Глава компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин объявил на совещании у президента о готовности построить за госсчет высокоскоростную линию «Москва – Казань» и назвал цену – 928 млрд рублей. Якунин красочно описал выгоды от проекта.

Так, комплексный рост доходов государства превысит, по словам Якунина, сумму в пять триллионов. Хотелось бы, конечно, услышать, за счет чего именно ветка «Москва – Казань» даст такой взрывной рост. То есть каксокращение времени казанца в пути с десяти примерно часов до четырех связано с обогащением российского государства. С современнойто ведь точки зрения, развитие высоких технологий должно вести к уменьшению потребности в передвижении людей вообще. Почти все вопросы стало возможным решать дистанционно. То есть по интернету.

Через сеть ходят сегодня финансы, документы, которые подписываются электронной подписью, ведутся переговоры, идет переписка. По большому счету, чиновничеству из регионов необязательно уже выезжать и в Москву на совещания – для этого есть видеоконференции. Через сеть Владимир Путин легко может посмотреть в глаза президенту Татарстана Фариду Мухаметшину, а Мухаметшин – Путину. В общем, складывается впечатление, что что-то тут лишнее. Либо интернет, либо высокоскоростной пассажирский транспорт. И дело вполне может иметь какую-то другую сторону. Например, попытку Кремля задобрить потенциально проблемные регионы, как тот же Татарстан или Кавказ, куда тоже планируется строить высокоскоростную железнодорожную линию «Москва – Ростов-на-Дону – Адлер». А что с другими субъектами Федерации? Если планы Якунина станут государственной политикой, России грозит необратимый раскол, когда на ее карте будет пара-тройка относительно освещенных мест и сплошная черная дыра на остальной территории. В этой дыре и наша Ульяновская область, железнодорожное сообщение по которой находится науровне XIX века. Чадящие тепловозы остались уже только в старых западных фильмах. Судьба Ульяновска, где нет, как считает, вероятно, власть, почвы для межнациональных конфликтов, – прозябать до скончания века.

По делу-то следовало бы сначала привести в порядок все железные дороги России, дав всем регионам одинаковый доступ к этому виду транспорта. По крайней мере, электрифицировать то, что еще не электрифицировано, и ликвидировать, наконец, тепловозный позор. А уж потом думать над высокоскоростными магистралями. Но в публичных речах руководства РЖД нет и намека на необходимость модернизации дорог. РЖД высасывает из населения страны деньги, постоянно повышая стоимость билетов на проезд, и вкладывает их за рубежом. Во Франции, к примеру, где недавно РЖД купила железнодорожную компанию. Зачем Якунину дороги во Франции? На случай эмиграции, что ли, чтобы и за границей был свой бизнес, чтобы жить там и не бедствовать?

Чихать они хотели на Россию. Почти триллион содрать за ветку до Казани – это да. Это по-ихнему.

Василий Мельник