Чего же еще можно желать?
Для всех интересующихся театральной жизнью России Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова — настоящий бренд этого города. Его спектакли неизменно пользуются успехом у местной публики, на премьерах — аншлаги. При всех сложностях сегодняшней жизни для учреждений культуры труппе еще удается и немало гастролировать, участвовать в театральных фестивалях.
Поистине счастливое число!
Поэтому об интереснейшем актерском составе и оригинальных постановках ульяновцев узнали и театралы, живущие за пределами их края. Вот и тамбовчане, благодаря Театральному фестивалю имени Н.Х. Рыбакова, в котором ульяновский театр принял участие уже в третий раз, смогли по достоинству оценить мастерство этого замечательного коллектива.
Более того, и в 2007-м, и в 2010-м Драматический театр имени И. А. Гончарова увез с собой награды. И немудрено. Ведь на I Рыбаковском фестивале номинировался народный артист России Борис Александров. А на Пятый – юбилейный – фестиваль ульяновцы привезли номинанта – народную артистку РСФСР Кларину Шадько. А это звезды драмы Ульяновска! Во время спектаклей по произведениям А. Островского и Н. Думбадзе тамбовчане были в восторге от игры мастеров сцены и так же полюбили их, как и ульяновцы. По достоинству игру актеров оценило и фестивальное жюри. Александров получил премию «Актер России», а Шадько – премию «Актриса России». Конечно, это далеко не первые значимые награды в творческой судьбе актеров. Но, как они признавались на тамбовских итоговых пресс-конференциях, победа в соревновании провинциальных театров и получение именно актерской премии на Рыбаковском фестивале для них очень дорого и это высшая оценка их труда.
Театр – в когорте лучших в России
Бесспорно, мастеров такой величины мог воспитать и помог им раскрыться только настоящий театр. А Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова таковым и является. У него большая и славная история.
Первое упоминание о театре в Симбирске (а именно так первоначально назывался Ульяновск) появилось в 1774 г. О комедии «Пугачев Емелька» в трех действиях, данной на его подмостках, сообщает надпись на пьесе господина Верёвкина, поставленная 27 ноября того года. Но это, как говорится, эпизод из симбирской театральной жизни. А вот впечатления о первом более-менее стабильном существовании театральной труппы в городе доносят воспоминания современников о крепостном театре богатого симбирского помещика Николая Дурасо-ва. Впервые труппа дала представление в 1780 г. в громадном двухэтажном особняке барина. Через пять лет Дурасов решил отойти от театральной жизни. Помещение же театра со сценой и декорациями он решил подарить губернскому дворянству. Постановка спектаклей продолжилась. И в них стали принимать участие не только крепостные актеры, но и «благородные лица». Помимо этой театральной площадки в Симбирске в середине XIX в. появилось и специальное деревянное здание Временного театра, правда, внешним видом более похожее на сарай, который летом от ветров спасал войлок на стенах, а зимой он отапливался железными печками.
Как и во всех провинциальных театрах, в Симбирске в позапрошлом веке не было своей труппы. Каждый сезон на театральных подмостках играли новые актеры. Репертуар состоял только из тех произведений, которые разрешала цензура. На сценах давались комедии, трагедии, отрывки из опер и водевили. Так как Временный театр работал преимущественно в теплую пору, а «Дом Дурасова», спустя годы, обветшал, было решено строить в городе новое здание театра. Средства на него дали благотворители
Театр горел, его «ШТОРМило»
Симбирский театр первым среди провинциальных театральных заведений был электрифицирован. Но электричество сыграло с ним злую шутку. В 1910 г. случился взрыв, и пожар, полыхавший до утра, уничтожил практически всё здание. К счастью, человеческих жертв, не было. Два года потребовалось, чтобы восстановить театр.
После Октябрьской революции актеры объединились в «Товарищество профессионального союза тружеников сцены», и творческая жизнь в театре продолжилась. Правда, популярностью стали пользоваться постановки совсем иного характера. Так, именно для этой сцены известный тогда драматург Билль-Белоцерковский написал пьесу «Шторм», в основу которой положил революционные события в Симбирске. Ее потом ставили очень многие театры Советского Союза.
Документ о том, что в Ульяновске действует первый за всю историю города государственный драматический театр с постоянной труппой, появился летом 1935 г. Его художественным руководителем стал Александр Верховский. На сезон на роль Кру-чининой в спектакль «Без вины виноватые» по Островскому он пригласил выдающуюся актрису Малого театра Елену Гоголеву. Во время Великой Отечественной войны, как и во всех театрах страны, в Симбирске были организованы фронтовые концертные бригады, работавшие как по области, так и выезжавшие в боевые части Красной армии.
В послевоенный период театральное здание претерпело три реконструкции. Актеры частенько во время них играли на различных площадках. После третьей реконструкции 2007 г. труппа и зрители получили здание с роскошными интерьерами и удобными рабочими помещениями. А еще театру в том же году было присвоено звание Ивана Александровича Гончарова.
Эпоха Копылова – золотое время театра
Сегодня театральное здание поражает красотой внутренней отделки каждого гостя Ульяновска. Но в театре не только великолепные интерьеры, но и блистательная труппа, которая с 1987 г. на протяжении 23 лет возглавлялась великим режиссером Юрием
Копыловым. Этот период так теперь и называют – эпоха Копылова. К сожалению, из-за болезни мэтр не может сегодня руководить коллективом. В 2010 г. он сложил полномочия худрука. А театр за все заслуги перед ним присудил Юрию Семеновичу звание Почетного президента.
И действительно, именно с Юрием Копыловым ульяновская драма достигла нынешнего расцвета. Ядром театра Копылова всегда была классика – Шекспир, Мольер, Гольдони, Чехов, Островский, Гончаров, Тургенев, Ануй, Сартр и т.д. А какие прекрасные актеры составляют труппу! В 2002 г. президент России Владимир Путин в Кремле вручил Государственные премии РФ Юрию Копылову и актерам Борису Александрову, Валерию Шейману, Кларине Шадько, Станиславу Шавловскому.
Да здравствует новый «Актер России»?
С 1987 г. играет на сцене Ульяновского драматического театра и номинант VII Рыбаковского фестиваля – заслуженный артист России Владимир Кустарников. Он дебютировал в театре в постановке нового тогда художественного руководителя Юрия Копылова «Ричард II» по трагедии Шекспира. Молодой актер блистательно справился с очень трудной ролью. С той поры каждая работа Владимира Кустарникова привлекает внимание зрителей. Его ролям (Гамлета и царя Федора Иоанновича) театральная критика дала очень высокие оценки. В дальнейшем актер много раз радовал публику оригинальными трактовками своих персонажей. А за роль Шлюка в спектакле «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана Кустарников был удостоен приза на театральном фестивале «Актёрские звезды» в Белгороде.
В постановке Юрия Копылова «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» по Шекспиру Владимир Кустарников играет Маль-волио. В этой роли в качестве номинанта нынешнего Рыбаковского фестиваля он и вышел на подмостки тамбовской драмы. И хотя Мальволио – роль второго плана, но Кустарников настолько в ней ярок, что невольно становится центром тех сцен, где действует его герой. Хотя чувствуется, что актер он ансамблевый и не старается «тянуть одеяло на себя». Просто зритель не может оторвать взгляда от пластики артиста, его постоянно меняющейся мимики. Когда играет Кустарников, то слушаешь каждое слово его персонажа. На протяжении всего спектакля публика не только смеется над напыщенностью и самодовольством Мальволио. Есть сцена во втором действии, когда зритель даже начинает сопереживать нелепому персонажу, над которым насмешничают сэр Тоби, Мария и Шут, – настолько пронзительно артист произносит свой монолог. Владимир Кустарников обладает необыкновенно разнообразной актерской палитрой. Это позволяет сказать, что роль Мальволио, бесспорно, можно считать большой удачей в его творческой деятельности.
В талантах недостатка нет
Хотелось бы добавить, что и остальные актеры (Д. Верягин, Е. Поздышева, В. Злобин, С. Чинянов, О. Романова, О. Новацкая, И. Поляков), занятые в спектакле, доставили публике огромное удовольствие. Отдельно хочется выделить замечательную актрису Екатерину Поздышеву, которая прекрасно справилась сразу с двумя ролями – Виолы-Себастьяна. После спектакля зрители высказали пожелание руководству ульяновского театра выдвинуть ее в следующий раз номинантом на очередной Рыбаковский фестиваль.