Скажу сразу: с большим внутренним сопротивлением стал я писать этот текст. Почему с нежеланием? Об этом- ниже.
А пока приведу письмо, присланное главному редактору газеты «Дыхание Земли» известным активистом-общественником, настойчивым хранителем памяти о Волжской Болгарии Шаукатом Богдановым.
Вот оно, без купюр:
«Уважаемый Сергей Владимирович!
У нас неразрешимая проблема, которая тянется уже десять лет.
Суть ее такова.. Мы, хранители памяти о Волжской Болгарии, давно пытаемся установить на месте Некрополя (близ автобусной остановки “Автозавод”) Памятный Камень или Стеллу.
О нашем намерении знают и наши болгарские друзья.
Из нашего письма главе города Вы поймете что некоторые деятели собираются продать участок где находиться Булгарский Некрополь 8-9 веков. На этом месте кто-то намеревается построить очередной «Торговый дом» или что-либо подобное.
Прошу привлечь общественность города к сохранению этого археологического памятника- потому и адресуюсь в редакцию газеты «Дыхание Земли».
К освещении этой проблемы просил бы подключить и журналиста Жана Миндубаева.
Кратко о сути.
Место булгарского некрополя открыто учеными – археологами. Затем тут была установлена памятная доска.
И, казалось бы, исторической памяти ничто не угрожает.
Однако — к сожалению- все время кто-то хочет вышеназванную территорию «прихватизировать. Эти попытки имеют место быть постоянно. Понятно, почему- самые «лакомые «куски городского пространства упорно захватывают новоявленные коммерсанты- и прочие «нью-капиталисты».
В свое время муссировалось намерение построить здесь церковь. Однако, православные священослужители отказались строить на территории болгарского некрополя храм.
И мы, потомки волжских булгар, конечно , выразили свою благодарность Архиепископу Владыке Проклу.
Но! У к сожалению у нас в стране мы наблюдаем равнодушное или даже наплевательское отношение к истории предков. Потому и не прекращаются попытки захвата территории некрополя.
Очень надеемся на Вашу поддержку.
С уважением Шаукат Богданов.
Вот такой крик души человека, неравнодушного к памяти предков.
Что можно сказать по этому поводу?
Можно напомнить знаменитые слова Александра Пушкина: «Уважение к минувшему- вот черта,отличающая образованность от дикости.»
Можно вспомнить и его знаменитое:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как…. пустыня
И как алтарь без божества.
И хоть тут уже все сказано, мне бы хотелось добавить кое-что и от себя.
ВОДА забвения нарастающим слоем продолжает покрывать живую жизнь. Безгласно и безымянно уходят навеки семейные роды, династии, знаменитые некогда поселения, омытые слезами и овеянные надеждами храмы и дороги. Все исчезает с лица земли под наши стенания об утратах. В тысячный раз поражаешься тому, как охотно в круговерти повседневных хлопот забываем мы о главном предназначении человека —хранить память, без которой он теряет само звание человека. Древо жизни теряет одухотворенность и красоту, лишившись корней. Не цепенеет душа перед словами «исчезают навеки» — и сами похороны из грозно потрясающего явления превратились в некое бытовое неудобство —а то и в повод для выпивки. Человек без памяти — кто он?
Некогда закладывали храмы, строили часовни, основывали приюты в память о былом, в честь него.
Почему не пытается нынешний человек хоть как-то противостоять току времени и собственному беспамятству? Как будто назло душе, в пику самим себе стремимся мы во что бы то ни стало превратиться в однодневок, в перекати-поле, в существо, подвластное только радости телесного насыщения и зову размножения. Но зачем тогда строим крыши над головой, раздуваем огонь в свежесложенной печи и баюкаем младенцам? Только во имя того, чтобы вырастить злак, съесть его — и тем успокоиться? Ущербной растет при этом душа, скудной в помыслах, высоким устремленностям недоступная сквозняками продуваемая, никчемная и легковесная. Ради этого мы затеяны природой?
Говорят, что у самой природы не памяти, не ведает она — да и знать не хочет — дня вчерашнего и завтрашнего.
Но коль неизвестны природе память и прозрение, почему именно она в «мучительной попытке познать самое себя» (В. Шукшин) создавала то непостижимое, мозгом называемое устройство, венец своего творения, которым наделила не только нас? Пишут: ныне на планете имеется несколько миллионов тонн человеческого мозга — живого, разумеется. Возможно, в этом суть Жизни — в увеличении «производства» мозга. А что это, если не память? И не за семьюдесятью ли печатями упрятана глубинная, неизбывная память природы неведомая нам? Какие там ЭВМ! — вполне возможны и более непостижимые системы памяти, «работающие» в природе. И значит наша нарастающая беспамятливость — вопреки ее устремления?
Впрочем, не о том, не о том…
Все-то мы знаем. Почем картошка на базаре, с кем развелась и в который раз Алла Пугачева, с каким счетом выиграл «Спартак», где жена соседа «ухватила» новую дубленку. Но неведом нам — да и неинтересно — знать; кто тянул вот эту старую дорогу? чьи руки возвели побитую, но так ладно стелящую на пригорке ввиду всего села церковь? кто был первым жителем хуторка с неожиданным именем Пчелка — видать, веселый трудяга, мечтатель, осевший здесь? Немы наши поселки, безгласны старинные строения, улицы; молча кряхтят безымянные мосты под натиском проносящейся жизни. Они могли бы о многом рассказать, удивить, озадачить, обрадовать. Но «некогда, некогда, некогда нам»! Ради сиюминутных и во многом никчемных забот обкорнали мы собственную память, обездолили наших детей. Ибо какая счастливая доля может быть без знания своего рода, своей земли, истории? без чувства причастности к добрым делам и людям? Обезразличил народ ко многому, довольствуясь собственной ущербностью.
Для какой надобности жадно лезет ребенок на березу у отчего дома, что он там потерял? На ветках — ним яблок, ни слив? Но через чуть возможного падения и отцовского наказания хочется заглянуть мальцу подальше, хоть бы за околицу родной деревни; нечто понять, запомнить, осмыслить. Человеческий детеныш любознателен с детства, ему так завещано природой — зачем мы душим эту любовь к познанию? В том числе и к познанию собственной души.
Испокон веку в семье, в школе в церкви в первую голову заботились о пробуждении в ребенке души — и к ней прилагались соответствующие знания. Постижение законов совести соседствовало с познанием законов природы. И если вторая сфера была безграничной, то в первой были четко обозначены рубежи, за которые человеку переступать нельзя: не возжелай… чти… не убий… Не убий и память: и ныне, и во веков. Ибо нет человека без памяти; ею он жив и возвышен; на ней стоит.
«Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет…» В этих стихах Анны Ахматовой лишь фиксация одной из основ нашего мира.
Углубленное внимание к памяти — а значит, душе, нравственности, идеалам — обязательное условие существования человека. А мы? Что помним, чему поразились, какой мерой отмеряем пройденное? Пронизала ли нашу жизнь тоска по истине, утвердилось ли стремление оглядеться в историческом пространстве? Можно ли сказать, что историческая правда нашей земли выявлена в полном объеме и что эта работа обрела необходимый в размах и значимость?
Конечно, история — наука. Но только ли? Как никакая другая область познания, она формирует наши души, лепит характер, утверждает дух. Если естественные науки обнажают связи человека с природой, убедительно демонстрируя цельность мироздания; то историческое познание выковывает скрепы, соединяющие личность с человечеством. Пренебрежение ими, их обрыв означает демонтаж цивилизованного общества, сокрушение «homo sapiens».
Ах, как сильно мы преуспели в этом!
Вот, пожалуй, и все.
А теперь о том, почему мне так не хотелось писать этот текст.
Об очевидной необходимости _сохранения исторической памяти в городе Ульяновске мои коллеги журналисты, историки, музейщики, краеведы — и прочие неравнодушные люди говорили и писали уже немало. И- все – «как слеза на ветру». Городская власть не хочет вникать в наши писания. Она попросту плюет на них. И тогда зачем мы тратим свои силы , нервы? Зачем беремся за перо? Чтобы какой-то административный чин (давно забывший,что не народ ему служит- а он народу) прочитав хотя бы вот этот мой текст, мог высокомерно усмехнуться — и все? Ведь поведение нынешних правителей определяется столь любимой ими поговорочкой: «Собаки лают-а караван идет своей дорогой!»
Да еще и с неким , неизвестно из каких мозгов взятым ТОРЖЕСТВОМ! Со СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬЮ! «Вы там пописывайте – мы вас почитаем – и адью!»
НО-хочу сказать- наш земляк Владимир Ильич Ульянов начинал свое ГРОМАДНОЕ дело ..с чего? Да, с создания газеты «Искра».
Ибо – как еще до него было сказано: “Из искры возгорится пламя”
Я не сторонник пламени и искр. Но чтобы их избежать- правители должны все же задумываться. Хотя бы иногда.
Дядя
Хорошая статья! Интересно, что скажут городские? Или у них память отшибло?
палата № 6
Статья потакает вредным глупостям. Где мнение специалистов? В 1654г. была эпидемия чумы, Симбирск после нее стоит на костях, которые не дают покоя тем, кто возжелал стать булгарами, то есть быть чуточку повыше, чем татары и русские. Поставили спорный памятник якобы булгарскому поэту. И этим опасным глупостям потворствует власть, в свою очередь решившая оскульптурить всю область. Когда коту делать нечего, он…
память невотребованая
Стыдно заголовок с ошибками давать – Память невостребованная…
память невотребованая
Хорошо, что исправили ошибку в заголовке. Но в самом тексте уйма синтаксических и лексических несуразностей. Такое впечатление, что автору русский язык не по зубам. Тогда не надо стремиться писать “красиво”. Впрочем, простота письма не всем даётся…
Жан Миндубаев
“Учителям” моим драгоценным и дружным: а у меня еще одно ухо чуть меньше ДРУГОВА”.Я правильно пишу по русск?
Жан Миндубаев
Главврачу психушки.Повнимательнее будьте к пациентам “палаты №6”. Ксенофобия-болезнь с непредсказуемыми последствиями. Помогите несчастным.
В защиту палаты№6
Ну вот, сразу донос. Нехорошо, голубчик
иван, помнящий родство
Объясните, Жан, в чем подлинный смысл ваших”булгарских” раскопок? Только спокойно, с научно обоснованными фактами? А пока ваш опус – дешевая пропаганда опасных выдумок.
Жан Миндубаев
“Дешевая пропаганда..опасные выдумки… объясниет , в чем ПОДЛИННЫЙ смысл ваших “булгарских раскопок…”” Ну и формулировочки у Вас, гражданин Ваня! Аж мороз по коже…Раз так, то уж объясню. Когда я слышу весьма ходовые выражения типа :”Титульная нация…Корневая нация…” – и _ подобные я всегда задаюсь вопросом: “А какой глубины этот корень?” Именно выяснением этого, кстати, уже много веков занимается весьма мною почитаемая наука АРХЕОЛОГИЯ.
А в чем “ПОДЛИННЫЙ СМЫСЛ” ваших странноватых вопросов,Ваня?
иван, помнящий родство
Не буяньте, г-н хороший. Вы намереваетесь подселить на Симбирскую гору булгар, зачем? Здесь уже 3б5 лет в мире и согласии живут христиане и мусульмане, зачем им кто-то еще? У нас в городе появились реально в натуре представители ископаемых народов – скифов, фисагетов и тд. Явились и булгары во главе с почтенным Жаном Бареевичем. Вот я и спрашиваю: ЗАЧЕМ?
Памяти невостребованой
Исправлять запятые – это задача Улпрессы. Ты сам-то писать умеешь? Или только кляузы?
Памяти невостребованой
Статья правильная. У нас ничего не могут и не хотят беречь, только неуемная жажда нахапать.
Бедолага
Жак Тыртынбаев больше напоминает степного акына – что вижу, то и пою…