Это высказывание принадлежит французскому поэту и правозащитнику Вольтеру. И спустя столетия с ним невозможно не согласиться. Для каждого из нас важно, чтобы работа приносила радость, удовлетворение, а не постоянные стрессы и разочарования.
В службу занятости ежегодно обращаются сотни людей, для которых остро стоит проблема трудоустройства и выбора сферы профессиональной деятельности. Нужно отметить, что это люди самого разного возраста: от выпускника учебного заведения до граждан предпенсионного или даже пенсионного возраста. И во многих случаях приходится признать, что корень проблемы следует искать на этапе первоначального профессионального выбора. Такие люди обычно говорят: «Специальность выбрал случайно. Так получилось…» или «Мне посоветовали», «Слышал, что это современная, престижная профессия. Почему бы и нет?». Проходят годы… Человек, не испытывающий интереса к своей работе, не стремится к новым знаниям и умениям в своей профессиональной сфере. Работа для него – это обязанность, часто неприятная и трудная. Со временем такой человек, как правило, становится раздражительным, конфликтным. А значит, больше других рискует стать безработным!
Недовольство своей работой, профессией приводит к личностным кризисам. Психологи описывают несколько их видов.
Кризис нереализованности – возникают переживания о том, что жизненная программа не выполнена, «не удалось», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи и в своем прошлом не усматривает существенных событий. Одной из причин этого рода кризиса может быть профессиональная нереализованность. Часто этот кризис вызывает ситуация, когда человек специализируется в одной сфере, а заниматься хочет совсем другой.
Кризис опустошенности – несмотря на то. что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него есть ощущение, что у него все уже в прошлом, и в будущем нет ни идей, ни целей, ни сил.
Кризис бесперспективности – переживание того, что «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ. Он не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования, самореализации.
Какой же выход из подобной ситуации? Во-первых, необходимо определить свои интересы, склонности и личностные качества, которые могут быть полезными в той или иной профессиональной сфере. Даже если первоначальный выбор профессии был ошибочным, в любом возрасте можно его изменить (например, получив дополнительное образование). Второй шаг – анализ своих возможностей, способностей и ограничений. Они могут быть связаны с природными задатками и талантами человека, психологическими особенностями (темперамент, мышление, внимание и др.), материальным положением семьи, состоянием здоровья. Третий шаг – изучение современного рынка труда и востребованности различных профессий. Это очень важно сделать, чтобы застраховать себя в дальнейшем от безработицы и вынужденного положения «жертвы ситуации». К сожалению, нередки случаи, когда выпускники техникумов и вузов альбомы вакансий по своей профессии впервые видят только после защиты диплома.
Таким образом, сегодня для каждого человека важно не просто выбрать профессию, специальность. Необходимо планировать свою карьеру как минимум на 10-15 лет, начиная с этапа получения образования. Соискатель любого возраста, умеющий ставить перед собой цели и достигать их, готовый к постоянному самосовершенствованию, повышению квалификации, имеет на современном рынке труда явные преимущества.
Оксана Климочкина, старший инспектор Железнодорожного районного отдела ОГКУ ЦЗН города Ульяновска