Председатель Счетной палаты (СП) направил в правительство письмо, в котором написал, что считает необходимым заморозить тарифы на жилищно-коммунальные услуги на три года и навести за это время в ЖКХ страны хоть какой-то порядок.
Если перевести суть сказанного Сергеем Степашиным с его дипломатичного языка на обычный, это означает, что сфера ЖКХ погрязла в воровстве, коррупции и жульничестве. Что тарифы не отражают реальности и с населения берут произвольные суммы, которые затем просто присваиваются, а жилой фонд при этом продолжает разрушаться. И с этим надо что-то делать.
Глава СП назвал и причины такого положения, среди которых – непрозрачные схемы расчета по затратам на места общего пользования жилых домов, проваленная реформа энергетики, отсутствие законодательных норм по ограничению роста тарифов. И еще – что является, на мой взгляд, одной из основных причин – приход в ЖКХ коммерческих структур, действующих бесконтрольно.
Государство пустило дела в этой сфере на самотек, устранившись фактически от какого-либо контроля вообще. В качестве примера тут можно привести хотя бы Ульяновскую областную жилищную инспекцию, которую население подозревает в отстаивании интересов коммунальщиков, а не жильцов. И такое впечатление действительно складывается.
Разворовываются не только деньги рядовых граждан, но и бюджетные, поскольку немалую долю платежей составляют субсидии и компенсации, почему, думаю, и волнуется Сергей Степашин. «СК» не раз уже указывал на преступный сговор чиновников и коммерсантов. Чиновничество повышает тарифы, и выплаты субсидий растут, то есть организован насос по перекачиванию средств из бюджета в карманы частников. При этом мы практически уверены, что частник выплачивает властям откаты за этот насос.
Степашин, вероятно, уже просто отчаялся, ведь если мы видим, как в масштабах нашей области налево уходят миллиарды рублей, то глава СП видит это в масштабах всей страны, где утекают сотни миллиардов. И он наверняка знает, что замораживание тарифов не нанесет жилому фонду ровно никакого ущерба, но оздоровит бюджеты. Тарифы сейчас такие, что покрывают все мыслимые и немыслимые расходы. За тепло, например, за последние десять лет и область, и страна в целом заплатили на десятки лет вперед. Также и по другим ресурсам.
Прислушается ли к предложению Степашина премьер Дмитрий Медведев, пока неизвестно. Сам председатель правительства в этом, вероятно, мало чего понимает и находится под влиянием профильных министров, мотивы действий которых далеко не всегда диктуются интересами России и россиян.
Юрий Кашинский