В рамках юбилейного кинофестиваля им. Валентины Леонтьевой в Ульяновске состоялась творческая встреча с Егором Кончаловским. Известный режиссер и продюсер рассказал зрителям о своем лучшем фильме, положении дел в российском кинематографе и жестких законах рынка, которые не позволяют отечественным фильмам выходить на большие экраны.
8KEs83v-GBQ
Егор Кончаловский приехал в Ульяновск не только в качестве почетного гостя и известного медийного лица, но и привез свою картину «Возвращение в “А”», которая не вышла в коммерческий прокат в России. По словам Кончаловского, помешали этому организационные трудности: фильм был снят по заказу министерства культуры республики Казахстан – эксклюзивные права на показ принадлежали компании «Казахфильм». Сейчас юридические вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, удалось решить, и именно на фестивале Леонтьевой состоялась общероссийская премьера этой работы Кончаловского. Сам режиссер сказал, что «Возвращение в А» – его лучший фильм и в дальнейшем посетовал, что в российском кинематографе самые удачные картины не находят своего зрителя.

Господин Кончаловский рассказал, что в большой кинематограф пришел не сразу. В начале 90-х он занимался производством телевизионной рекламы: «я снимал всё – прокладки, шоколадки и прочее», но в какой-то момент по совету своего водителя прочитал книгу «Антикиллер», экранизировал ее и к настоящему моменту выпустил уже 14 картин.

Егор Кончаловский долгое время проживал в США, но сейчас категорически не разделяет идеи американской мечты, о чем он неоднократно упомянул в ходе общения со зрителями. Если одним словом, то американ дрим – это ипотека, заметил режиссер. Это – безудержное потребление и жизнь в долг. В России нет собственной мечты, и мы вынуждены поглощать американскую модель, которая диктуется нам, как федеральным телевидением, так и с экранов кинотеатров.

Кинематограф и телевидение, по словам Кончаловского, подчиняется законам глобализации: европейские телевизионные каналы транслируют те же передачи, что и в России, мы все стали друг на друга похожи и это вызывает тревогу. Эти процессы находят отражение и в реальной жизни. В качестве иллюстрации своих слов режиссер привел в пример Париж, где сейчас, также как в Москве, выходя из дорогого магазина можно получить по голове бейсбольной битой.

Продолжая говорить о телевидении, Кончаловский заметил, что «телевидение предлагает то, чем оно нас считает». Сам режиссер, по его словам черпает контент исключительно из интернета. И именно глобальная сеть вкупе с технологическим прогрессом изменит ситуацию в кинематографе. Талантливые профессионалы смогут делать настоящие киношедевры буквально на коленке, снимая картинку на недорогие фотоаппараты с хорошей оптикой. На большие же экраны будут выходить «Аватары» и «Трансформеры» – пустое кино, которое забывается сразу после просмотра и нацеленное на массового потребителя.

Единственное возможное противодействие такому прогнозу, по мнению Кончаловского, – это государственная поддержка кинематографу: «российское кино надо защитить», заметил режиссер и привел в пример государственную политику Китая и Франции, где частно-государственное партнерство реализовано наилучшим образом.

Разговор с режиссером накалялся, и, Кончаловский явно не успевал ответить на все вопросы зрителей. Наивысшего накала творческая встреча достигла во время небольшой пикировки звездного гостя и одного из зрителей – обсуждали вопросы нравственности современных российских фильмов, их дефицит на рынке и в кинопрокате. Егор Кончаловский выразил мнение, что кино – последняя ступень, которая борется за нравственность и снова посетовал на жесткие законы рынка, обратившись к залу: «если вы так бьетесь за нравственные отечественные фильмы, почему не ходите на них?». У большинства зрителей по этому вопросу была своя, другая точка зрения, но в итоге решили на том, одному человеку отвечать на все вопросы российской киноиндустрии невозможно.

Это компромиссное суждение переросло в дружное скандирование из зрительного зала: «Кино! Кино!». Егор Кончаловский признался в любви зрителям, раскланялся и оставил поклонников наедине со своим творением.

Малых Дмитрий, специально для «Улпрессы».