Судя по всему, в ближайшее время структуру областного правительства ожидает глобальная перестройка. Сделать этот вывод можно на основе последних структурных и кадровых решений губернатора Ульяновской области и опыта других регионов, которые в массовом порядке меняют свои структуры управления.

Задан новый тренд

Подобный путь с начала года уже прошел целый ряд российских регионов (например, Вологодская, Свердловская и Саратовская области). Во всех случаях в качестве основной цели декларировалось улучшение управляемости проектами и программами, которые требуют участия сразу нескольких органов власти.

Таким образом, можно декларировать появление нового тренда в управлении регионами – перехода от копирования структур федерального правительства к структурам так называемого блочного типа.

Исходя из того, что регионы меняют структуры управления в массовом порядке, не будет ошибкой предположить, что описанный тренд задан на федеральном уровне.

По-видимому, существующие структуры управления уже не в состоянии демонстрировать достаточную эффективность, несмотря на то, что хорошо вписываются в концепцию вертикального управления. Каждый орган региональной власти при такой схеме напрямую попадает в зону влияния соответствующего федерального органа, осуществляя деятельность в соответствии с переданными полномочиями. К этой управленческой вертикали добавляется также региональная. В результате, получается, что управляемость системы оказывается тем лучше, чем с более высокого уровня поступает управленческий сигнал. При этом на сигналы регионального уровня система реагирует недостаточно оперативно ввиду отсутствия отлаженных горизонтальных связей между органами власти.

Несомненно, это значительно отражается на скорости исполнения решений, в результате приводя к излишней бюрократизации процессов согласования. Проще говоря, решение «застревает» на промежуточном этапе.

Согласно заданному другими регионами тренду, преобразование структур регионального управления в функциональные блоки осуществляется таким образом, чтобы объединить близкие компетенции различных органов власти и сократить число уровней иерархии. Кроме того, подобное преобразование, по сути, является способом административного налаживания недостающих горизонтальных связей между региональными органами власти.

Исходя из опыта других регионов, можно с легкостью прогнозировать и структуру будущих функциональных блоков правительства области.

Министерства объединят

Основных изменений несколько.

Во-первых, региональный тренд указывает на необходимость слияния структур, имеющих отношение к привлечению инвестиций. Причина этого – снижение скорости принятия решений при работе с инвесторами. Типичный ход – слияние министерств инвестиций, регионального развития и экономики. К полученному блоку также дополнительно присоединяются департаменты, ответственные за выдачу разрешительной документации.

Первый шаг в этом направлении в Ульяновской области был сделан 20 мая, когда губернатор объявил о слиянии департамента государственного имущества и министерства стратегического развития и инноваций. Можно прогнозировать, что процесс интеграции будет продолжен и дальше, и министерство стратегического развития будет так или иначе объединено с министерством экономики области.

Во-вторых, есть все шансы на объединение «инфраструктурных» министерств, а именно – министерства строительства, энергетики и ЖКХ, а также промышленности и транспорта. Если судить по примеру Свердловской области, объединенное министерство может получить название министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта.

Третий стандартный блок – объединенное министерство сельского хозяйства и экологии с включением в его структуру профильных департаментов.

Кроме того, как нам сообщил источник в областном правительстве, будет создано министерство юстиции. По словам нашего источника, на роль его главы претендует бывший прокурор Ульяновской области В.Малышев.

При этом укрупнение, судя по опыту других регионов, будет сопровождаться уменьшением количества заместителей председателя правительства одновременно с увеличением количества их полномочий.

С большой долей вероятности можно прогнозировать кто именно в качестве заместителя председателя правительства будет курировать объединенные функциональные блоки. «Инновационный» – А.Смекалин, «С/х» – А.Чепухин, «Инфраструктурный» – А.Букин.

Дочерние структуры сократят

На этом, судя по всему, преобразования не закончатся. Ещё один важный тренд, который уже восприняли и внедрили многие регионы, – это отказ от «дочерних» структур, созданных в своё время с целью упрощения системы управления. Речь идет о разнообразных ОГУПах, фондах, ресурсных центрах и других «управленческих центрах» с участием государства, формально имеющими определенную долю самостоятельности, но на деле, являющихся подразделениями структуры – «родителя».

Такие структуры в большинстве случаев создавались под решение определенных задач, и во многом их функции дублировали функции соответствующих органов государственной власти, но позволяли значительно ускорить путь прохождения управленческих сигналов за счет упрощения горизонтальных межведомственных связей.

Сам тренд преобразований структуры регионального управления подразумевает, что необходимость в подобного рода задачах должна постепенно отпадать. Опыт тех регионов, которые внедрили новые структуры управления в конце прошлого либо в начале нынешнего года, показывает, что сейчас процесс отказа от дополняющих структур идёт весьма активно.

Упрощение вертикальной иерархии и появление новых горизонтальных связей помимо прочего вызывает необходимость в более высокой компетенции руководства функциональных блоков, от которых теперь требуется не только знание своей отрасли, но и понимание векторов стратегического развития. Именно по этой причине во всех без исключения регионах изменение структур правительств сопровождалось значительными кадровыми перестановками. Более того, эти перестановки готовились заранее. Таким образом, само принятие документа об изменении структуры становилось лишь «верхушкой айсберга», ему предшествовала большая подготовительная работа.

Судя по всему, именно эту работу мы и наблюдаем в Ульяновской области в последние месяцы. Все новые назначения и увольнения, даже громкие, можно считать подготовкой к переходу на «блочную систему». Можно смело предположить, что принятие новой структуры не за горами.