Или, когда был основан Симбирск? История Поволжья тесно связана с Великим Волжским путём. Но некоторые периоды его функционирования незаслуженно забыты историками. Мы почему-то стесняемся говорить о времени, предшествующем основанию Симбирска. Это порождает псевдонаучные мифы и легенды, которые, переходя из поколения в поколение, заменяют нам подлинную историю. Археологи идут за легендами Симбирская история куда сложнее. Первая карта, на которой обозначено поселение Симбирская гора, относится к XVII веку. На карте Олеария обозначены очертания городских построек на левом берегу Волги. Устные же сопровождения карты говорят о Симбирской горе на правом берегу, а позже, в XVIII веке, напрямую связывают это древнее поселение с русским Симбирском. Схожесть с самарской историей в том, что легенда относит существование города к XIV веку. В ней говорится, что некогда цветущий волжский порт был разрушен грозным Тамерланом. Ульяновские историки и краеведы уже несколько веков ведут спор о том, где и когда стоял этот город. Часть исследователей убеждена, что булгарский Симбирск стал основой для русской крепости, построенной в 1648 году, а, значит, Ульяновску в этом году исполняется не 365 лет – он древнее, как минимум, на три столетия. Синбирское городище было на левом берегу У нас есть карта, которая прилагалась к запискам Адама Олеария, путешествовавшего в наших местах в 1636 году. В тексте Олеарий указывает, что руины городов «Симберска гора» и Арбухим находятся на правом берегу Волги, и «Симберска гора» – это дальнее по ходу движения городище. И та и другая информация в записках про симбирские развалины при сравнении с картой оказываются неверными. По ходу движения Арбухим, а не Симбирск был более дальним. Так что записки Олеария не совсем точны. Другое дело – карта. Она не составлена на основе записок, а является самостоятельным источником, представляющим уникальную и картографически более точную информацию. На ней обозначены городища «Ундоровска гора» и Арбухим на правом берегу, а «Симберска гора» – на левом. Самостоятельность карты подтверждает наличие других её копий, помимо записок Олеария (например, карта Эриха Пальмквиста, 1674 г). Достоверность сведениям карты придаёт, во-первых, совпадение с археологическими объектами на территории Ульяновской области, а, во-вторых, с русскими актовыми источниками XVI-XVII веков. В 1597 году крещёному татарскому князю Якову были переданы земельные угодья его отца на левом берегу Волги от нынешней Старой Майны до Красного Яра. В актовых документах южная граница владений привязана к интересующему нас городищу – «нижняя межа по Красной Яр, повыше Синбирскаго городища». Два независимых источника говорят о том, что поселение с именем Синбирское городище находилось на левом берегу южнее нынешнего Красного Яра, в районе Крестового Городища. Более того, русские документы знают старое татарское городище и на правом берегу, в северной части современного Ульяновска, но не называют его «симбирским». Его оборонительный вал тянулся от берега Волги, где находилось само городище, до истоков речки Симбирки. Примечательно, что русские называли этот ручей не Симбиркой, а просто Ключом, а гору, на которой стоял кремль, называли Венцом или просто Гора. Таким образом, никаких топонимов, связанных с Симбирском, кроме самой русской крепости на территории современного Ульяновска в XVII веке не было. Тамерлан не разрушал Симбирск О булгарском происхождении названия Симбирска говорят давно. Что оно означает, сказать трудно, но по словообразованию топоним Симбер схож с названиями древних булгарских городов Биляр, Булгар, Сувар и может относиться к самой ранней истории, так как схожие названия имели хазарские города на Северном Кавказе (Семендер), откуда пришли булгары, предки современных чувашей и татар. Это в теории. Но если обратиться к письменным источникам, то никакого Симбера в Волжской Булгарии не найти! В записках багдадского посла ибн-Фадлана, прибывшего на Волгу в 921 году, не упоминаются города, кроме Булгара. В XII веке арабский географ ал-Идриси перечисляет булгарские города, известные ему: Йасу, Мерджи, Эрнаса и Техшу. Арабами упоминается также город Сабун (Масуни), стоящий на горе. Среди этих городов мы не обнаруживаем Симбирска. Русская летопись в статье 1183 года о походе Всеволода Большое Гнездо на Булгар называет города Тухчин и Торцьк. Также в ней перечислены группы булгар, названные по городам: собекуляне, кусяне, челмата или темтюзи. Есть совпадения с арабскими источниками: Техшу – это или Тетюши, или Тухчин. Сабун может быть отождествлён с Собекулем. Но Симбера нет. Наконец, на карте Пицигани, которая составлена накануне нашествия Тамерлана также нет Симбера, но на его месте имеется знак города и подпись. Исходя из прочтения карты, то, что в XVI веке русские называли Синбирским городищем, в XIV веке называлось Караболам. Итальянцы на Волге Однако, внимательно изучив источник, можно сказать, что он опирается на достоверные свидетельства очевидцев, путешествовавших по Волге в 1360-е года. К примеру, на карте точно для того времени отображено политическое значение Булгара и Казани (Нового Булгара). Четырнадцатое столетие было уникальным для путешествий итальянцев по нашим землям. Оказавшись в Крыму и на Тамани, генуэзцы стали налаживать контакты с русскими и татарскими землями, пользуясь хорошими отношениями с ханами Золотой Орды, которые руководили этой обширной территорией. Итальянские купцы из Крыма проникли даже в окружение Дмитрия Донского («гости сурожане»). В Москве и на землях севернее их интересовали соль, мех и рабы. О том, что среди информаторов автора карты Поволжья были, в том числе, и русские контактёры, говорит название города Джукетау, которое передано в русской транскрипции – Жукотин. В интересующий нас период московский князь пытался пробиться по Волжскому пути – его воевода, будущий герой Куликовской битвы, Дмитрий Боброк-Волынский совершил поход на Булгар, но закрепиться русским здесь не удалось. Вероятно, в поисках альтернативного пути в Сибирь, не через русские земли, итальянцы и оказались в Поволжье. Судя по степени подробности карты, они двигались через земли, прилегающие к Каспийскому морю: Северный Кавказ, Сарай и далее вверх по Волге. Есть на карте следы взаимодействия путешественников и местного населения. Самарская Лука обозначена на чертеже как Остров. Позже русские также называли эти земли островом, что, видимо, отражает местную традицию. На самом деле «остров» омывается водой только с одной стороны, а не с двух, как показано на карте. Вероятно, путешественники-итальянцы по-своему интерпретировали местное название, придав ему соответствующие очертания. Это говорит о кратковременности контакта итальянцев и местного населения. Краткость взаимодействия подтверждается и тем, что на всех последующих картах никакой новой информации по сравнению с картой Пицигани не появлялось вплоть до XVI века. Кроме того, на карте Фра Мауро 1459 года многочисленные переплетающиеся реки в Поволжье, скорее всего, появились при неправильном прочтении одной из копий более ранних карт с нанесённой географической сеткой. Мауро принял в некоторых случаях сетку за реки, а названия карты Пицигани исказил. Что может подтвердить, что итальянцы были в наших местах и данные карты соответствуют реальным городам XIV века? Дело в том, что на ней изображены в виде специальных значков известные нам по другим источникам города. На карте Фра Мауро и Самар, и Булгар, и Караболам (название написано как Караболин) также отмечены значками городов, что говорит об их наличии на копируемой, более ранней, карте. Кроме того, сама карта Пицигани является портуланом, то есть картой портов для купцов и других путешественников. Именно для практического применения в районе Самарской Луки на карте сделана пометка «очень разбойное место». Из русских легенд можно легко догадаться, что этим местом были Жигули и прилегающие к ним земли, где казаки и разбойники хранили награбленные сокровища. К примеру, сенгилеевская легенда рассказывает о Кудеярове городке, в котором жили татары-разбойники. Находки на этом городище говорят, что город существовал во второй половине XIV века. Сам Кудеяр упоминается впервые уже в XVI веке Иваном Грозным. Так что грабили на Волге не только итальянцев. Иван Грозный был казанским ханом Оказывается, аналогичные сведения сохранили для нас и русские путешественники конца XIV века. Митрополит Пимен, описывая свой путь в Царьград по Дону, называет мелкие татарские владения, которые тянулись по берегам реки на один-два дня пути. Эти небольшие улусы, вероятно, формировались по тому же принципу, что и русские уезды – день пути вокруг какого-то опорного пункта. Так вот, уже упомянутые выше владения отца крещёного татарского князя Якова, полученные после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, по размерам являлись таким же улусом, как и описываемые Пименом в конце XIV века. Ничего нового казанский царь Иван не придумал. Вероятно, вместе с системой городов на побережье Волги улусы составляли основу территориального деления Поволжья в ханский период истории. Синбирское городище и Старая Майна отстоят друг от друга как раз на два дня пути, являясь пограничными пунктами заволжского улуса. Его центром географически являются нынешние Чердаклы, название которых означает «дом». Пограничные города были удобны для торговли, но для путешественников нужны были расстояния в один день, поэтому города чередовались на левом и правом берегу, образуя сеть ежедневных стоянок. Позже по такой же системе располагались русские «кабаки», где путешественники могли переночевать. На итальянской карте XIV века, таким образом, достаточно подробно, с ключевыми остановками, описан путь по Волге и Каме в Сибирь, откуда шёл поток серебра и меха, необходимый купцам. Карте вполне можно доверять. Она входит в круг источников, схожих с утраченной картой к «Списку русских городов дальних и ближних» (не ранее 1387 г.), который считается надёжным источником и описывает территорию до реки Суры на востоке. Карта Пицигани описывает земли восточнее. Чёрная вода В 1150 году арабский путешественник ал-Гарнати совершил сорокадневную поездку по Волге в Булгар. Ал-Гарнати зимовал в Булгарии, ознакомился с палеонтологическими находками, вероятно, в районе Ундор. Познакомился он и с местными историческими произведениями. Затем водным путём ал-Гарнати попал в Киев: «Когда я поехал в страну славян, то выехал из Булгара и плыл на корабле по реке славян. А вода ее черная, как вода моря Мраков, она будто чернила, но притом она сладкая, хорошая, чистая. В ней нет рыбы, а есть большие черные змеи, одна на другой, их больше, чем рыб, но они не причиняют никому вреда». Учёные считают, что арабский миссионер описывает путь по Волге и, возможно, Оке. Гарнати называет волжскую воду чёрной. Такой цвет она обрела не после создания водохранилищ, как можно подумать. Её черноту можно увидеть на картинах художника Дмитрия Архангельского первой половины XX века и в описаниях писателя Сергея Аксакова XIX века. В связи с этим к Волге вполне применимо название «чёрная вода» или Карабулак, которое носил прибрежный город. Корни «кара» (чёрный) и «ак» (белый) очень часто применялись в тюркской ономастике средневековья. Очень много имён ордынских феодалов, имеющих эти корни. В их числе и имена феодалов Среднего Поволжья XIV века. В верховьях древнего Итиля есть прямое разделение воды на «белую» и «чёрную» – река Белая и Кара-Итиль. «Белая вода» до сих пор имеется не далеко от Ульяновска – это впадающий в Волгу канал Ак-Булак в Казани. И, оказывается, название Синбирского городища Карабулаком напрямую связано с историей основания Казани и с утраченными ныне историческими сочинениями ханского периода. История ал-Гарнати о чёрных змеях в реке, его рассказы о древних черепах и бивнях в Булгарии перекликаются с «Казанским летописцем», автор которого жил при дворе казанского хана в первой половине XVI века. Неизвестный русский книжник ссылается на казанские летописи и устные рассказы татарской знати и повествует об основании Казани. По его версии, город основан наследником Батыя – царём Саином – в XIII веке. По легенде на месте города было змеиное гнездо, в котором главный змей имел две головы – драконью и бычью. Местный кудесник смог сжечь гнездо и очистить местность от змей. Казань формировалась в XII-XIV веках и возвысилась во второй половине XIV века, когда она впервые попадает на страницы русских летописей и на карту Пицигани (без названия, либо под ошибочным названием Кострома, либо просто под названием «крепость» – интерпретации разные). К этому периоду и следует относить легенду о двуглавом змее, связанную с «чёрной» и «белой» водой. В славянской топонимике, например, «чёрная» и «белая» вода также связаны с драконами и змеями: течение рек разделялось на «чёрное» и «белое» по порогам, на которых по преданиям в древности произошла битва со змеем. Доказательством правдивости таких легенд для древних народов были ископаемые кости древних ящеров. В районе Ундор таких доказательств предостаточно. Это даёт основания для того, чтобы связать «чёрную воду» симбирского Карабулака с древней доисламской мифологией булгарского населения, которая ещё была актуальна в XII-XIV веках. Если Казань была очищена от змей и там имеется название Ак-Булак, то Симбирское Поволжье вплоть до XIX века было наполнено рассказами о водных чудовищах-великанах, которым в Волжской Булгарии приписывали ископаемые черепа. Симбирская область Что касается достоверности «летописи», то можно с уверенностью сказать, что это суфийский источник со всеми признаками традиции накшбандийского тариката (ордена) суфиев. В связи с этим сведения об Идрисе и Синбире могут восходить как ко времени распространения суфизма в покорённых Тамерланом землях (XV век), так и к суфийской традиции XVIII-XIX веков. Возможно, имя Шарафа ад-Дина, которое носили два крупных исламских историка XV-XVI веков было прикреплено к суфийскому историческому сборнику уже в новейшее время – в период контактов татарских и среднеазиатских суфиев во время хаджей через Турцию. Здесь важно, что сами татарские суфии середины XIX века, от которых Невоструев, вероятно, и получил сведения по истории, датировали существование города Синбира XV веком. Заподозрить Капитона Ивановича в фальсификации «летописи» нельзя: во-первых, он был прекрасным источниковедом, во-вторых, он полностью доверял «летописи», датировав вслед за ней жизнь Ходжи Ахмед Ясави XIV веком. На самом деле Ясави жил в XI-XII веках и известен как основоположник тюркского ислама и его проповедник среди половецкого населения. Вполне логично предположить, что Синбир возник на месте разрушенного Карабулака на рубеже XIV-XV веков и просуществовал не слишком долго, так как уже в конце XVI века его называли «городищем», то есть заброшенным городом. Возлагать ответственность за разгром Синбира на Ивана Грозного в 1552 году не стоит. Скорее всего, город окончательно пришёл в упадок во время борьбы за поволжские земли между многочисленными наследниками ханов Золотой Орды в XV-XVI веках. На смену Синбиру пришло «татарское городище» в районе будущего русского города, на границе арбугинской и ундоровской областей. Дело в том, что для казанских ханов с юга исходила серьёзная опасность со стороны конкурентов, поэтому вместо торговых городов на южных рубежах своих владений им нужны были города-крепости. Татарское городище на правом берегу Волги выполняло несколько функций: оно перекрывало путь к Казани по нагорной стороне в удобном месте сближения Волги и Свияги, а также контролировало Волгу и луговую сторону. Городище располагалось не на горе, а на берегу реки в месте, где заканчивалась протока Чувич – это позволяло с помощью огнестрельного оружия перекрывать реку. Вследствие этого здесь возникла переправа, контролировавшая жизнь в Синбирской области – улусе размерами в два дня пути. Крепость находилась аккурат в середине улуса, но на другом берегу. Так, по сути, была заложена современная топография Ульяновска. Град Синбирский От ханского периода русский город унаследовал лишь топографию и название. Вероятно, сохранялось старое территориальное деление. На территории, которая обозначена на карте XIV века как владения Арбухима, возникли арбугинские слободы. Бывшие владения татарского феодала Тагая дали название русской крепости. А Синбирская область дала имя Синбирску. Русский город был построен по тому же принципу, что и татарский городок, перекрывая сухопутные и водные пути. Однако, связь русского града Синбирского с левым берегом оказалась гораздо слабее, чем у его татарских предшественников. К XVIII веку симбирская топонимика закрепилась на правобережье: Симбирская черта, Симбирский уезд, Симбирская гора, Симбирка. О древнем Синбире напоминали лишь каменные развалины, ныне и вовсе скрытые водами водохранилища. Что же означает имя Симбирска, которое мы храним? Можно ли считать, что город назван в честь его основателя – булгарского князя? Столько существует версий о происхождении названия города, что, кажется, разобраться в это практически невозможно. Но, исходя из предложенной периодизации, можно смело отвергать монгольское, варяжское, мордовское, чувашское и даже булгарское происхождение названия Синбира. В XV веке эти народы просто не могли основать на руинах Карабулака новый город. В XV веке это могли сделать только татары, активно формирующаяся новая народность. Если бы Синбирск носил булгарское название, то оно восходило бы к периоду X-XIV веков. Ещё в XIV веке в языке булгар были заметны и домонгольский и кипчакский компоненты. В языке современных татар преобладает – кипчакский. Это нельзя не связать с распространением суфизма с помощью оружия Тамерлана. Вспомним, что Ходжи Ахмед Ясави, с которым татарские суфии имели сакральную связь («сильсиле»), говорил именно на кипчакском языке. В связи с этим нужно вернуться к словообразованию топонимов и этнонимов у тюркских народов. Булгарское происхождение слова Синбир предполагает, что речь может идти о корнях «ер», «дир», которые означают «род» и «земля», однако в древней Булгарии мы не находим таких этнонимов. Зато в половецкой степи, среди кипчаков, встречаются родовые названия схожие с именем Синбира, при этом корень «ир» означает «человек, муж». В «Слове о полку Игореве» среди тюркских союзников русских князей названы не только «топчаки» (единственный аналог в Древней Руси слову «кипчак»), но и «шельбиры», а также «ольберы». Кипчаки-ольберы (алперли) известны по нескольким источникам. Упоминается также и родовое имя Олбыр. Учитывая тот факт, что татарский язык отличается от булгарского именно кипчакским компонентом, нужно признать, что Синбир носил именно татарское родовое имя. Булгарским князем его назвал уже Невоструев, так как ни татарский историк XVI века, ни татарские информаторы Капитона Ивановича, уже не могут называться булгарами. И вполне логичным и исторически справедливым выглядит простая идея появления названия русского Симбирска из взаимодействия русских и татар в результате вхождения татарского государства в состав российского. Присоединение Казани не было захватом с уничтожением местного населения. Поволжье в период XV-XVI веков претерпело множество военных разорений и смен власти, поэтому население и города были очень редкими. Путешественники описывают только поля. Иван Грозный максимально сохранил уже существовавшие государственные отношения: от сословной структуры и привилегий до названий городов и областей. В современной карте легко узнаются следы средневековой истории вдоль Великого Волжского пути. Сергей Прозоров Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Прозорову
Материал очень интересный! Спасибо
Прозоров_С
Спасибо, старался. Хотя весьма поверхностно. В первом приближении.
Работяга
Вообщем все логично.
Виктор Каменев
Добротный материал, и, я бы сказал, вполне “евразийский”. Вспоминая Гумилева, годовщина смерти которого 15 июня, он призывал историков идти дальше описания исторических деталей, не бояться делать разумные выводы и обобщения, иначе их труд рискует утонуть в “мелочах жизни”. Без хоть какого-то философского обобщения история – мертва.
Прозоров_С
Спасибо. Гумилёв лишь озвучил очевидные вещи.
Виктор Каменев
Не за что. Желаю и вам озвучить очевидные вещи с таким же успехом, как это сделал Гумилев.
Прозоров_С
На лавры Гумилёва не претендую)
Виктор Каменев
Пока вы ни на что не претендуете…
Сергей
Есть и другие версии происхождения и местоположения предшественника Симбирска: http://www.ul.aif.ru/culture/article/26377
Многодетная
Удивительный материал, с удовольствием прочитала. Спасибо автору.
Прозоров_С
Спасибо. Нужно же когда-то написать историю Поволжья.
Автору
Не убедил.
Прозоров_С
В чём?
пешеход
1. Красный Яр, Крестово городище и т.д. все-таки это левый берег Волги, в тексте ошибка.
2. Казань начала формироваться как город в конце X века.
3. Очень слабо по археологии Симбирска. Конкретики почти никакой.
Прозоров_С
1. Согласен
2. Казань упоминается впервые в XIV веке. Формироваться она могла хоть с неолита. Чешская монета X века – не город.
3. Археология Симбирска начинается с XVII века, к теме не относится. Я не археолог, фундаментальных работ по археологии Поволжья нет.
Радий Губайдуллов
Фундаментальных работ по аржеологии Поволжья нет…”. Сергей, если есть время для чтения, я подберу Вам перечень фундаментальных работ по археологии Поволжья, в которых упоминаются, в том числе, памятники археологии, расположенные на территории Симбирской горы.
Культурный слой именьковского, булгарского, золотоордынского времени – V-XIV вв. встречается по улицам Гончарова, Радищева. Рылеева, Корюкина, Мира, бульвара Пластова и в других местах. Спросите любого местного археолога – они подтвердят…
Прозоров_С
Фундаментальных работ не должно быть много. Назовите одну!
Люди жили на территории Симбирска давно. Культурный слой есть. Но где же городище, о котором пишут в XVI-XVII веках? Если его разрушили, то где керамика и прочие атрибуты (может, вывезли)? Только русская керамика XVII-XIX веков.
Радий Губайдуллов
По какому периоду древней и средневековой истории Поволжья назвать Вам фундаментальную работу?
О Симбирском городище читайте здесь: “ВОЕННАЯ КАМПАНИЯ 1183 ГОДА В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ” (2002 г.) http://yadi.sk/d/XsZ1DTDR5k_Lm – в примечаниях.
Именьковскую и булгарскую керамику с Симбирского городища можете посмотреть в фондах Ульяновского областного краеведческого музея.
Прозоров_С
С Вашими работами я знаком. Но, при всём уважении, нельзя ссылаться доказывая свою правоту на собственные фундаментальные работы.
Радий Губайдуллов
Никогда не называл свои статьи о средневековом Симбере- Симбире фундаментальным трудом. В этих статьях я на основе всех доступных мне исторических источников попытался определить местоположение средневековой крепости-города и происхождение названия Симбирска.
Рекомендую Вам посмотреть следующие фундаментальные работы по археологии:
Археология СССР с древнейших времен до средневековья ” в 20 томах.
По Поволжью:
“История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней” в 4-х книгах;
“История татар с древнейших времён” в семи томах. Во втором томе интересная статья: “Великий Волжский путь. Торговые связи с Северной Европой и Востоком”. (А. Кирпичников, Ф. Хузин)
пешеход
1. Если вы не в курсе, города в Среднем Поволжье появляются только в X в. Ни неолит, ни чешская монета, ни другие находки не важны. Упоминания в письменных источниках важны только для историков, ну никак не для археологов.
2. Археология Симбирска начинается намного раньше, по крайней мере домонгол точно есть.
3. Фундаментальные работы есть, хотя бы труд Бурова Г.М.
Прозоров С
1. Значит, у города всё-таки есть признаки! Нельзя просто найти монетку, могилу или черепок, чтобы утверждать, что здесь был город.
2. Домонгол на территории будущего Симбирска есть. Но это не археология Симбирска.
Радий Губайдуллов
1. Есть много определений – что такое средневековый город. Мне нравиться вполне корректное: “город является более или менее стабильным поселением, где происходит перераспределение прибавочного продукта”. Поселения существовавшие на территории Симбирской горы в X-XIV вв. вполне подходят под это определение средневекового города.
2. Легко проследить живую непрерывную связь между существовавшими на Симбирской горе и в подгорье у Волги: булгарским городом-крепостью X-нач. XIII вв.; золотоордынским торговым городом XIII-XIV вв., разрушенным войсками Тамерлана в конце XIV века; татарскими, чувашскими, мордовским и русскими поселениями существовавшими в период Казанского ханства и позже, вплоть до строительства на Симбирской горе в 1648 году крепости «город Синбирской».
Радий Губайдуллов
Поэтому это, таки, археология Симбирска.
пешеход
Конечно, у города есть признаки. Есть набор функций. Если все-таки он назывался Симбер (что скорее всего так и было), не справедиво отказывать ему в истории, ну уж тем более в археологии. Наверное это уже археология Симбирска. Да и даже это опять не главное. Раскапывал же Вискалин ров симбирского кремля, кладбища и т.д. Вот это уже конкретика.
Прозоров С
Ну, господа, археологи. Скиньте ссылки на материалы раскопок городских поселений на территории современного Ульяновска. На вскидку не припомню что-то. “Синбирское городище” у Крестова Городища по археологическим признакам является городом? Носит оно название Синбирского?
пешеход
Будет сборник под рукой, скину. ближе к вечеру. Больше всего ордынских материалов было у И. Замалетдинова, он публиковал их в “Краеведческих записках”. Синбирское городище у Крестова городища несомненно городом являлось. Только как он назывался, большой вопрос.
Радий Губайдуллов
Крестово городище, в перевод с тюркского Тура Хач = крепость + крест, в русском произношении – Тухчин, упоминается в русских летописях под 1183 годом.
Прозоров С
Исключено. Русские знали город Тухчин. Потом заинтересовались, как это переводится на русский. Перевели и назвали своё село в честь развалин. А булгары называли свой город Хач, то есть по-армянски? Может это были православные армяне?!
Радий Губайдуллов
Сергей, прочитайте мои статьи – там всё это подробно изложено и о Тухчине тоже..
Я предлагаю – напишите и опубликуйте в научном сборнике свою статью о средневековом Симбирске и округе со ссылками на источники и литературу, и, таким образом, мы – исследователи, которым интересна данная тема, будем вести свои научные споры.
пешеход
Замалетдинов И. А. Археологическая паспортизация Ульяновска//Краеведческие записки. Выпуск VIII, Ульяновск, 1989 г.
Прозоров С
Спасибо. Конечно, читал раньше. Но, насколько помню, Замалетдинов не копал какое-либо городище на территории Ульяновска.
пешеход
Нет конечно, не копал. Не был он профессиональным археологом в полном смысле этого слова. Копать в городе вообще большая проблема. Но многолетние разведки в зоне строительства крайне важны. Вообще многолетние даже разведочные исследования позволяют говорить о времени функционировании поселений, это призано даже Н.А. Макаровым, директором Института археологии РАН. Все кто проводил “полноценные исследования” в городе, не булгарского, не ордынского почему-то не находили.
Прозоров С
Если будут площадь Ленина ремонтировать, нужно договориться с горадминистрацией и провести раскопки южной стены кремля и заодно копнуть глубже, посмотреть а вдруг там и, правда, булгарский город и волок викингов. А монетки по строительным траншеям искать – это не археология. Так и чешскую монетку найти можно.
пешеход
В том то и дело, что и по траншеям искать-тоже археология. Находки то не случайные, они из слоя. Главное слой надо было найти. А чешские монетки у нас в Ульяновской области и так уже есть:)
Николай Марянин
Вы пишете, что можно смело отвергать монгольское происхождение названия Симбирска… Позвольте не согласиться, как раз эта версия наиболее предпочтительна. Даже в топонимике современной Монголии имеются сегодня и город Симбир, и село Симбир, и гора Симбир… А само слово Симбир в переводе с монгольского языка означает “священная гора”, где они ставили свои храмы и кумирни. Вполне логично, что во времена Золотой Орды монголы могли основать такое священное место и здесь, на высоком волжском венце, и называть его на свой манер – Симбир. Так могла возникнуть и крепость, и город, которые затем были разрушены в междоусобных войнах. Собственно, карта братьев Пицигани 1367 года как раз подтверждает эту версию. На этой карте на правом берегу Волги как раз на месте нашего города указан топоним Сasar de sancoga, который специалисты переводят как “город священной горы”. То есть, можно предположить, что когда братьям Пицигани сообщили о крепости Симбир, они спросили, что означает это название, и им перевели, что Симбир – это священная гора. Тогда они и записали на карте топоним по-итальянски, как Сasar de sancoga – город или крепость Священная гора… Когда уже не было города, это место жившие здесь люди продолжали называть Симбирская гора, то есть та же самая священная гора, что и засвидетельствовал в своём дневнике и на карте Олеарий. Проплывал он здесь дважды – в 1636 году вниз по Волге и 1638-ом – вверх по Волге, оба раза заносил сведения и в дневник, и в карту. Окончательный вариант карты рисовали уже в Германии по запискам Олеария, через несколько лет, потому и попутали берега, в результате город Simberskagora оказался на левом берегу Волги, как, впрочем, и ещё несколько топонимов выше по реке. А уже через 10 лет сюда пришёл Богдан Хитрово и дал построенной крепости название, услышанное от местных жителей.
Прозоров_С
Для монгольского происхождения названия Симбирска нужны:
а) монголы
б) монгольские верования в Поволжье
в) городище или капище на горе.
Ничего этого нет. Возможно, пока.
Пицигани не были в Поволжье. Никто из исследователей, в том числе истории Золотой Орды не смог перевести надпись “Сasar de sancoga”. Считать, что “san” – это “святой” можно, но кто такой святой “Кога”?
Надписи со словом cazar написаны другим цветом, чем надписи городов, и не снабжены значками городов.
Карта Олеария не основана на его записках, она гораздо подробнее. И если Синбирская гора была на правом берегу, то почему Синбирское городище – на левом?
Радий Губайдуллов
Вопросы местоположения и происхождения названия средневекового города Симберская гора (Симбер, Симбир) рассматриваются во могих моих опубликованных статьях. Например; “О СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ СИМБЕРСКАЯ ГОРА” (2003 г.) http://yadi.sk/d/6b-uj77v5k_My; “ВОЕННАЯ КАМПАНИЯ 1183 ГОДА В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ” (2002 г.) http://yadi.sk/d/XsZ1DTDR5k_Lm – здесь о средневековом Симбере читайте в примечаниях.
Николай Марянин
Нужны монголы? Они здесь были во времена Золотой Орды, и даже остались, более 20% современных татарах имеют монголоидные черты лица и строение черпа. Те же монголы дали название селению Ундоры, с монгольского “ундэр” – высота, возвышенность, высокий. Культурные слои времён Золотой Орды на территории нашего города тоже есть.
Где были и где не были братья Пиццигани, история умалчивает, о них вообще мало что известно. Даже если они перерисовали с чужой карты, это сути не меняет. А надпись Сasar de sancoga специалисты перевели, об этом есть информация в интернете. У Олеария в записках Simberskagora расположена на правом берегу Волги, а на карте ошибка, мне известны ещё как минимум два селения с этой карты на левом берегу, которые на самом деле были на правом.
Прозоров_С
Монголойдные черты имеют и эстонцы, но это никак не соотноситься с их языком, так как расы возникли гораздо раньше тех времён, о которых мы говорим. Для оправдания монгольской топонимики, которая может быть объяснена из тюркских языков, нужны другие источники – письменные или археологические. Их нет. Между Батыем (явным монголом) и основанием Симбирска прошло 400 лет. Нужно постараться доказать, что всё это время монгольское название сохранялось.
Почему записки Олеария более достоверны, чем карта Олеария? Карта – подробнее.
Так что с Синбирским городищем делать? Не было его у Красного Яра?
Радий Губайдуллов
Монголоидность монголоидности рознь. Монголоидность центральноазиатского типа, характерная для средневековых и современных монголов, у современных поволжских татар не наблюдается. Основная масса монголов после походов откочевала в центальноазиатские степи, а оставшиеся быстро растворились среди половцев, которые и составляли большинство населения Золотой Орды. Все местные топонимы, которые Бенедикт Барашков пытался обьяснить на основе монгольского языка, легко обьясняются на основе языков народов Поволжья, в том числе и Ундоры.
Жан Миндубаев
Все -таки , Красный Яр и Крестово городище находятся на ЛЕВОМ – а не на ПРАВОМ берегу Волги…М-да…
Око
Побольше бы таких статей! Благодарю за уникальную для меня информацию о городе
Оксана
Спасибо за материал!!! Приятно и интересно читать. Много нового для себя отметила и с удовольствием бы прочитала еще