Еще несколько лет назад в Ульяновске полностью отсутствовала историческая художественная проза, и надежд на её появление было очень мало, поскольку не было писателя, чей талант был бы нацелен в прошлое нашего края. И все свыклись с тем, что современный Ульяновск – это глухая периферия не только в исторической, но и в русской литературе вообще, если не брать во внимание творчество известных классиков 19-го века.
И вот в течение небольшого количества лет(2006-2012) на наших глазах прозошло, к сожалению, еще мало кем по достоинству оцененное событие. Писатель Н.А. Полотнянко, живущий здесь, в этом городе, среди нас, неожиданно для всех «выстрелил» целой серией исторических романов: «Государев наместник» («Богдан Хитрово») (2007), «Бунташное войско Стеньки Разина» (2008), «Клад Емельяна Пугачёва» (2009), «Жертва сладости немецкой», «Повесть о скромной отшельнице…»(2010); две пьесы: «Симбирский греховодник» (2010) и «Клад Емельяна Пугачева» (2012).Кроме этого, им написана поэтическая книга «Симбирский Временник».
Все вместе они составляют впечатляющую картину наиболее ярких страниц жизни нашего края в 17-м и первой половине 19 вв., где речь идет о Б. Хитрово, С. Разине и Е. Пугачеве, симбирском дворянстве в контексте событий большой российской истории.
Обращает на себя внимание верность автора историческому времени и тематике. Исключая легкую, остроумную комедию «Симбирский греховодник», внимание Н.А. Полотнянко обращено к судьбоносным периодам российской истории, когда власть стоит лицом к лицу с народом и вынуждена держать перед ним ответ за всё совешенные ею неправды. Такое бывало раньше в российской истории, и пребудет всегда.
Конечно, и раньше писали и о бунташном веке, и непосредственно о С.Разине, но об осаде Симбирска в художественной литературе рассказано впервые с завидным мастерством художника слова. И в этом смысле автор возвращает читателей в языковую стихию русской классики, с которой не в силах совладать современные русскоязычные литераторы. Но для Н. Полотнянко все написанное им органично, и в лучшем смысле традиционно, потому что опирается на смыслы русского бытия. Поэтому его поэзия и проза близка всем, кто еще не отпал от своего народа и стремится к познанию Отечества.

Художественной особенностью романов и пьес Н.А. Полотнянко является то, что трагедийный исторический материал, подан без пафоса, без лобовой дидактики, а сдержанно, порою иронично или даже просто с юмором. И это нормально, так как история даже самых великих эпох складывается из судеб обычных людей. Наверху действуют «наполеоны», а внизу простые смертные, которые не произносят ярких речей и не делают героических жестов. Поэтому на страницах произведений Н.А. Полотнянко его герои живут, а не «красиво» творят историю.
Галерея исторических персонажей в произведениях нашего автора разнообразна. Здесь и царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина II, и вожди народных восстаний и служилые люди, и казаки, и крепостные, и колдуны, и симбирский губернатор, и И.А. Гончаров… И каждый герой – индивидуальность, их не спутаешь друг с другом, различаются они не только именами, но и характерами, каждый ведет свое соло в партитуре романа или даже стихотворения.
Как профессиональный историк я знаю, что создавать историческую ходожественную литературу очень сложно. Мало того, что автор должен держать сюжет, наполнять героев жизнью, так еще нужно знать историю, причем не историю вообще, а данную конкретную во всех ее деталях (события, лица, даты, политическую ситуацию, географические названия), надо знать помимо истории подвижной историю другого, менее подвижного пласта бытия человеческого общества (быт, мировоззрение, хозяйство), при чем во всех деталях. Стоит один раз сбиться и неслучайный читатель крикнет: «Не верю!», а произведение перейдет из разряда исторической литературы в перечень околоисторической писанины. Следует отдать должное Н.А. Полотнянко – он сумел этого избежать. От эпохи до мелочи – все верно, все убеждает, все опирается на источники.
И, наконец, очень важно отметить, что Н.А. Полотняко, помимо чисто исторических романов, фактически создал современную литературную летопись Ульяновска начала 21 века: романы «Загон для отверженных», «Счастлив посмертно»(«Огненный Спас»), (современный русский роман «Бесстыжий остров») в которых наш край наконец-то нашел свое истинное художественное отражение в стал частью великой русской литературы. Но это тема для другого разговора, специалистов по современной русской литературе.

Кузнецов В.Н., доктор исторических наук, член СП РФ, член Союза русских писателей.