В минувшие выходные отмечалась негромкая, но памятная для многих дата — День рождения пионерской организации. В 1990-х годах в СМИ, в различных кинофильмах и книгах было принято подчеркивать, в основном, негативные стороны детских общественных организаций «советского образца». С началом 2000-х риторика постепенно начала меняться, и в настоящий момент нередко наблюдается «крен» в противоположную сторону: пионерия и комсомол воспринимаются исключительно положительно. Понятно, что истина где-то посередине…
В этой статье мы расскажем о человеке, чья судьба неразрывно связана с годами расцвета упомянутых детских и молодежных организаций.
Пионерское детство
— Семья у нас была большая, долгое время мы жили в домике Минаева — он принадлежал моим дедушке и бабушке. Раньше нашу улицу называли то Солдатской, то Володарской, а затем она стала носить имя Максима Горького. И вот однажды мама с бабушкой моют окна, к ним подходят два человека в галошах (тогда многие так ходили) и спрашивают: «А что это у вас за мемориальная табличка? Так тут Минаев жил?!». Затем выяснилось, что эти «в галошах» были первый секретарь обкома партии и председатель облисполкома. И вот после этого разговора и сменили название нашей улицы — появилась улица Минаева, — с такого «этимологического предания» начала свой рассказ наша собеседница Нина Даузина.
В свое время она была секретарем обкома ВЛКСМ, работала во Дворце пионеров, а также учительницей в нескольких ульяновских школах.
— Моя «пионерская жизнь» началась примерно с класса 6-го. Вместе с ребятами из нескольких домов мы организовали свой дворовый пионерский отряд, и я стала его руководителем. Вы не представляете, какой был тогда задор, тяга к этому всему! Воспитанные на книжке про Тимура и его команду, мы буквально горели желанием «творить». Вместе с отрядом стали организовывать дворовые концерты. Тогда на Минаева был великолепный сад, там мы устроили сценическую площадку, сделали занавес. Опускали приглашения на концерты в почтовые ящики, и к нам приходили зрители со всей улицы, — говорит Нина Юрьевна.
Несмотря на приближающийся юбилей — 75 лет, Даузина до малейших деталей помнит самую светлую и безмятежную пору своей жизни — детство.
— Отец у нас часто ездил в командировки, мама с утра до вечера была на работе. Но мы не скучали: всегда было чем заняться, кому помочь. Я помню, Свияга тогда была совсем другая — в ее пойме росли розы. И бабушка разрешала нам купаться только с той поры, когда расцветала желтая роза. Мы с девчонками все бегали смотреть: расцвела ли? А еще неподалеку от дома располагалась женская колония. Когда ее строили, часть яблонь уличного сада отошла на их территорию. И вот мы забирались на деревья, а те, кто сидел в колонии, — карабкались на свои яблони и — переговаривались с ними, — улыбается наша собеседница.
В комсомол — и дальше
После начальной школы Нина Даузина училась во 2-й женской школе, а затем — уже старшеклассницей — поступила в школу №40. Это было первое в городе среднее учебное заведение «смешанного» типа (то есть там учились и мальчики, и девочки).
— В школе была старостой, затем поступила в педагогический институт и стала секретарем нашего подразделения комсомола. А потом, когда я стала работать в 37-й школе, ЦК ВЛКСМ впервые объединил школьные комсомольские организации — педагогического коллектива и комсомола ученического. И меня избрали секретарем объединенного комитета комсомола. Чего у нас только не было! И «дзержинцы», и военно-патриотические игры совместно с нашими «ракетчиками», и многое другое!
После того, как наша рассказчица стала секретарем обкома комсомола, настала «горячая пора»: приближалось столетие Ленина.
«Вся Волга — в теплоходах»
В предъюбилейный Ульяновск, который буквально «лихорадило» от грандиозной подготовки к столетию Ильича, начали приезжать туристы не только со всего СССР, но и из соседних стран «соцлагеря».
— А ведь принимать-то у нас фактически негде было: город просто оказался не готов к такому наплыву гостей. Приезжающие пионеры и студенты порою ночевали на лавочках. Мы срочно принялись оснащать школы и турстанции: раскладушек не хватало, клали людей на матах. Впрочем,ребята приезжали ведь не за комфортом, а чтобы увидеть те места, где Ленин родился. Чтобы попасть в домик, который сейчас на территории мемцентра, гостям приходилось выстаивать очередь по 3-4 часа. Вся Волга была в теплоходах от приезжающих! — продолжает наша собеседница.
Она вспоминает, как однажды в Ульяновск приехал целый поезд с гостями из Германии. Часть из них отправились в столицу, а 90 человек остались в Ульяновске.
— И вот представляете, они нам говорят: «Хотим, чтобы наши пионеры пожили день-другой в семьях Ульяновска!». Мы за голову схватились: вы понимаете, что такое найти 90 семей, желающих приютить иностранцев? Но все разрешилось благополучно: старались подбирать те семьи, где были дети примерно того же возраста, что и пионеры из ГДР. Потом они очень сдружились, переписывались со своими сверстниками…
После того как гостей распределили, последовали новые трудности.
— Ведь у немцев как: сколько им положат в тарелку, столько они и съедят — оставлять нельзя. А тут ягода виктория пошла, наш народ гостеприимный, все подкладывают и подкладывают — ну, и результат известен: у многих приехавших разболелись животы. Слава Богу, ничего серьезного. Правда, у одного мальчика случился аппендицит, так что нам пришлось через консульство запрашивать согласие на операцию,
— вспоминает Нина Юрьевна. Были и другие забавные случаи: например, приехавшие посмотреть ленинские места немцы принялись во время еды «раздевать» пельмени от теста, поскольку думали, что есть можно только мясо.
Зарница
— Что мне нравилось в советской школе — так это системность в организации работы с ребятами. Такое ее качество вырабатывалось как раз через детские и подростковые организации. Сначала октябрята (школьники подразделялись на «звездочки» — по пять человек), затем пионерский отряд и комсомол — везде воспитывался активный человек, с активной гражданской позицией, с настоящим, а не поддельным патриотизмом. И создавалось все это постепенно, каждый день — в учебе, в труде и игре, — делится своим мнением Даузина.
По ее словам, один из хороших примеров подобной работы — игра «Зарница», организация которой была поставлена на очень серьезный уровень.
— В каждой школе были свои «зарничники»- победители выходили на региональный уровень. «Зарница» очень нравилась детям, они играли в нее с большим увлечением. И благодаря этой игре нам удавалось прививать детям не только спортивные и туристические навыки — они также знакомились с военной техникой. Ведь мы подключали к игре не только школы, турстанции и администрацию, но и предприятия, и военных.
В связи с этим Нина Юрьевна вспомнила такой случай. В 1966 году был назначен новый начальник танкового училища — им стал генерал-майор Владимир Табакин. Даузина, еще совсем молодая женщина, пришла к нему за помощью, чтобы он позволил детям «поводить» танк, побывать в классах училища, а также — самое важное — возглавил штаб «Зарницы».
— И он мне — от ворот — поворот! А я не привыкла к такому обращению: ведь тогда с комсомолом все считались. Обратилась в обком партии, оттуда позвонили в училище. И в следующую нашу встречу — уже совсем другой прием: «Помогу, чем смогу!». Оказалось, что у Табакина случилась недавно трагедия: перевернулась машина с курсантами, поэтому он так и отнесся к своей молодой посетительнице.
— Вообще, лучшие годы моей жизни — это, конечно, комсомол. Я их ни на что не променяю! -признается наша собеседница.
А «менять», как говорится, есть на что: биография Даузиной богата значимыми событиями — освоение целины, многолетняя работа в школе, воспитание трудных детей в коррекционном учебном заведении…
Евгений Нувитов
ОТ РЕДАКЦИИ. От всей души поздравляем Нину Юрьевну с приближающимся юбилеем! Желаем оставаться таким же бодрым, веселым и «по-комсомольски» гостеприимным человеком.