Вспоминая старую добрую журнальную традицию мы продолжаем публикацию новой книги Жана Миндубаева.
Глава 12.
Бродяжья страна.
Долг перед родиной… С детства мы слышали эти слова и чаще всего в них были – призывы: рвануться туда, где Отчизне трудно, где обязательно мы нужны – и именно сейчас!
На целину! На Камаз! На Красноярскую ГЭС! В Тюмень! На Бам! Строить! Возводить! Прокладывать! Поднимать! Осваивать! С корчагинских времен звенело над страной залихватски-задорное: «Даешь!»
Усидишь ли на месте, если Родина зовет и райком подгоняет?! Гудели поезда, стонали вокзалы, неслись эшелоны. Увозили парней-девчат от матерей-отцов, братьев-сестер, друзей-товарищей…
И от родной земли, которую именуют «малой родиной»- но без которой нет и большой РОДИНЫ..
Целая «армия» благословляла это «великое переселение». «Партия велела – комсомол ответил: «Есть!». «Едем мы друзья в дальние края, станем новоселами и ты, и я!». «А я еду за туманом… и за запахом тайги». «Летчик над тайгою верный курс возьмет, прямо на поляну посадит самолет», «Снятся людям иногда голубые города, у которых названия нет…» Комсомол вдохновлял. Александра Пахмутова заманивала молодых, чего только не обещала! И любовь, и счастье, и зори, и запахи… И убегали безмозглые парнишки и девчонки от отцовского дома и материнского сердца на край света, мыкались по палаткам, познавали рюмку и беспутную постель, привыкали к безалаберности – а в это время ветшали дома отцов, зарастали крапивой и лебедой ухоженные огороды, затягивал осиротевшие поля России, истлевали на ее просторах деревни, лишенные молодого поколения.
КТО считал, сколько покалеченных душ оставлял за собой этот вал , порожденный государственным безразличием к отдельной, маленькой личности на фоне грандиозных свершений? Во что обошлось стремление залатать любую державную прореху людской «массой» – будь то поднятие целины, ловля рыбы на Курилах, сооружение автозавода на Каме или железнодорожной ветки в Сибири?
Мне не раз доводилось бывать на многих «сверхударных» комсомольских стройках.Я видел, как быстро ломались, калечились, теряли нравственные ориентиры пареньки и девчата, уведенные от отцов и матерей – и брошенные в палатках, бараках, общагах на усмотрение вельможных начальников, пахановатых бригадиров, жуликоватых завхозов и вчерашних зеков. Кто-то обретал славу и должности – а сотни тысяч молодых людей, оторванных от корней своих, теряли достоинство, мельчали душой, спивались, становились жуликами, лодырями и циниками…
Не оттуда ли аукнулось сегодня? Не те ли искалеченные, изогнутые, скрученные стволы дали новые побеги?
Конечно, переселенцы были всегда. Люди во все века уходили от родных околиц или за лучшей жизнью;или ради идеи, или в силу необходимости, или спасаясь от голода. Но, во-первых, отрыв от родных земель никогда не был столь массовым, а во-вторых, никогда, за исключением разве войн, на его осуществление не мобилизовались все могущественные силы государства – от ГУЛага до Союза композиторов. Какая-то личная цель вела во все времена переселенца за туманные горизонты – и только мы бросались вперед исключительно во имя государства. Но – дико представить: покидались родные края с песнями-плясками!
И зачислялся этот массовый исход в разряд героических поступков…
В чем он, этот героический долг перед родиной? В том, что мы бросались по ее зову – во все концы света – строить, прокладывать, открывать, закладывать, тянуть и осваивать? Да, строили. Да, закладывали. Но считал ли кто-нибудь, прикидывал ли: сколько потеряли – и ЧТО потеряли. – СОЗИДАЯ?
Я имею ввиду не только материальные потери – хотя и они бессчетны. Я имею ввиду нечто гораздо более существенное.
Вот статистика: ныне лишь каждый третий гражданин страны живет в тех краях, где родился и вырос. Двадцать миллионов человек кочуют ежегодно! Цыганщина одолела народ.
Что обретает и что теряют нация и земля в результате кочевья, ставшего привычным образом жизни миллионов людей? Чем обернулись призывы «ехать в тайгу за туманом?» Только тем, что оскудели пашни в обжитых местах разорились деревни и обнищала некогда вполне благополучная российская провинция? А формирование психологи вечного бродяжки – переселенца; перманентного «перекати-Коли», которому «все до лампочки» и ничего не нужно, кроме подъемных, койки в общежитии, да прибавочного к зарплате коэффициента? А появление личности (точнее, субъекта) который давно смирился с неустроенностью, бивачным бытом, под казенной крышей? Не только смирился – ему даже выгодна обстановка вокзальной неразберихи – вольготнее жить, легче поймать выгоду в мутной воде, не перед кем держать ответ. Деньги шальны, мораль низкопробна, жизнь беспечна. Этот соблазн особенно губителен для молодежи. Вдали от родных – близких, он ведет к люмпенизации души. А уж там, где люмпен – какая может быть память, какая «…любовь к родимым пепелищам, любовь к отеческим гробам» (Пушкин), какая может быть ЛИЧНОСТЬ?
Мы погрязли в безднах бездуховности не только потому что позволили отнять у гражданина собственность, снести с родной земли храмы и святыни. Мы стали однодневками и потому, что охотно и даже азартно бросались куда угодно по любому оклику наших «гениальных» правителей. Да и если бы этот призыв всегда диктовался действительными нуждами державы – а не служил бы покрытием бесхозяйственности, недалекости, некомпетентности! Сколько народной энергии ушло на бесчисленные «проекты века», чья отдача сомнительна, чего стоит один многомиллиардный БАМ, построенный… куда? Нас десятилетиями приучали к мысли, что истинно важные дела вершатся только там, куда упадет взгляд правительства; что любой клич к действию брошенный «родным ЦК КПСС» священен и подлежит неуклонному исполнению – будь то мобилизация молодежи на целину или отправка ее в афганский ад…
Стоящим делом считались только грандиозные замыслы. Налаживание жизни и быта людей в бесчисленных деревнях, городках, поселках страны, заботы об их уюте, чистоте, ухоженности игнорировались. В стране коммуналок, бараков и ветхих дедовских изб отсутствие повседневной заботы о людях не могла не обернуться цыганщиной, равнодушием к родным местам, утратой исторической памяти. Отсутствие собственности поощряло всеобщей разрушительный зуд, бегущий впереди созидательности… Чудовищный процесс: создавать новое, наплевав на старое. Слова «…разрушим до основанья, а затем» – оказались роковыми. Потери выдающихся архитектурных и художественных памятников общеизвестным, они оплаканы и уже трудно поверить в их восстановление.
Но в реестр невосстановленных национальных утрат надо причислить и эрозию душ, порожденную бессмысленной миграцией миллионов людей. «Где родился – там и пригодился» – эта вековая мудрость часто предавалась забвению… Мы – временщики, нам чужды постоянство, традиции, оберегание сделанного до нас. Наличие некой всемогущей и злой силы, бестолково, постоянно и суетливо перекраивающий наш мир стало неизбежностью нашего существования. Утрачена преемственность. Сделав пока еще так мало хорошего на этой земле, мы тем не менее лихо научились предавать все беспамятству. Мы – несказанные мастера ломать, переименовывать, сносить, переносить, убирать переиначивать. В Америке дом, простоявший сто лет – драгоценная реликвия; с него пылинки сдувают…
За нашей «победной» поступью дымятся развалины. Не только на земле – в душах людей. Это – страшнее.
Йцелоп
Как же так можно, гаденько, перекрашивать белое в черное! Ездили на севера, романтика, длинный рубль, хорошая школа… а тут панимешь, эррозия душ по миндубаевски. КГ/АМ если коротко и по теме!
Суряк
Самая пронзительная и тяжелая глава изо всех предыдущих. Все верно. Выстроив такими “мобилизационными”- призывными и принудительно- “воспитательными” (Страна ГУИН) методами гигантскую промышленную и несколько более скромную социальную сферу, на которых в подавляющем своем большинстве и сейчас опирается страна, встав в один ряд с капиталистическими Штатами,стали мировой державой.И конечно , были нарушены те социально значимые ориентиры которые закладываются семьей, и отеческим домом. Это о нем писал Василий Белов с своем ” Ладе” -над которым откровенно потешаются ( совсем не читав!) мои знакомцы. С другой стороны. Сколько было тогда построено жилья! Дворники, сантехники ,участковые-первоочередное жилье. Сельский парень,ныне городской сантехник ” Афоня”-в легкую имеет в городе однокомнатную, а вот про тетку, что была заместо матери забыл напрочь. А взять наш ” Авиастар”? В 18 лет (1976 год) поступаешь водителем на строительство ( как сейчас помню объявление в ” Ульяновской правде”, сразу становишься в очередь на жилье, на срочную службу призываешься -тебя не исключают из очередности. А если еще и будущая супруга в тех же кадрах- то совсем неплохо для молодой семьи. Все правильно и про нравственность и достоинство. И полную зависимость от начальства. А сейчас, все это скорее всего в квадрате,чем было раньше при советах. Или наоборот?
Но написано хорошо, и нужно смело оглядываться на то, что и как, было на самом деле, и никогда забывать кем, и какой ценой, и с потерей чего, все это было для нас тогда построено,защищено и сохранено поныне. Спасибо!
Р.П.М.
Вот сравнение с Америкой у автора “хромает” – 100(!) процентов оторванных от корней переселенцев покинули малую и большую (заодно) родину… Ну покуралесили и полихорадили по-золотому лет 50, повоевали лет 100 между собой, НО болеее патриотичной, не говорю нравственной, страны в мире не найти.
Жан Бареевич, пронзительно, соглашусь с Суряком, но уж больно мрачно: у меня же, напротив, самое Яркое осталось от строительной палатки, от мошки и нижневартовских комаров, хороших денег – ульяновские министры сегодня столько(шучу) не получают- заработанных там. А УАПК, разве мы не гордились, приехав в Ульяновск, тем, что поднимали лучшие самолеты – да при том, жили то задорно(!) в дали от малой родины?! Конечно, субъективен… А может мы с Вами, Ж.Б., были помоложе и чувствовали друг друга по-другому, по-другому держали связь с близкими нам людьми и родными местами.
Л.
Завсегдатаи улпрессы, оппоненты Жана Бареевича прониклись суровой правдой бытия 12-й ” тяжелой ” главы, и взяли временную передышку чтобы затем видимо дружно выступить против в 13-й Миндубаевской главы. А может просто на выходные попало. Тихо…
Суряк
Хоть и не совсем по теме, но судя по рыбацким рецептам в дорогу Свияжским водным путешественникам, Жан Бареевич, то что вы являетесь рыболовом со стажем, уже понятно. Но 2-го июня уже пошли “колосники”- БЕЛЫЕ ГРИБЫ !!! Как насчет Аксаковской ” Тихой охоты” ? Пора уже первым белым грибкам с молодой картошкой на стол!
Командированный
“И покидали родные места с песнями и плясками…” – а когда возвращаться то будем? Уже детей и внуков тех песенников несут на погосты без войны. Спасибо за ВАШ посох которого совестливые люди должны держаться.
Калининский
Радости разные, а боль всегда одна, потому что она боль. Созидая потеряли. А многие ли над этим, так же как Вы задумываются, да еще и говорят об этом на страницах печати? Формирование здоровых людей, не боящихся своих ранее допущенных ошибок, будет основой для формирования уже испытавшего на себе горечь промахов, как прошедших суровую школу, людского крепкого фундамента будущей России. Жаль только, что таких учителей как Вы- сейчас пересчитать по пальцам… Спасибо спецкору ” Литературной газеты” по Среднему Поволжью за опубликованное.
Ж.Ильязов
Жан Бареевич! Как жаль, что талант свой (чисто литературный) Вы иногда направляете в русло «сурковской» пропаганды. Вот Вы написали, что остались от ударного труда комсомольцев одни развалины…
У этих «развалин» есть названия – Донбасс, Днепрогэс, Волжская, Каховская, Куйбышевская, Братская, Днепродзержинская гидроэлектростанции, Казахстанская Магнитка, железная дорога Абакан-Тайшет, нефтепровод «Дружба», УАПК, Байкало-Амурская магистраль…
Более трех миллионов юношей и девушек направил комсомол на важнейшие участки строительства в 50-60 годы.
Теперь, уважаемый Жан Бареевич, эти три миллиона сидят дома и тихо превращаются в пивососов и наркоманов.
Шефство комсомола над ударными стройками страны сделала молодежь символом подъема страны. И ничего у нас не выгорело в душе, Р.П.М. прав, наоборот, говоря пафосно, мы окрепли духом.
Давно хочу сказать – читая Вас, вспоминаются Паустовский, Пришвин, Тендряков, Солоухин. Упоительно. Это без ложной лести. Но заметьте, эти ребята не политизировали свое творчество в угоду сиюминутной власти.
Исключение – последние вещи Солоухина о Ленине, но это отдельная песня. Все же настоящий Солоухин для меня это «Владимирские просёлки», «Черные доски», «Третья охота», «Письма из Русского музея»…
Ye-Ye
Сравнивать Миндубаева с Паустовским – это нечто!
Исследователь фольклора племени Мумба-Юмба, Игорь
А тем более – с глубочайшим М.М.Пришвиным, почитайте его дневники хотя бы, уважаемый Ж. Ильязов.
Gbn
Прощай мираж, иллюзий больше не осталось!
Николай
Я уже три раза этот фильм смотрел ” Коля перекати -поле”. Песня там очень душевная. А за метр жил площади и сейчас придушат или споят. А вот куда деться? ( в деревнях могут только пенсионеры теперь выживать, у них на хлеб и молоко еще деньги есть). А ведь тридцать лет тому назад меня за собранный урожай на премию Ленниского Комсомола выдвигали. Но отдали Тихонову из Майнского района,тесть у него в Верховном совете депутат был.
Аноним
Спасибо понявшим меня. Возможно, я не во всем прав.
Жан Миндубаев
Спасибо за чтение. М.б. я не восем прав.
Калининский
Вы излагаете свою частную точку зрения на события эпохи лично вами пережитой, с которой здесь не соглашаются или соглашаются или комментируют отвлеченно . Но это уже второстепенное -главное это то, что вас сейчас читают и обсуждают. Еще раз спасибо.
Gbn
После торжественного митинга на призывном пункте УО вначале мая 1977- го где упитанная дамочка под сорок лет закончила свою речь -служите мальчики мы вас дождемся! Мы 960 человек ульяновских призывников тронулись эшелоном на срочную службу на Дальний восток. Где- то за Байкалом около получаса стояли напротив другого эшелона вербованные женщины разных возрастов и социального положения также ехали сезонничать на рыбный промысел на Сахалин. Стояла теплая погода, звучали шутки какие только тогда были уместны в открытые окна между стриженными мальчишками более взрослыми дамами . Мало кому тогда казалось что это тогда уже было ненормально по своей сути. Какие семьи ,очаги? Ладно, мы едем выполнять свой долг, а они почему не с детьми, не в садиках, не на фабриках, не с мужем?… Работали на общую копилку. Есть интересные документы – таджики или грузины ехавшие по договору стоиить фемиы и элеваторы . Помимо зарплаты получали оклад по прежнему месту работы на родине. А деревня российская кормила и помогала всем ради мирового интернационала. Летим в космос, а еще до 65-го в Марийэл еще в лес ходили в обычных лаптях… фильм .Соломенные крыши до начала 70-х в селах. Фильм “Долгая дорога в дюнах “, послевоенное время, едут два селянина на лошади, но в костюмах, тройка с галстуками. Привычка? Культура? Уклад жизни? Я как в школу ,на свидания , и в армию…так и ушел в ватнике. А что было 20 лет до меня в деревне? Жан Бареевеч как бы не была сегодня паскудна и бандитская власть и общество сегодня, во вчера идти уже не нужно. С миражами как бы там ловко кое кому не было, мы уже распрощались. И в этом мире не все так мрачно, нужны только как и прежде- голова , совесть ну и здоровье конечно. Люди те же!