Вспоминая старую добрую журнальную традицию мы продолжаем публикацию новой книги Жана Миндубаева.
Глава 13.
Странное наследие.
В жизни хватает горестей и не существует печалей на одно лицо.Но всех нас, похоже, время пометило одним клеймом: оно упорно, самозабвенно и мрачно измывается над обликом той земли, которая знала, ведала, растила нас.
Академик Вернадский говорил о разуме человека, как о геологической силе, изменяющей мир. Но почему частенько в нашей стране эта сила оборачивается не добром и благорасположением — а страданиями и печалью?
«Безумная» геологическая сила не связанная с «homo sapiens», создала величественные горы и милые реки; вырастила изумительные цветы и населила планету бесчисленным живым миром. А «разум» человека переводит эти горы на металлолом и химическую отраву, опоганивает реки и почти истребил мир былой красоты. Вышеописанное поругание Свияжска – из числа этих наших «подвигов».
Ужаснемся ли творимому? Или будем упиваться и дальше своим ущербным самохвальным существованием? Наступит ли прозрение, явится ли нашему осознанию простая мысль: жизнь не есть только утоление телесных потребностей — она еще и сбережение данной нам земли, красоты, памяти.
Государству и обществу пора бы озаботиться воссозданием человеческой души.
Я не противопоставляю материальное духовному. Я пытаюсь просто напомнить о законе равновесия.
Мы плохо живем материально, ибо попрали законы экономики. Мы бедны духовно, ибо предали забвению заповеди духовного строительства. На вопрос: существует ли сейчас в нашей жизни нравственный идеал, некий эталон духа? Правильным ответом будет отрицательный. И одна из причин ( вторая, на мой взгляд, после отсутствия собственности) – это привычка латать все свои прорехи, удовлетворять все свои нужды – будь то добывание хлеба или сооружение заводов не уменьем, а числом. Числом людей, загнанных в Гулаг («Стране нужно рыть Беломороканал и добывать золото Колымы!)»; собранных в колхозы («Стране нужно растить хлеб!»); эшелонированных в тайгу («Стране нужно строить БАМ! (а потом ВАЗ – КамАЗ») – и еще в сотни таких мест, где жизнь, душа, сущность человека не имели никакого значения. Знание имели только кубометры, километры и центнеры. Да, еще и время: ведь надо было спешить; надо было быстрее наращивать грозные мускулы государства, идеология которого предполагала установление «социализма и коммунизма» на всем Земном шаре. Исключительная приоритетность коммунистических целей ( вся планета будет рано или поздно под красным флагом!) осуществляемых принудительно и полупринудительно – разве могла она допустить наличие в человеческой душе ясности и постоянства? «Время, вперед!» – провозгласила партия коммунистов. Остальное – чушь! Сотни тысяч пар ног, обутых в лапти стараниями чрезвычайной государственной комиссии «Чеквалап» (ЧК по лаптям и валенкам – была такая!) шагали по лесам бесчисленных «строек социализма». В этом пути были лишними такие понятия, как привязанность к родным краям; тепло родного дома; благодать устойчивого бытия… «Мустафа дорогу строил, Мустафа по ней ходил», – вот квинтэссенция гордости тех лет. И пролетарский классик Максим Горький затевает не историю скажем, поселков, городов, родов, династий – он затевает «Историю фабрик и заводов»: ведь надо было сделать не машину придатком человека, а наоборот – человека превратить в винтик государственной машины!
Сказано: жив человек не хлебом единым… И есть люди, понимающие великую значимость этой заповеди.
…Говорят, знаменитые американские семейные фермы играют все меньшую и меньшую роль в сельскохозяйственной экономике США. Говорят, что весомее и дешевле продукция крупных агрофирм и агропромышленных корпораций. И – следовательно – суждено тысячам крестьян-фермеров разориться, исчезнуть с лица земли. (Аналогия с нашими «неперспективными» деревнями налицо). Но в этой динамичной стране правительством и обществом прилагаются грандиозные усилия… для того, чтобы сохранить именно семейные фермы. Семейные!
И какие усилия! Дотации, книги, фильмы, музыка «Кантри» – все это романтизация и воспевание фермерского образа, всеобщее почитание «человека в ковбойке». Не только ради дополнительных бушелей кукурузы или сои. А затем, что именно в этих людях, в фермах, видят американцы сохраненным идеал народа его силу, мужество, упорство. Оберегают не только отрасль экономики – оберегают дух нации, ее суть, ее стержень. Ее притягательность. А мы? Или презрительные клички «колхозник – навозник», «деревенщина», «лапотник»… или пустопорожно-горделивое: «сельский труженик»! А рядом: слащавая, «под народную» музычка, сочиненная бездарными композиторами исключительно в видах собственного прокормления; товары поплоше в убогих сельских магазинчиках, безликая «зековская» одежда и обувь; бездорожье, ужасающая сельхозтехника, унизительный быт – это для кормильцев державы? Это для тех, без кого не прожить?! И словно бы стараясь соответствовать такому снисходительно-барственному отношению к себе, как к второсортному гражданину, запамятовал сельский человек, крестьянин (да и рабочий!) о своем достоинстве, плюнул на совестливость, подрастерял умение и мудрость, охладел в привязанности к дому, к земле; утратил трепетное отношение к духовным ценностям. Для него своя земля стала чужой. Никогда не ступавшему до покоса на луг, не въезжавшему в лес на телеге, не звонившему в колокола при нересте рыбы – ему ныне ничего не стоит разворотить родник, ввалиться на грузовике в речку, свалить березу у околицы… Сегодняшний «сельский труженик» не хозяйствует на земле – он насилует ее, выжимая последние соки. Чужая земля – откуда взяться собственной боли?! И зачем жить на ней по человечески? И пока мы будем такими – не перестанет время бесследно истирать наши корни. Виноватых искать бесполезно: грешны мы все.
иван, помнящий родство
Жан, а почему ты помалкиваешь о своем участии в обмане народа. Ты этим занимешься 60 лет и как с гуся вода.”Виноватых искать бесполезно: грешны мы все” – это вранье. Ты и продажные журналюги – одна из причин народного горя и тогда, и сегодня. Вот и покайся.
Hun
А.Д. Сахаров создал профессию – “совесть нации”. Вот и Миндубаев – “совесть нации”. У человека обычно имеется одна профессия, если она вообще имеется. Чем же ещё заняться Миндубаеву, да ещё на старости лет? Как и положено советскому интеллигенту при каждом удобном случае приводить в пример “отечество всех цивилизованных людей”, США.
321
что же вы сразу на личности переходите, на оскорбления?! Аргументов нет? По существу ничего сказать не можете, потому что все верно написано. Вот и используете формулу “сам дурак”
Hun
Ну да, как же не прибегнуть к одной из излюбленных фикций так называемых просвещённых людей – вере в “объективность”… Сам автор статьи написал, что грешны ВСЕ. Вот и возникает естественный вопрос – а в чём грешен Миндубаев?
Жан Миндубаев
Осел останется ослом, / Хотя осыпь его звездами; / Где должно действовать умом, / Он только хлопает ушами — Из стихотворения «Вельможа» (1794) Гаврилы Романовича Державина (1743 1816).
Самокритично !!!
Красный пиНджак
Браконьер ондатровый
Шапками в Москве приторговывал,
при этом Лениану (ЖЗЛ) писал.
Виктор Каменев
“О, как убийственно мы любим!” С такой любовью и врагов не надо!
Жан Миндубаев
Пара “самокритичных” дополнений:
а) откуда про “шапки”- то узнали,вездесущие ,завистливые, бездарные?
б) не “красный пинджак” – а “”Красный пин. де-ЖАН”. Так точнее.
Ye-Ye
Мне кажется, более точное название к бесконечному “опусу” г-на Миндубаева: “Маразматические заметки”…
Жан Миндубаев
Крестись,голубок-если “кажется”. Или “белочка”?
Ye-Ye
Не судите по себе. И с каких это пор мы с Вами на “ты”?
Суряк
Не глава, а спортивный ринг! Что не абзац,то после удара- нокдаун! А куда деваться ? Прищучил ЭПОХУ Абдулбареевич . Этуглаву нужно перечитывать чтоб проникнуться по минимому 6 раз ( я перечитывал четырежды). Итог-не есть окончание .Лучшее взять на вооружение. Тему эту я прочитывал четыре дня .Одновременно четвертый том Ф.Абрамова – фронтовик, из блокадного раненых вывозили по льду на полуторках, Фёдор о них вспоминал на 7-ом съезде писателей в 1981 году в выступлении с кричащей болью, перед нашей полуторкой разрыв и… малые рябятишки вывозимые из блокадного Ленинграда моментально уходят все под лёд! Следущий разрыв, и сзади идущая машина также уходит под воду. Как нашему шофёру удалось с нами ранеными выехать не потонув -это чудо!!!
И несколько записей из блокадного… девочка Аня вспоминает с ужасом, что ее не выпускали гулять… она была упитанная, и боялись что её съедят. Ее мама работала на фабрике пищевых концентратов и они завели за блокаду три сейфа . Бриллианты, золото драгоценности.
Один высокопоставленный чиновник Смольного вспоминал как то , после войны на отдыхе в санатории, что бы не ожиреть ему приходилось делать ежедневные пробежки вокруг Смольного. По отзывам партийцев -сам во время доклада завтракал икрой апельсинами,но не приглашал. Дорога каждая минута – Блокада!
Интересны его записки – получил государственную литературную премию- нужно отметить, что подать ничего нет все дефицит 1976 год. Зав ресторанам помогла банкой икры и палкой хорошей колбасы со словамир -я думала лауреаты лучше живут , ан нет , торгаши лучше…
Таксист по Питеру… Абрамов- чего так все дребезжит? Шефу ( завгару) на лапу не дал…
Вы тоже из этих блядей ? Партийных? Заладили как монахи- Ленин, Ленин как заклинание, а ни еды ни товаров нет. Везде сунуть нужно, везде блат нужен. Деньги есть, а купить ничего невозможно ! Вот на площади черные ” Волги” притормозил, спросил чего здесь ? Партконференция. Вот бы бомбу сюда бросить, да бесполезно -НОВЫЕ набегут!
Мужики в совхозе… раньше робили, дай боже и ничего не получали ( при Сталине ) . Сейчас не робим, а платят хорошо!
Окончилась на перерыв областная партконференция о демократии и потекли на перерыве Начальство и в спец зал и остальные в столовку на первый этаж.
Раньше конвойные неплохо подрабатывали. 25 рублей за пресечение побега осужденного. Делали так -заставляли бросить лопату подальше, за условную черту а затем бежать и принести ее обратно. Семейные очень неплохо пополняли свой бюджет.
Нет смысла перепечатывать записки 4-го тома Ф.Абрамова. Все они были написанные в 1976-78 году. Не правда -ли схоже с “Миражом” по аналитике происходящего.
Когда то Федора Абрамова за статью о земляках Архангелгородцах ” Чем живем кормимся ?” 1963 год. Напечатанную в “Новом Мире ” Твардовского, область ( обком КПСС) отреагировала встречной критической статьей – ” Куда нас зовешь земляк?”
Аналогичную критику организовали партийцы и по поводу публикаций и киномотографических произведений Василия Шукшина на Алтае -его Родине. Возможно я что- то малость напутал в названиях. Но суть остается верной. На первый вечер встречи с писателем В. Шукшиным на его родине в с. Сростки земляки заявили заведующей библиотеки – ” А чего нам с Васькой встречаться ? Что, мы его не знаем что ли?”
Примерно такая критика звучит в адрес Миндубаева ..шапки в лохматом году … После распада СССР, главком писателей СССР продавал связки туалетной бумаги в Лужниках что бы как то выжить… К сожалению Жан АКбдул бареевич Главного то Ваши апоненты так и не прочли в Вашей тринадцатой главе . А может просто не захотели. Хозяин -барин ныне. Не климат наверное.
Суряк
Ж. Миндубаеву- простите меня за опечатку Вашего имени в крайнем абзаце.
Суряку
Вы очень неточны. Статья Фелора Абрамова “Чем живём-кормися” была перепечатана в Правде в 79 году из “Пинежской правды”. А в 63 году была в журнале Нева опубликована повесть “Вокруг да около”, котрая вызвала резкую официальную критик. Такое незнание не к лицу яростного поклонника известного в определённых кругах писателя, философа, публициста и гуманиста Миндубаева
Суряк
Спасибо ,за уточнение. Приятно что, не одинок на форуме в почитании и знании предметно библиографии именно Отечественных писателей с БОЛЬШОЙ БУКВЫ . Не к лицу- принимается.Что поделаешь, если в литературе ориентируюсь и нахожусь, да там уже и останусь до конца дней своих, если сказать, применительно например, к футбольной градации- а это, Премьер, Национальная, и та, где сейчас играет наша ” Волга”- то я в 4-й в любительской зоне, где играет Димитровград в этом сезоне. Вот такое литобъединение ” “Черемшан” получается конечно, даже очень и очень далеко не уровень …