30 мая 50-летний юбилей отметил мастер спорта СССР хоккею с мячом, ныне директор “Управления спортивными сооружениями” Андрей САВОСИН.
Он – обладатель уникального достижения. Выступая на ледовых площадках страны, Савосин трижды (!) становился победителем так популярных в 70-80-е годы прошлого века спартакиад. Хоккей с мячом в его жизни стоит особняком, и хотя он ушел из него слишком рано (помешали серьезная травма и бытовые проблемы), аккурат в день своего полувекового юбилея Андрей снова надел коньки и провел двусторонку в ФОКе “Лидер” со своими друзьями и бывшими партнерами по команде. А затем был сам праздник, который получился большим и красивым: свой 50-летний юбилей Андрей Владимирович отметил в одном из лучших летних кафе города. Поздравлений было не счесть, но главное – о Савосине говорили только хорошее. Если кто-то незнакомый побывал на юбилее случайно, то уже к вечеру понял бы наверняка, что за человек наш юбиляр: “Честный, открытый, настоящий профессионал своего дела, прекрасный семьянин и любящий сын”.
ДЕТСТВО
Андрей Савосин вырос в Засвияжье, на улице Полбина, недалеко от кинотеатра “Свияга”. Отец – Владимир Николаевич – почти 35 лет преподавал в Ульяновском педагогическом институте. В свое время он окончил Ленинградский институт физической культуры имени Лесгафта, активно занимался спортивной гимнастикой, стал мастером спорта. Мама – Евгения Александровна – работала сначала в объединении “Ульяновскрыба”, потом на хладокомбинате, в АО “Засвияжье”. Была ведущим экономистом, начальником планового отдела, заместителем директора предприятия. “Коммерческая жилка у меня, скорее всего, от мамы, – говорит юбиляр. – Ну а то, что я связал свою жизнь со спортом – заслуга отца”.
Сначала папа привел Андрея в гимнастику, где он достаточно быстро “оброс” какими-то мышцами, но дальше дело не пошло. “Был я не в отца – сухощавого, гибкого, прыгучего, так что когда где-то через полгода мы начали уже вполне серьезные упражнения выполнять, я с ними справлялся еле-еле. – вспоминает Савосин. – С некоторыми сладить вовсе не получалось – шпагат, к примеру, мне и вовсе был не под силу. А уж на гимнастического коня во время одной тренировки я так “прыгнул”, что и до сих лор вспоминать страшно…”
Затем в спортивной жизни Андрея были единоборства – греко-римская борьба, дзюдо. А вот потом настал черед футбола, которым он занимался у Юрия Степановича Половова.
“И только в 11-летнем возрасте для меня пришло время хоккея, – говорит Савосин. – Эту игру в Ульяновске знал любой мальчишка, в 70-е годы команда мастеров гремела на всю страну, так что все пацаны только и мечтали, чтобы стать настоящими хоккеистами. Записался в секцию хоккея на стадионе “Авангард”, где пробыл три месяца. Во время товарищеской игры меня приметил Виктор Федорович Ланцов, тренер “Торпедо”, позвал к себе. Записаться, как на “Авангард”, в автозаводскую секцию было невозможно. И по знакомству попасть тоже никак – Ланцов сам отбирал перспективных ребят и брал лишь тех, в ком видел будущее. На “Торпедо” все было по-настоящему: своя раздевалка, настоящий точильный станок для коньков, форма и клюшки в достатке. Для меня “Торпедо” на четыре года стало вторым домом, а Виктора Федоровича я вполне осознанно могу назвать своим вторым отцом”.
ЮНОСТЬ
В юношеской “Волге” Савосин оказался в 1978 году, его туда позвал Юрий Андрианович Васильев. “Приглашению поначалу не обрадовался, – вспоминает Савосин. – Сборная области формировалась в основном из игроков “Волги”, а она тогда базировалась в левобережной части Ульяновска. Я переходить не хотел, не очень-то меня манила перспектива дальних поездок через весь город. Как-то летом Васильев встретил отца. Они были знакомы, оба заканчивали институт Лесгафта. Юрий Андрианович сразу поднял планку разговора на серьезную высоту: “Сделаю из Андрея игрока команды мастеров”. Отец поговорил со мной, я – с Ланцовым. Мой тренер и здесь проявил себя по-отечески: “Андрей, конечно, переходить надо, потому что тебе надо расти в спортивном плане, а в “Волге” у тебя такая возможность будет”. Скажу честно, привыкал достаточно долго. К тому же рядом занимались уже вполне сложившиеся игроки, некоторые из спортивных династий. Тот же Вадим Господчиков, к примеру, брат знаменитого нашего вратаря. После нас выходили тренироваться игроки команды мастеров, на которых я смотрел, буквально открыв рот. Потихоньку привыкал, правда, никак не мог забить – я ведь всегда нападающим был. Дело пошло лишь во второй половине сезона 1978-1979 годов. А в январе 80-го сборная Ульяновской области стала победителем Всесоюзной Спартакиады школьников. Тот турнир в Мурманске для меня стал двойным успехом – мне удалось стать его лучшим бомбардиром”.
ДЕБЮТ В “ВОЛГЕ”
С 1 января 1981 года Савосин был оформлен в команду мастеров на полставки. И так получилось, что впервые вышел на поле в ее составе очень скоро – 4 февраля. “Дело было в Кирове, -говорит Андрей Владимирович. – “Волга” проигрывала хозяевам, мы, запасные, усиленно разминались, хотя и не думали, что нас могут бросить в бой в такой напряженной обстановке. И вдруг меня подзывает Анатолий Григорьевич Рушкин: “Андрей, размят хорошо, готов выйти?”. Отвечаю, что да. А Рушкин продолжает: “Забить сможешь?”. “Момент будет – забью”. Момент был, но пробил я выше ворот “Волга” ту игру все-таки свела вничью – 2:2, так что довольный исходом встречи Рушкин и меня похвалил
– Однако тот сезон для “Волги” складывался весьма непросто…
– Еще как непросто! Анатолий Григорьевич в качестве главного тренера команды проводил первый сезон, и пришелся он как раз на смену поколений. Заканчивали карьеру Леонард Мухаметзянов, Виталий Агуреев, Геннадий Кушнир, уходил из команды Саша Господчиков. Рушкин постепенно вводил в состав новых людей. Дал и мне еще шанс, взял в гостевую поездку в конце февраля в Кемерово и Новосибирск. Увы, обе игры мы проиграли и, заняв предпоследнее место, вынуждены были играть переходные матчи с “Североникелем” за право остаться в Высшей лиге. Хорошо помню, как Кушнир с Афанасенко “перебили” почти всю команду соперников при выполнении угловых. То в шлем кому-нибудь попадут, то в грудь. Не специально, конечно, но морально северян надломили здорово.
Огромным усилием воли “Волга” все-таки в “вышке” осталась.
Но совеем скоро большинство игроков “Волги” оказались на службе в армии. Справиться с такими потерями “Волга” не смогла, и мы вылетели в первую лигу”.
– Но вернулась “Волга ” сразу же…
– Да, первую лигу мы выиграли достаточно легко. В регулярном чемпионате дома мы всех обыгрывали без проблем, в гостях матч выигрывали мы, матч – соперники, причем не без помощи арбитров. Довольно упорным получился финальный турнир, но уж дома-то мы не могли огорчить наших болельщиков. Отмечу, очень здорово провел тот сезон Афанасенко, забивший за сезон больше 130 мячей!
ПЕРВЫЙ ГОЛ САВОСИНА
Их получилось сразу три. Гостевой поединок “Волга” в Алма-Ате проиграла очень крупно – 6:14. Один хет-трик на свой счет записал великий Афанасенко, а второй был на счету Савосина. Причем свой первенец Андрей провел после добивания, когда главный бомбардир “Волги” – Николай Иванович, с “точки” пробил во вратаря. У Савосина на поле было отменное голевое чутье.
АРМИЯ
– В 1984 году “Волга” вернулась в группу сильнейших. Но вас в составе команды осенью уже не было – “забрили” в армию. Как прошла служба?
– Да какая там служба! Я только при демобилизации узнал, что “служил” в секретной ракетной части под Нижним Тагилом. А началось все так. После выигрыша финальной пульки сдал госэкзамены в институте, пару месяцев, скажу честно, повалял дурака. Но “откосить” тогда от армии было невозможно. К сожалению, новое руководство “Волги” этой проблемой не занималось, так что каждый должен был выплывать сам. Мне пришлось ни сколько выплывать, а сколько выбирать – между Хабаровском, Алма-Атой, куда звал Евгений Агуреев, и Свердловском, откуда названивал Александр Саулович Шварцман, известный всей стране спортивный селекционер. Старшие ребята, уже нюхнувшие армейского пороху, – Наумов, Ляшко, Некрасов, – подсказали: дуй в Свердловск. Так я и сделал.
– И начали играть за СКА…
– Да, в конце ноября 1984-го года стартовал очередной чемпионат СССР, я в составе. Кстати, уже во втором туре мы приезжали в Ульяновск Сыграли вничью – 4.4, помню, один гол Афанасенко забил чуть ли не с центра поля. Свет был плохой, вот свердловский вратарь Попков мяч и не увидел.
– Вскоре состоялся ваш второй дебют на уральской земле – на этот раз в сборной Свердловской области. Кстати, почему у этих двух команд были такие разные показатели – СКА занял 8-е и 7-е места в чемпионатах 1984- 1985-го и 1985- 1986-го годов соответственно, в то время как сборная Свердловской области в те же годы выиграла две спартакиады…
– Так разные же фактически команды играли. СКА, игравший в чемпионатах, переживал смену поколений: великие Эйхвальд, Сивков, Попков были уже на закате своей карьеры, а Жаров, Вострецов и их партнеры еще только подбирались к основе. Иногда выручали иногородние хоккеисты, ульяновцы в том числе – Евдокимов, Князев, Грехов.
Что же касается двух спартакиад – VIII Спартакиады народов РСФСР и VI – народов СССР, то как раз к ним собирал молодежь со всей страны Шварцман. Армейская “селекция” сбоев не давала – оба турнира мы выиграли достаточно легко. Вот вам и разгадка свердловского феномена.
ДОМОЙ
– Вернувшись в Ульяновск, вы по-прежнему были “многостаночником”, совмещая два хоккея и футбол?
– Нет, в “траву” и футбол я уже серьезно не играл, сразу начал полноценно готовиться к зимнему сезону. Отыграл его полностью, правда, забил всего четыре гола. В следующий сезон на моем счету было уже восемь мячей. Могло быть и больше, но 19 декабря 1987 года в домашнем матче против “Водника” мне сломали нос. Коля Ярович контролировал мяч. я пытался сзади его атаковать, а он в это время собрался отдать пас кому-то из партнеров. Богатырский замах – моя носовая перегородка и пострадала. Правда, оклемался я достаточно быстро – уже 2 января забил “Старту”. Мы тогда горьковчанам семь мячей “нагрузили” – кроме меня, отличились Афанасенко – четыре раза и Евдокимов.
ТРАВМА
Она случилась гораздо раньше случая с Яровичем. Травма ахилла “съела” у Савосина несколько месяцев, лишив Андрея возможности выступить на юниорском чемпионате мира 1982 года “Дело было так, – вспоминает хоккеист. – 29 декабря мы играли последний матч зонального юниорского турнира на первенство СССР в Калининграде. Первое место было у нас в кармане, так что игра с не самым сильным московским “Динамо” абсолютно ничего не решала. Можно было уехать в Ульяновск, где 30 декабря “Волга” играла со “Стартом”, но Васильев меня не отпустил. И вот в один из моментов я получаю пас от Платонова и вдруг чувствую резкую боль. Оказывается, нападающий “Динамо” – то ли Сафронов, то ли Сафонов – находясь сзади меня, поскользнулся и. падая, перерезал мне лезвием конька сухожилие. Кое-как добрался до бортика, снимаю ботинок, гетру – там море крови. Меня в операционную. А врачи-то уже встречают, как водится у нас в России, Новый год. В общем, зашили кое-как. Приехал утром 30-го в Ульяновск с командой, довезли меня до дома, мама в обморок. В конечном итоге провел на костылях четыре месяца. Хромота осталась на всю жизнь… Жаль – я ведь прошел три сбора и был железным кандидатом в юниорскую сборную…”
И все же он вернулся на лед – и еще почти десятилетие радовал ульяновских болельщиков своей игрой, одержал серьезные победы на всевозможных Спартакиадах. Но в 28 лет пришлось-таки уйти из спорта. Почему?
ВЫБОР
– В общей сложности я провел в команде девять сезонов, два последних был ее капитаном. Считаю, кое-что для родного города и команды сделал. А что имел? “Гостинку” в 12 метров на Нижней Террасе. А ведь я был уже давно женат, дочке шесть лет, через год в школу. Готовлюсь к сезону, а эта проблема из головы не идет. В конце-концов терпение лопнуло. Иду к председателю областного спорткомитета Сысоеву: “Валерий Васильевич, на что мне можно рассчитывать?”. Ответ Сысоева прост и понятен: “На облспорткомитет выделяется одна квартира в год. Распределяем ее по очереди. Вчера – легкоатлетам, сегодня – борцам, завтра, если “Волга” хорошо выступит, может, и получишь”. Но меня он совсем не устраивает: “С легкоатлетами и борцами все ясно: это виды индивидуальные, выиграл Олимпиаду или чемпионат мира -получи. А нам, игровикам, как быть? Я могу провести отличный сезон, но команда задачу, поставленную ей – возвращение в Высшую лигу -может и не выполнить. Значит, и квартиры “Волге” не видать. И так может продолжаться годами. Когда понял весь расклад, собрал сумку и прямо со сборов домой рванул. В Ульяновске администратор “Волги” Виктор Николаевич Богданов помог оперативно рассчитаться с командой. Одновременно я оформил документы на приватизацию тех 12-ти метров, чтобы хотя бы их не потерять. А буквально через несколько дней я был в Польше. Так завершилась моя спортивная карьера и началась новая жизнь – “бизнесмена”. Стал возить из дружественной страны дефицитные товары. Потом бизнес стал по-настоящему серьезным.
– Со спортом вы “завязали” в одну минуту. Не жалели, не пытались вернуться?
– Однозначно – нет. Не случайно я даже свою личную свою амуницию, фирменные перчатки, коньки, шапочку, раздал молодым ребятам – Савенко, Грехову. Осталось чувство обиды, поэтому решил, что возврата не будет. Ко всему я всегда относился обстоятельно, и здесь себе решил не изменять – ушел, значит, ушел.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
И все же в спорт Савосин вернулся, но уже в другом качестве: в 2006 году пришел работать в хоккейный клуб “Волга” коммерческим директором, дальше – аналогичная должность в ФК “Волга”, а в январе 2011 года Андрей Владимирович стал директором ЦСП, а затем и автоматически – руководителем ОГАУ “Управление спортивными сооружениями”.
– Уверен, что два с половиной года назад было принято абсолютно правильное решение, когда в регионе создали такое учреждение, как “Управление спортивными сооружениями”, – говорит Савосин. – Теперь в области есть предприятие, которое отвечает за содержание, ремонт и эксплуатацию спортивных объектов. На сегодняшний день в нашем подразделении пять объектов – стадион “Труд”, ФОК “Лидер”, СК “Торпедо”, областная гребная база и биатлонная база в Винновской роще. На этих спортсооружениях мы создаем условия для тренировок не только профессиональным спортсменам, но и простым горожанам. Отрадно, что на всех уровнях, включая федеральный, озабочены строительством спортобъектов, которых на сегодняшний день явно не хватает. К счастью, в нашей области движение в этом направлении уже началось: спортивные комплексы построены и строятся в Новоспасском, Инзе, Димитровграде, Новоульяновске, Карсуне и так далее. Наш будущий ледовый Дворец спорта пусть и не попадет в “Книгу рекордов Гиннеса”, но однозначно станет в один ряд с таким объектами и гордостью Ульяновска, как Ленинский мемориал или гостиница “Венец”. А если в городе сдадутся в эксплуатацию такие объекты, как Центр единоборств, легкоатлетический манеж, спортивный Центр по художественной гимнастике, то, не стоит сомневаться, что ульяновский спорт сделает огромный шаг вперед. Люди пойдут в секции и на стадионы. Ведь надо четко понимать, без массовости не будет и профессионального спорта.
При подготовке использованы материалы из книги Олега Тишакова “История. События. Личности”.
Из досье “Чемпиона”:
Андрей САВОСИН, мастер спорта СССР по хоккею с мячом
Родился 30 мая 1963 года в Ульяновске. Хоккеем с мячом начал заниматься в 1974 году в спортшколе Ульяновского автомобильного завода, где провел четыре года. Первый тренер -В.Ф. Ланцов. С 1978 по 1980 год тренировался в ДЮСШ “Волга” у тренера Ю.А. Васильева. В “Волге” провел 9 сезонов, забил 33 мяча, два года был капитаном команды. В 1984-86 гг. играл в команде СКА (Свердловск). Победитель VI Спартакиады народов СССР (1986 г.) и VIII Спартакиады народов РСФСР (1985 г.) в составе сборной Свердловской области. Победитель турнира команд первой лиги (1984 г.). Чемпион Спартакиады школьников СССР (1980 г.). Имеет два высших образования. Работал коммерческим директором хоккейного и футбольного клубов “Волга”. С 2011 года директор ОГАУ “Управление спортивными сооружениями”.
Воспитывает двух детей – дочь и сына.