Сразу две российские кинопремьеры довелось посмотреть ульяновцам в минувшее воскресенье в рамках V кинофестиваля им. В. Леонтьевой «От всей души». Фильмы «Возвращение в «А»» Егора Кончаловского и «Иоанна» Феликса Фалька были тепло приняты публикой и на то есть простая причина – организаторы фестиваля привезли в город хорошее кино.
На творческой встрече, предваряющей премьеру «Возвращения в «А»», Егор Кончаловский признался, что этот фильм он считает лучшим своим творением. Нужно заметить, что разговор режиссера с ульяновскими зрителями выдался на удивление умным и содержательным. Мэтр говорил со зрителями об участи российского кино, сетовал на засилье американской мечты в сознании россиян, в связи с чем хорошие российские фильмы, за редким исключением, не имеют успеха в прокате. Яркий тому пример – «Возвращение в «А»», который не выйдет на широкие экраны страны как раз по причине коммерческой бесперспективности. Честно говоря, посмотрев фильм, я так и не понял, в чем выражается эта бесперспективность, но Кончаловскому конечно виднее.
Когда же зрители попытались возразить режиссеру и заявили, что хотят смотреть хорошие фильмы, но кинопроизводители и прокатчики предлагают лишь ширпотреб вроде «Трансформеров», Кончаловский привел железный контраргумент – статистику. Хорошо продаются только те фильмы, которые сделаны «для всех». Однако будущее у кино все-таки есть – благодаря высокому уровню развития технологий талантливые люди смогут делать низкобюджетные фильмы, что называется, «на коленке», а большое кино ждет участь театра – его будет меньше, но оно станет лучше, – резюмировал режиссер.
Сам фильм «Возвращение в «А»» основан на реальных событиях. Сюжет представляет собой историю офицера-афганца Марата, потерявшего на войне близкого друга. Спустя 20 лет он возвращается в Афганистан, чтобы найти его могилу, а заодно помочь девушке своего сына в съемках телепередачи. Поучительная история о любви и дружбе, верности и чести – вечных и непреходящих ценностях, которым в наше время отведено так мало места.
В одном из эпизодов режиссер будто бы приводит аргумент в доказательство своего тезиса о коммерческих преимуществах американских стандартов кино – зал дружно хохочет над портящим воздух толстяком, словно нарочно введенным в эту тяжелую военную драму.
Сразу после «Возвращения в «А»» ульяновцы стали участниками творческой встречи с Барбарой Брыльска. Эта актриса не нуждается в представлении. Она прекрасна знакома российским зрителям по множеству ролей, главной из которых, конечно, остается роль Нади Шевелевой из главного новогоднего фильма страны «Ирония судьбы или с легким паром». Встреча с пани Барбарой прошла в теплой, семейной атмосфере. Вместе с Натальей Пантюшковой – известным специалистом в области кино вообще и польского кино в частности, актриса рассказывала интересные истории из своей жизни и актерской карьеры. Барбару спросили о ее впечатлениях об Ульяновске: «Чистый, немноголюдный город», – ответила Брыльска.
Фильм польского режиссера Феликса Фалька «Иоанна», российская премьера которого состоялась после творческой встречи, не мог не произвести на зрителей огромного впечатления. Помните драму Романа Поланского «Пианист»? «Иоанна» с первых кадров ассоциируется именно с этой картиной. Снова Польша в период Второй мировой, снова геноцид евреев, снова судьба человека. Красной линией через весь фильм проходит линия милосердия, самопожертвования.
В этом фильме о войне нет батальных сцен, однако трагизм эпохи ощущается в полной мере. Такие фильмы нужны хотя бы для того, чтобы мы – поколение землян, незнакомых с войной, понимали, что война это страшно и что допускать ее ни в коем случае нельзя.
Рекомендую к просмотру оба фильма. Жаль, что в российских кинотеатрах увидеть их вряд ли удастся.