Принадлежность к кинематографическому клану Михалковых-Кончаловских – это и подарок судьбы, и приговор.
На встрече с Егором Кончаловским, в рамках кинофестиваля имени Валентины Леонтьевой «От всей души», Большой зал Ленинского мемориала был полон. Перед показом его фильма «Возвращение в «А» ульяновцы задавали много острых вопросов. Режиссер азартно спорил со своими оппонентами. Сошлись на том, что русское кино надо защищать, и под аплодисменты зала началась всероссийская премьера его лучшего, по признанию режиссера, фильма.
Картина сделана профессионально, «по-американски», с компьютерными наворотами а-ля «Аватар» – сказывается, видимо, школа отца Андрона Кончаловского, у которого Егор работал ассистентом в США. Но в нем есть и боль, и смех, и слезы, и глубокие мысли. Это остросюжетный фильм, скорее – психологическая драма о двух друзьях на фоне войны и любви, а еще о том, что такое верность.
В основу фильма положены реальные события – операция советского спецназа в Афганистане. Два друга, Андрей и Марат, воюют вместе, называют друг друга братьями. Андрей пропадает без вести в бою, а Марат, тяжело раненный, приходит в себя только в госпитале. Ему ампутируют ногу…
Двадцать лет спустя Марат возвращается в Афганистан, чтобы найти могилу Андрея. Он сопровождает русско-казахскую группу киношников, снимающих фильм о «дороге Александра Македонского».
В Афгане теперь американцы, но мало что изменилось за прошедшее время: на киношников нападают талибы, и Марат опять вступает в бой. Он выиграет этот бой и найдет могилу Андрея, чтобы сказать ему: «Прощай, брат!» За этими словами скрывается нечто большее, чем их дружба: Марат женат на девушке, провожавшей Андрея в армию. Здесь завязывается не менее интересная любовная линия фильма…
Хотя Егор Кончаловский, которого мы больше знаем как режиссера «Антикиллера», считает «Возвращение в «А» своим лучшим фильмом, он не спешит отдавать его в прокат, говорит, что это «планируемый провал». Потому что это «русское кино», то есть больше психологическое, чем коммерческое. Премьера на фестивале в Ульяновске как бы открывает путь этому фильму к зрителю.
На мой взгляд, в этом фильме чувствуется влияние А. Балабанова, автора «Брата», недавно ушедшего от нас. Видимо, совсем не случайно на встрече Кончаловский назвал Балабанова «великим режиссером». Андрей и Марат в «Возвращении…» – это, по сути, два брата, по жизни и войне. В фильме много якобы «простых» сцен, за которыми стоит большой смысл, как в «Брате».
Снят он «вкусно», детали выписаны по-кончаловски. Местами – камерный, местами – боевик, явных длиннот нет, как и у Балабанова. Смотрится буквально на одном дыхании, но остается ощущение незавершенности. Что-то нам подсказывает, что будет продолжение – «Возвра-щение-2».
И, кажется, Кончаловский претендует на роль культового режиссера, на место, освободившееся после ухода Балабанова. Они близки по духу, особенно в этом фильме. Но «звездные» корни режиссера имеют и свою оборотную сторону – критика не прощает ему того, чего часто не замечает у других.
На взгляд со стороны, Кончаловский производит впечатление искреннего и открытого для общения человека. Приятный чеховский интеллигент в очках, смуглый, с восточинкой в лице (его мать – актриса Наталья Аринбасарова), при европейском обличье и кончаловских манерах. Русский в России, казах в Казахстане, в общем, наш человек!
Виктор Каменев