25 апреля 1847 года в Симбирске родился поэт, воспевавший Землю Симбирскую, Дмитрий Николаевич Садовников.
У Дмитрия Николаевича была не простая жизнь, в три года мальчик потерял мать и остался на попечении отца, коллежского регистратора Николая Александровича, который и привил мальчику любовь к литературе. Но, по-видимому, судьба к Дмитрию была неблагосклонна: 1860 году скончался отец. Заботиться о 13-летним мальчике стала его тетя Ю.И. Полянская.
Учился Садовников в Симбирской мужской классической гимназии. В 7 классе бросил учебу и уехал в Москву. Там пробовал поступить в Университет, однако неудачно. Но несмотря ни на что, Садовников упорно занимался самообразованием: изучал русскую историю и литературу, овладел французским, английским, итальянским и немецким языками. Это позволило ему в дальнейшем познакомиться с западной литературой. В Москве он устроился домашним учителем у богатого купца, но жить в столице было крайне нелегко. Дмитрий возвращается в Симбирск.
В сентябре 1870 года Садовников при Симбирской гимназии сдал экзамен на звание домашнего учителя по истории и географии, однако свидетельство он получил лишь 27 января 1872 года, так как должен был доказать, что является сыном коллежского асессора Н.А. Садовникова и не состоит в тайных обществах.
В 1871 году Дмитрий Николаевич женился на дочери помещика Лазарева. Увы, брак был недолгим, судьба нанесла Садовникову еще один удар, отняв у него в 1877 году законную супругу.
В период с 1871 по 1877 год Садовников много работал над собиранием устного народного творчества, занимался литературой. В 1875 году вышел в свет его сборник «Загадки русского народа». В эти годы им были написаны историко-этнографические статьи о Поволжье.
После смерти жены, в 1877 году Садовников переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он занимается изучением проблемы народности. В решении этого вопроса Дмитрий Николаевич обращается к поэзии Н. Некрасова, А. Толстого и, конечно же, к народному творчеству.
Жизнь поэта оборвалась в 1883 году, когда ему было 36 лет. Он умер от туберкулеза.
За Садовниковым закрепилось имя «Певца Волги и Степана Разина». «Вога, если хотите, была, может быть, первой любовью, первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней», – писал он. Образ Волги является основным в творчестве поэта. Вот как он к ней обращается:
Тебе несу стихи, река моя родная,-
Они – навеяны и созданы тобой…
Простор песков твоих, лесов живые краски
Разливы вешние ликующей воды
И темных Жигулей предания и сказки
На них оставили заметные следы…
И вот несу тебе знакомых песен звуки
Ты навязала их, тобой они полны…
Безусловно, произведения поэта наполнены описаниями родной реки, но его, не в меньшей мере, волновала жизнь народа, его история, поэтому в стихотворениях показаны образы вольных людей, вождей и защитников голытьбы, где центральное место отведено Степану Разину.
Д.Н. Садовников создал цикл «Разинских песен», в котором попытался раскрыть характер народного героя. Всем знакомы слова знаменитой русской песни «Из-за острова на стрежень», где автор с легкостью соединил живописную красу великой русской реки и яркий образ Стеньки. В своих работах поэт особо подчеркивал глубокую связь Степана Разина с народом:
За Степаном – только свистни
Колыхнется весь народ…
А кому охота биться
За царевых воевод?
Значительное место в творчестве Садовникова занимает образ русских женщин. Народные предания Поволжья повествуют о подвигах русских девушек, к примеру, о Дуняше, погибшей в бою с татарами, или Усолке-Богатырше, которая расправилась с татарской ордой. Такие героические, волевые и вольнолюбивые женские характеры искусно вплелись в творчество Дмитрия Садовникова и нашли свое отображение в произведениях «Дуняша» и «Усолка-Богатырша».
В 1874 году вышла книга Дмитрия Николаевича «Наши землепроходцы». В ней идет рассказ о подвиге простых русских людей – землепроходцев, «которые в несколько лет прошли от Уральских гор до далекой оконечности Сибири, терпя всевозможные лишения». Это издание было специально предназначено для бесплатных народных читален и рассказывало о заселении Сибири.
Произведения Дмитрия Николаевича Садовникова пользовались большой популярностью в 70-80-е годы XIX века. К сожалению, сейчас его литературное творчество неизвестно широкой читательской аудитории.
Ольга Шипова