Михаил Белый
По делу о ДТП с участием экс-судьи Валерия Саса начались прения сторон – репортаж «Газеты.Ru».
Гособвинитель потребовал приговорить экс-судью Валерия Саса к восьми с половиной годам колонии общего режима за совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения, унесшего жизни двух человек. С фигуранта резонансного дела также требуют взыскать 40 млн рублей за моральный вред.Сас свою вину не признает, заявляя, что на встречную полосу не выезжал, спиртное не употреблял.

В ходе прений, состоявшихся в Ульяновском областном суде, государственный обвинитель Игорь Рябов заявил, что считает полностью доказанной вину Валерия Саса, и попросил судью Игоря Киргизова приговорить подсудимого к 8,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Также прокурор попросил суд лишить Саса по отбытии срока права управления транспортным средством на три года. Он поддержал и исковые требования потерпевших о взыскании с подсудимого компенсации морального вреда в размере 40 млн рублей.

«Перед вами человек, еще недавно сам являвшийся представителем закона — судьей Щелковского городского суда Московской области, – заявил в понедельник гособвинитель, обращаясь к суду. — К сожалению, в силу своей должности он полагал, что является неприкасаемым. Возникает закономерный вопрос,

что привело его на скамью подсудимых? Ответ — пренебрежение законом и ощущение собственной вседозволенности».

По словам Игоря Рябова, в судебном заседании была исследована вся совокупность собранных доказательств по делу: были допрошены подсудимый, потерпевшие, свидетели обвинения, также были оглашены письменные материалы дела. Как подчеркнул представитель прокуратуры, вина подсудимого установлена в полном объеме.

«На протяжении всего процесса Сас пытался всячески ввести суд в заблуждение и доказать свою невиновность в совершении данного преступления, однако все его доводы были опровергнуты собранными по уголовному делу доказательствами», — сообщил Рябов.

Гособвинитель неоднократно подчеркивал – сомнений в виновности экс-судьи нет.

«Особо хотелось бы отметить показания ряда лиц в части того, что во время разговора Сас в служебной автомашине сотрудников ГИБДД несколько раз пытался предложить «решить вопрос» о том, чтобы виновным в данном ДТП был не он. Из исследованных материалов следует, что ДТП произошло на полосе движения автомобиля «ВАЗ», Сас находился в состоянии алкогольного опьянения, признавал виновность в аварии. Дорога, как мы видим из показаний всех свидетелей, была чистой, обработанной смесью из песка и соли, а колейность отсутствовала», — приводил свои доводы гособвинитель.

Он также указал на то, что в судебном заседании были исключены предположения о том, что ДТП могло произойти из-за технической неисправности автомобиля, поскольку из заключений автотехнических судебных экспертиз следует, что на машинах Toyota Highlander, на которой передвигался Валерий Сас, и «ВАЗ» не обнаружены технические неисправности тормозной системы и рулевого управления.

Более того, согласно расшифровке данных блока Air Bag Sensor Toyota и EDR-отчету, во время последних пяти секунд перед раскрытием подушек безопасности (столкновением) средняя скорость автомобиля составляла 102 км/час (разрешенная на этом участке скорость — 60 км/ч).

Педаль тормоза у внедорожника не была нажата. Получается, что Сас тормозил о встречный автомобиль.

В итоге Рябов попросил вынести обвинительный приговор и признать Саса виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 264 Уголовного кодекса РФ, и назначить наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права управлять транспортными средствами на срок три года. А меру пресечения — подписку о невыезде — изменить, взяв Саса под стражу в зале суда.

Юрист межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Алексей Глухов, представляющий интересы потерпевших, заявил, что Валерия Саса следует приговорить к 9 годам колонии общего режима – это максимальное наказание, предусмотренное данной статьей УК.

Гособвинитель потребовал столь серьезное наказание потому, что речь идет практически об умышленном убийстве – Сас обвиняется в совершении ДТП в пьяном виде, хотя сам это категорически отрицает.

Отметим, что Сас отказался от прохождения медицинского освидетельствования сразу после аварии, сославшись на свой статус. Сам он утверждает, что был трезв, а запах алкоголя объяснял тем, что после ДТП разволновался и выпил спиртовую настойку валерьянки. В то же время многие свидетели, в том числе инспекторы ГИБДД, дали в суде показания о том, что от водителя внедорожника сильно разило алкоголем, речь его была несвязной, а похода — шаткой. Сас и его защита объясняли все эти признаки полученной в результате аварии судьей закрытой черепно-мозговой травмой.

На одном из последних заседаний в суде была оглашена дополнительная комплексная судебная экспертиза. Врачи и судебно-медицинский эксперт пришли к выводу, что объективных данных о получении во время ДТП Валерием Сасом закрытой черепно-мозговой травмы и сотрясения мозга не имеется.

«Позиция прокурора вполне адекватна, аргументирована и понятна, — пояснил адвокат Алексей Глухов. –

Можно обоснованно утверждать, что Сас выехал на встречку, и что он находился в состоянии алкогольного опьянения».

По мнению юриста, речь идет о показательном процессе. «Сейчас все смотрят: сумеет ли выкрутиться Сас или же нет, найдет ли в Ульяновске подтверждение поговорка, что ворон ворону глаз не выклюет», — сказал Глухов.

Валерий Сас и его защита заявили, что не признают обвинений. Более того, в понедельник в ходе прений Сас сказал, что он готов признать вину и выплатить компенсацию, но только в том случае, если эта вина будет доказана.

ДТП с участием внедорожника Toyota, принадлежащего Валерию Сасу, который тогда являлся судьей Щелковского городского суда Московской области, и ВАЗ-2112 произошло в ночь на 22 января 2011 года на Императорском мосту в Ульяновске. В результате погибли водитель и пассажирка «Жигулей», еще два пассажира легковушки были госпитализированы. Сас в результате автокатастрофы практически не пострадал.