Когда власть в своей работе думает о людях, все получается.

С конца прошлого года общественный транспорт столицы Эстонии Таллина перевозит пассажиров бесплатно. Это автобусы, троллейбусы и трамваи. Поначалу идея мэра эстонской столицы была встречена скептически, а некоторыми лицами из руководства страны – буквально в штыки. Критики предрекали проблемы с бюджетом и крах городского транспорта. Но, как оказалось, мэрия все просчитала и проект работает, что признал даже министр финансов Эстонии.

Почему это удалось государству, в котором нет ни газа, ни нефти, ни других полезных ископаемых, которыми переполнена Россия, с чьего населения плату не берут разве что за воздух? Может, как раз потому, что эстонские государственные люди не избалованы халявными деньгами, которые остается только пилить и паразитировать на этом распиле и на населении, как в России. В Таллине учли все мелочи, способствующие успеху проекта. Прежде всего – улучшение экологической обстановки. До 70 процентов углекислого газа дают выбросы частных автомобилей. С переходом на бесплатный общественный транспорт их число на дорогах эстонской столицы сократилось, поскольку часть автовладельцев стала пользоваться автобусами и трамваями.

В мэрии Таллина отметили, что пассажиропоток на общественном транспорте вообще увеличился. Больше стали ездить, в частности, в выходные. Но люди ведь не просто едут, сказал в интервью журналу «Огонек» вице-мэр города Таави Аас, а едут куда-то, в магазины, в кафе, в кинотеатры, где они оставляют свои деньги, с которых в городской бюджет поступают налоги. То есть даже рост числа пассажиров, передвигающихся бесплатно, в умелых руках таллинской мэрии оказался плюсом.

Кроме того, говорит глава города, общественный транспорт и раньше дотировался. Все жители старше 65 лет и младше семи за проезд не платили. Пенсионеры до 65 тоже имели льготы. Скидки были и для студентов. С переходом на бесплатный проезд для всех отпадает необходимость в администрировании льгот – расчетах размера субсидий, бухгалтерии, что требовало расходов на зарплату тех, кто всем этим занимался. Ликвидирован штат кондукторов и контролеров, что тоже дало существенную экономию. И уже скоро проект станет безубыточным, считает вице-мэр, напоминая, что Таллин – не первый город в Европе, где пришли к идее бесплатного общественного транспорта.

Сергей Поленов