяжки. Кстати, для девочек прописан и вариант возвращения к советской форме – платье со съемным воротником, которое дополняется белым или черным фартуком.

Праздничный вариант формы преобразуется из повседневной, с добавлением белой блузки или особого аксессуара (в некоторых школах сегодня это, например, разноцветные галстучки). Спортивную одежду школяров разрешено “отмечать” значками, нашивками и прочими аксессуарами, обозначающими принадлежность к той или иной школе.

Под запрет в ульяновских школах попала одежда ярких цветов и оттенков, с декоративными деталями, надписями и изображениями, аксессуары с символикой экстремистских организаций, пропагандирующей психоактивные вещества или противоправное поведение. Кроме этого, запрещено носить одежду “бельевого” стиля, а также головные уборы, массивные украшения и религиозные атрибуты.

Последний пункт вызвало неоднозначную реакцию у некоторых членов ульяновской Общественной палаты.

– Статья 55 Конституции РФ запрещает принятие законов, приводящих к нарушениям прав человека и гражданина, в том числе, права на образование. В то же время, законопроект не разрешает носить в школе любые головные уборы, в том числе платки – хиджабы, которые религия предписывает надевать каждой мусульманке по достижении полового созревания. Не получится ли так, что в случае принятия документа в существующем виде старшеклассницы, исповедующие ислам, вынуждены будут перейти на домашнее обучение? – заявил член палаты, имам-хатыб одной из городских мечетей Расуль Фаткуллов.

Министр образования Ульяновской области Екатерина Уба пояснила, что школа – светское образовательное учреждение. А потому, по сути, платкам там не место.

– Мы говорим о светском образовании. В школу ходят для получения знаний – именно на этом должно концентрироваться все внимание, – объяснила свою точку зрения министр.

Члены Общественной палаты призывали министерство образования оценить возможные социальные последствия запрета на ношение хиджабов и подойти к принятию окончательного решения со всей возможной ответственностью. Но с учетом положения Конституции, которая закрепляет отделение религиозных объединений от государства и его светский характер.

Еще один вопрос касается школьной обуви – закон не определяет, какая она должна быть. А, значит, чисто теоретически, ученицы могут прийти на уроки и на шпильках или кроссовках. По словам Убы, решение, какую именно обувь могут носить школьники, будет принимать каждое учебное заведение, своим локальным актом.

Кстати, на предварительных обсуждениях возможности введения формы во всех школах некоторые учителя высказались за довольно жесткие ограничения.

– На мой взгляд, в методических рекомендациях нужно прописать все тонкости, вплоть до ширины брюк, высоты юбки, длины жилетов. Чтобы для всех школ они были одинаковыми, не было бы противопоставлений: нам это разрешено, а вам нет, – говорит директор гимназии №44 Лидия Сергеевна Жуковская-Латышева (она является активистом общественного движения “За советскую школу”, созданного в Ульяновске).

Однако в законе все же решили обойтись без столь строгих ограничений.

В 63 процентах ульяновских школ форма, в том или ином виде, уже введена. Педагоги уверены: если переодеть детей в строгие пиджаки и юбки, они станут дисциплинированней. Тем более, в нашем обществе сегодня идет большой перекос ценностей, непонимание, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а что нельзя. “Не допускать вольностей, не отвлекаться от изучения программы – вот что нам даст форма”, – считают учителя.

Но теперь местным властям предстоит решить важную проблему – как помочь семьям, которые не в состоянии потратить довольно крупную сумму денег на новое облачение ученика. На самой известной ульяновской фабрике, которая шьет костюмы и форму, “тройка” для мальчика стоит 3100 рублей, полный комплект одежды для девочки – 4,5 тысячи. Если в семье, положим, две сестренки, гардероб обойдется уже в девять тысяч рублей. А к учебному году придется покупать еще и канцтовары, учебники, обувь и прочие школьные принадлежности…