Виктория Чернышева
В среду в Ульяновске отметили 30-летнюю годовщину крушения теплохода “Александр Суворов”. На траурном митинге представители силовых ведомств, МЧС, участники ликвидации катастрофы возложили венки к 12-метровому кресту, установленному в память погибших, и памятнику – фрагменту моста.
Катастрофа, которая унесла жизни 176 человек, произошла 5 июня 1983 года. Четырехпалубный теплоход “Александр Суворов” следовал по маршруту Ростов-на-Дону – Москва. В 22.45 он на полном ходу – примерно со скоростью 25 километров в час – врезался в мост через Волгу. Судно попыталось пройти через несудоходный пролет. У “Суворова” полностью снесло верхнюю палубу, где располагался кинозал, рубку, дымовые трубы.
По мосту в это время шел грузовой поезд: из-за столкновения 11 вагонов сошли с рельсов. Часть из них опрокинулась, находящийся в них груз – уголь, бревна – упали на теплоход. От удара пролет моста сместился на 40 сантиметров. После столкновения с переправой “Суворов” проплыл по инерции еще 300 метров.
В катастрофе погибло не менее 176 человек – до сих пор их точное количество неизвестно. Выяснилось, что теплоход был перегружен – на борту было 330 пассажиров, 50 членов экипажа, 35 работников из числа обслуживающего персонала, а также родственники и знакомые персонала. В момент аварии большая часть пассажиров была в кинозале и на верхней палубе, где располагалась танцплощадка. Из-за этого при столкновении погибло такое большое количество людей.
Причиной трагедии назвали халатность первого штурмана и рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту, из-за чего теплоход направили в несудоходный пролет. Кроме того, на этом пролете стояла будка путевого обходчика – очертаниями она была похожа на сигнальный знак, обозначающий правильный путь.
Позже теплоход восстановили. В 2008 году “Суворов” вновь попал в аварию: во время следования по каналу имени Москвы он коснулся бортом шлюза. Из строя вышло рулевое управление. Теплоход смог выйти из шлюза, пассажиров вернули в Москву.
Справка “РГ”
Теплоход “Александр Суворов” был построен в чешском городе Комарно в 1981 году по типовому проекту 92-016. Был флагманом Волго-Донского речного пароходства. Длина теплохода 135,8 метра, ширина – 16,8 метра. Развивал максимальную скорость около 26 километров в час.