Или, когда был основан Симбирск?

История Поволжья тесно связана с Великим Волжским путём. Но некоторые периоды его функционирования незаслуженно забыты историками. Мы почему-то стесняемся говорить о времени, предшествующем основанию Симбирска. Это порождает псевдонаучные мифы и легенды, которые, переходя из поколения в поколение, заменяют нам подлинную историю.

Археологи идут за легендами
Актуальность вопросу об основании Симбирска придаёт спор наших самарских коллег-историков, которые ломают копья по поводу даты основания Самары. По итогам прошлого археологического сезона нашлись те, кто оспаривает прежнюю точку отсчёта истории города, основанного русскими в 1586 году. Масла в огонь подливает изображение крепости в районе волжской луки на итальянской карте братьев Пицигани 1367 года. На ней за два века до прихода русских был обозначен город с именем Самар. Русская легендарная традиция также подтверждает, что в 60-х годах XIV века на месте Самары находилось портовое место, где останавливался митрополит Алексий, путешествовавший в столицу Золотой Орды город Сарай. Археологи смогли обнаружить в десяти километрах от центра Самары и поселение XIV века, которое вполне могло быть тем портом, который обозначили итальянские картографы.

Симбирская история куда сложнее. Первая карта, на которой обозначено поселение Симбирская гора, относится к XVII веку. На карте Олеария обозначены очертания городских построек на левом берегу Волги. Устные же сопровождения карты говорят о Симбирской горе на правом берегу, а позже, в XVIII веке, напрямую связывают это древнее поселение с русским Симбирском. Схожесть с самарской историей в том, что легенда относит существование города к XIV веку. В ней говорится, что некогда цветущий волжский порт был разрушен грозным Тамерланом. Ульяновские историки и краеведы уже несколько веков ведут спор о том, где и когда стоял этот город. Часть исследователей убеждена, что булгарский Симбирск стал основой для русской крепости, построенной в 1648 году, а, значит, Ульяновску в этом году исполняется не 365 лет – он древнее, как минимум, на три столетия.

Синбирское городище было на левом берегу
Сразу разочарую сторонников теории древности Симбирска. У нас нет ни одного источника, который бы доказывал существование на территории будущей русской крепости булгарского или татарского города с названием, похожим на Симбирск. Спор о том, по какую сторону реки находились развалины древнего города, имя которого получил русский город, не имеет двух решений.

У нас есть карта, которая прилагалась к запискам Адама Олеария, путешествовавшего в наших местах в 1636 году. В тексте Олеарий указывает, что руины городов «Симберска гора» и Арбухим находятся на правом берегу Волги, и «Симберска гора» – это дальнее по ходу движения городище. И та и другая информация в записках про симбирские развалины при сравнении с картой оказываются неверными. По ходу движения Арбухим, а не Симбирск был более дальним. Так что записки Олеария не совсем точны.

Другое дело – карта. Она не составлена на основе записок, а является самостоятельным источником, представляющим уникальную и картографически более точную информацию. На ней обозначены городища «Ундоровска гора» и Арбухим на правом берегу, а «Симберска гора» – на левом. Самостоятельность карты подтверждает наличие других её копий, помимо записок Олеария (например, карта Эриха Пальмквиста, 1674 г).

Достоверность сведениям карты придаёт, во-первых, совпадение с археологическими объектами на территории Ульяновской области, а, во-вторых, с русскими актовыми источниками XVI-XVII веков. В 1597 году крещёному татарскому князю Якову были переданы земельные угодья его отца на левом берегу Волги от нынешней Старой Майны до Красного Яра. В актовых документах южная граница владений привязана к интересующему нас городищу – «нижняя межа по Красной Яр, повыше Синбирскаго городища».

Два независимых источника говорят о том, что поселение с именем Синбирское городище находилось на левом берегу южнее нынешнего Красного Яра, в районе Крестового Городища. Более того, русские документы знают старое татарское городище и на правом берегу, в северной части современного Ульяновска, но не называют его «симбирским». Его оборонительный вал тянулся от берега Волги, где находилось само городище, до истоков речки Симбирки. Примечательно, что русские называли этот ручей не Симбиркой, а просто Ключом, а гору, на которой стоял кремль, называли Венцом или просто Гора. Таким образом, никаких топонимов, связанных с Симбирском, кроме самой русской крепости на территории современного Ульяновска в XVII веке не было.

Тамерлан не разрушал Симбирск
Как быть с легендой о Тамерлане, который разрушил древний город? Во-первых, историки достоверно не знают, был ли на булгарских берегах Тимур собственной персоной. Его войска, вероятно, прошлись по левобережью в 90-х годах XIV века и достигли Булгара. Так что теоретически Синбирское городище могло оказаться на пути среднеазиатских захватчиков, и даже сам Тамерлан мог навестить этот богатый булгарский город.

О булгарском происхождении названия Симбирска говорят давно. Что оно означает, сказать трудно, но по словообразованию топоним Симбер схож с названиями древних булгарских городов Биляр, Булгар, Сувар и может относиться к самой ранней истории, так как схожие названия имели хазарские города на Северном Кавказе (Семендер), откуда пришли булгары, предки современных чувашей и татар.

Это в теории. Но если обратиться к письменным источникам, то никакого Симбера в Волжской Булгарии не найти!

В записках багдадского посла ибн-Фадлана, прибывшего на Волгу в 921 году, не упоминаются города, кроме Булгара. В XII веке арабский географ ал-Идриси перечисляет булгарские города, известные ему: Йасу, Мерджи, Эрнаса и Техшу. Арабами упоминается также город Сабун (Масуни), стоящий на горе. Среди этих городов мы не обнаруживаем Симбирска. Русская летопись в статье 1183 года о походе Всеволода Большое Гнездо на Булгар называет города Тухчин и Торцьк. Также в ней перечислены группы булгар, названные по городам: собекуляне, кусяне, челмата или темтюзи. Есть совпадения с арабскими источниками: Техшу – это или Тетюши, или Тухчин. Сабун может быть отождествлён с Собекулем. Но Симбера нет.

Наконец, на карте Пицигани, которая составлена накануне нашествия Тамерлана также нет Симбера, но на его месте имеется знак города и подпись. Исходя из прочтения карты, то, что в XVI веке русские называли Синбирским городищем, в XIV веке называлось Караболам.

Итальянцы на Волге
Некоторые наши самарские коллеги сомневаются в том, что на итальянской карте надписаны названия городов. Есть мнение, что подписи сделаны к многочисленным рекам, среди которых и река Самарка, а значки городов были пририсованы позднее. В доказательство приводится карта Фрау Мауро, где изображено очень много рек с похожими надписями. Следовательно, и Караболам вполне может оказаться притоком Волги с обычным тюркским названием Карабулак, что означает в зависимости от контекста «чёрная», «чистая» или «земляная вода». Такие гидронимы сохранились, например, в Саратовской области.

Однако, внимательно изучив источник, можно сказать, что он опирается на достоверные свидетельства очевидцев, путешествовавших по Волге в 1360-е года. К примеру, на карте точно для того времени отображено политическое значение Булгара и Казани (Нового Булгара). Четырнадцатое столетие было уникальным для путешествий итальянцев по нашим землям. Оказавшись в Крыму и на Тамани, генуэзцы стали налаживать контакты с русскими и татарскими землями, пользуясь хорошими отношениями с ханами Золотой Орды, которые руководили этой обширной территорией. Итальянские купцы из Крыма проникли даже в окружение Дмитрия Донского («гости сурожане»). В Москве и на землях севернее их интересовали соль, мех и рабы. О том, что среди информаторов автора карты Поволжья были, в том числе, и русские контактёры, говорит название города Джукетау, которое передано в русской транскрипции – Жукотин. В интересующий нас период московский князь пытался пробиться по Волжскому пути – его воевода, будущий герой Куликовской битвы, Дмитрий Боброк-Волынский совершил поход на Булгар, но закрепиться русским здесь не удалось. Вероятно, в поисках альтернативного пути в Сибирь, не через русские земли, итальянцы и оказались в Поволжье. Судя по степени подробности карты, они двигались через земли, прилегающие к Каспийскому морю: Северный Кавказ, Сарай и далее вверх по Волге.

Есть на карте следы взаимодействия путешественников и местного населения. Самарская Лука обозначена на чертеже как Остров. Позже русские также называли эти земли островом, что, видимо, отражает местную традицию. На самом деле «остров» омывается водой только с одной стороны, а не с двух, как показано на карте. Вероятно, путешественники-итальянцы по-своему интерпретировали местное название, придав ему соответствующие очертания. Это говорит о кратковременности контакта итальянцев и местного населения. Краткость взаимодействия подтверждается и тем, что на всех последующих картах никакой новой информации по сравнению с картой Пицигани не появлялось вплоть до XVI века. Кроме того, на карте Фра Мауро 1459 года многочисленные переплетающиеся реки в Поволжье, скорее всего, появились при неправильном прочтении одной из копий более ранних карт с нанесённой географической сеткой. Мауро принял в некоторых случаях сетку за реки, а названия карты Пицигани исказил.

Что может подтвердить, что итальянцы были в наших местах и данные карты соответствуют реальным городам XIV века? Дело в том, что на ней изображены в виде специальных значков известные нам по другим источникам города. На карте Фра Мауро и Самар, и Булгар, и Караболам (название написано как Караболин) также отмечены значками городов, что говорит об их наличии на копируемой, более ранней, карте. Кроме того, сама карта Пицигани является портуланом, то есть картой портов для купцов и других путешественников. Именно для практического применения в районе Самарской Луки на карте сделана пометка «очень разбойное место». Из русских легенд можно легко догадаться, что этим местом были Жигули и прилегающие к ним земли, где казаки и разбойники хранили награбленные сокровища. К примеру, сенгилеевская легенда рассказывает о Кудеярове городке, в котором жили татары-разбойники. Находки на этом городище говорят, что город существовал во второй половине XIV века. Сам Кудеяр упоминается впервые уже в XVI веке Иваном Грозным. Так что грабили на Волге не только итальянцев.

Иван Грозный был казанским ханом
Интересно, что авторы карты Пицигани применяли к булгарскому Поволжью особое обозначение географических объектов – слово «казар» (casar) с частицей de перед именем собственным. Например, на месте Арбухима на карте есть надпись casar de arabus, что перекликается с названием реки Арбуги – Арбушка. Напротив Болгара есть надпись «locasar deboca». Скорее всего, термин casar обозначал поселения или владения (casa по-итальянски означает «дом», «учреждение», «род», «предприятие»), а Болгар выделен особым термином, так как он являлся столицей. Надписи casar не снабжены значками городов. Напротив Карабола, который имеет обозначение города, есть надпись на правом берегу Волги casar de sancoga. Если она обозначает отдельное поселение, то вероятно относится к Ундоровскому городищу. Применение специального термина для обозначения географических объектов на территории Булгарии говорит о существовавшей там единой системы территориального управления, о которой сообщали проплывавшим путешественникам.

Оказывается, аналогичные сведения сохранили для нас и русские путешественники конца XIV века. Митрополит Пимен, описывая свой путь в Царьград по Дону, называет мелкие татарские владения, которые тянулись по берегам реки на один-два дня пути. Эти небольшие улусы, вероятно, формировались по тому же принципу, что и русские уезды – день пути вокруг какого-то опорного пункта. Так вот, уже упомянутые выше владения отца крещёного татарского князя Якова, полученные после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, по размерам являлись таким же улусом, как и описываемые Пименом в конце XIV века. Ничего нового казанский царь Иван не придумал.

Вероятно, вместе с системой городов на побережье Волги улусы составляли основу территориального деления Поволжья в ханский период истории. Синбирское городище и Старая Майна отстоят друг от друга как раз на два дня пути, являясь пограничными пунктами заволжского улуса. Его центром географически являются нынешние Чердаклы, название которых означает «дом». Пограничные города были удобны для торговли, но для путешественников нужны были расстояния в один день, поэтому города чередовались на левом и правом берегу, образуя сеть ежедневных стоянок. Позже по такой же системе располагались русские «кабаки», где путешественники могли переночевать. На итальянской карте XIV века, таким образом, достаточно подробно, с ключевыми остановками, описан путь по Волге и Каме в Сибирь, откуда шёл поток серебра и меха, необходимый купцам.

Карте вполне можно доверять. Она входит в круг источников, схожих с утраченной картой к «Списку русских городов дальних и ближних» (не ранее 1387 г.), который считается надёжным источником и описывает территорию до реки Суры на востоке. Карта Пицигани описывает земли восточнее.

Чёрная вода
Почему же Синбирское городище XVI века за два столетия до этого называлось Караболамом, если мы считаем, что Симбер – это древнее булгарское название города? Оказывается, что и название Карабулак может быть не менее древним булгарским топонимом. От XII-XVI веков до нас дошли сведения, которые могут пролить свет на «тёмное» имя города. Скорее всего, оно связано с рекой, на которой город стоял, то есть с Волгой или небольшим её притоком.

В 1150 году арабский путешественник ал-Гарнати совершил сорокадневную поездку по Волге в Булгар. Ал-Гарнати зимовал в Булгарии, ознакомился с палеонтологическими находками, вероятно, в районе Ундор. Познакомился он и с местными историческими произведениями. Затем водным путём ал-Гарнати попал в Киев: «Когда я поехал в страну славян, то выехал из Булгара и плыл на корабле по реке славян. А вода ее черная, как вода моря Мраков, она будто чернила, но притом она сладкая, хорошая, чистая. В ней нет рыбы, а есть большие черные змеи, одна на другой, их больше, чем рыб, но они не причиняют никому вреда». Учёные считают, что арабский миссионер описывает путь по Волге и, возможно, Оке.

Гарнати называет волжскую воду чёрной. Такой цвет она обрела не после создания водохранилищ, как можно подумать. Её черноту можно увидеть на картинах художника Дмитрия Архангельского первой половины XX века и в описаниях писателя Сергея Аксакова XIX века. В связи с этим к Волге вполне применимо название «чёрная вода» или Карабулак, которое носил прибрежный город. Корни «кара» (чёрный) и «ак» (белый) очень часто применялись в тюркской ономастике средневековья. Очень много имён ордынских феодалов, имеющих эти корни. В их числе и имена феодалов Среднего Поволжья XIV века. В верховьях древнего Итиля есть прямое разделение воды на «белую» и «чёрную» – река Белая и Кара-Итиль. «Белая вода» до сих пор имеется не далеко от Ульяновска – это впадающий в Волгу канал Ак-Булак в Казани. И, оказывается, название Синбирского городища Карабулаком напрямую связано с историей основания Казани и с утраченными ныне историческими сочинениями ханского периода.

История ал-Гарнати о чёрных змеях в реке, его рассказы о древних черепах и бивнях в Булгарии перекликаются с «Казанским летописцем», автор которого жил при дворе казанского хана в первой половине XVI века. Неизвестный русский книжник ссылается на казанские летописи и устные рассказы татарской знати и повествует об основании Казани. По его версии, город основан наследником Батыя – царём Саином – в XIII веке. По легенде на месте города было змеиное гнездо, в котором главный змей имел две головы – драконью и бычью. Местный кудесник смог сжечь гнездо и очистить местность от змей.

Казань формировалась в XII-XIV веках и возвысилась во второй половине XIV века, когда она впервые попадает на страницы русских летописей и на карту Пицигани (без названия, либо под ошибочным названием Кострома, либо просто под названием «крепость» – интерпретации разные). К этому периоду и следует относить легенду о двуглавом змее, связанную с «чёрной» и «белой» водой. В славянской топонимике, например, «чёрная» и «белая» вода также связаны с драконами и змеями: течение рек разделялось на «чёрное» и «белое» по порогам, на которых по преданиям в древности произошла битва со змеем. Доказательством правдивости таких легенд для древних народов были ископаемые кости древних ящеров. В районе Ундор таких доказательств предостаточно. Это даёт основания для того, чтобы связать «чёрную воду» симбирского Карабулака с древней доисламской мифологией булгарского населения, которая ещё была актуальна в XII-XIV веках. Если Казань была очищена от змей и там имеется название Ак-Булак, то Симбирское Поволжье вплоть до XIX века было наполнено рассказами о водных чудовищах-великанах, которым в Волжской Булгарии приписывали ископаемые черепа.

Симбирская область
Если в XIV веке не было Симбирска, а был Карабулак, то почему Синбирское городище носит такое название? Здесь нам придётся обратиться ещё к одной легенде, которую сохранил замечательный учёный XIX века Капитон Иванович Невоструев. В разделе о Синбирском городище он пересказывает сведения неизвестной по другим источникам «татарской летописи», называя её «краткой булгарской летописью» Шерефа Еддина. Последнего он называет булгарским автором первой половины XVI века. В источнике говорится об истории булгарского суфия Идриса, который проповедовал в различных поволжских областях, в том числе и в Симбирской. Кроме того, Невоструев упоминает и татарское название города Синбир, полученное по имени основателя – «булгарского князя». По косвенным сведениям «летописи», время деятельности Идриса Невоструев определил между основанием Тамерланом в 1396-1402 гг. мечети над могилой Ходжи Ахмед Ясави (в Средней Азии) и основанием Новой Казани (по его мнению – 1445 год), то есть Синбирская область, по данным татарского источника, существовала уже после нашествия Тамерлана.

Что касается достоверности «летописи», то можно с уверенностью сказать, что это суфийский источник со всеми признаками традиции накшбандийского тариката (ордена) суфиев. В связи с этим сведения об Идрисе и Синбире могут восходить как ко времени распространения суфизма в покорённых Тамерланом землях (XV век), так и к суфийской традиции XVIII-XIX веков. Возможно, имя Шарафа ад-Дина, которое носили два крупных исламских историка XV-XVI веков было прикреплено к суфийскому историческому сборнику уже в новейшее время – в период контактов татарских и среднеазиатских суфиев во время хаджей через Турцию. Здесь важно, что сами татарские суфии середины XIX века, от которых Невоструев, вероятно, и получил сведения по истории, датировали существование города Синбира XV веком. Заподозрить Капитона Ивановича в фальсификации «летописи» нельзя: во-первых, он был прекрасным источниковедом, во-вторых, он полностью доверял «летописи», датировав вслед за ней жизнь Ходжи Ахмед Ясави XIV веком. На самом деле Ясави жил в XI-XII веках и известен как основоположник тюркского ислама и его проповедник среди половецкого населения.

Вполне логично предположить, что Синбир возник на месте разрушенного Карабулака на рубеже XIV-XV веков и просуществовал не слишком долго, так как уже в конце XVI века его называли «городищем», то есть заброшенным городом. Возлагать ответственность за разгром Синбира на Ивана Грозного в 1552 году не стоит. Скорее всего, город окончательно пришёл в упадок во время борьбы за поволжские земли между многочисленными наследниками ханов Золотой Орды в XV-XVI веках. На смену Синбиру пришло «татарское городище» в районе будущего русского города, на границе арбугинской и ундоровской областей. Дело в том, что для казанских ханов с юга исходила серьёзная опасность со стороны конкурентов, поэтому вместо торговых городов на южных рубежах своих владений им нужны были города-крепости. Татарское городище на правом берегу Волги выполняло несколько функций: оно перекрывало путь к Казани по нагорной стороне в удобном месте сближения Волги и Свияги, а также контролировало Волгу и луговую сторону. Городище располагалось не на горе, а на берегу реки в месте, где заканчивалась протока Чувич – это позволяло с помощью огнестрельного оружия перекрывать реку. Вследствие этого здесь возникла переправа, контролировавшая жизнь в Синбирской области – улусе размерами в два дня пути. Крепость находилась аккурат в середине улуса, но на другом берегу. Так, по сути, была заложена современная топография Ульяновска.

Град Синбирский
И старое татарское городище на месте Ульяновска не стало его началом. К моменту основания русского города оно было заброшено. Вероятно, это произошло сразу после присоединения Казанского ханства к России. По мнению дореволюционных историков, от прежних поселений на волжском берегу остались лишь группа мордовских рыбаков и могилы их исламизированных предков на Венце. За время между запустением татарского городища и основанием симбирского кремля на территории перед старым валом успел вырасти лес.

От ханского периода русский город унаследовал лишь топографию и название. Вероятно, сохранялось старое территориальное деление. На территории, которая обозначена на карте XIV века как владения Арбухима, возникли арбугинские слободы. Бывшие владения татарского феодала Тагая дали название русской крепости. А Синбирская область дала имя Синбирску. Русский город был построен по тому же принципу, что и татарский городок, перекрывая сухопутные и водные пути. Однако, связь русского града Синбирского с левым берегом оказалась гораздо слабее, чем у его татарских предшественников. К XVIII веку симбирская топонимика закрепилась на правобережье: Симбирская черта, Симбирский уезд, Симбирская гора, Симбирка. О древнем Синбире напоминали лишь каменные развалины, ныне и вовсе скрытые водами водохранилища.

Что же означает имя Симбирска, которое мы храним? Можно ли считать, что город назван в честь его основателя – булгарского князя? Столько существует версий о происхождении названия города, что, кажется, разобраться в это практически невозможно. Но, исходя из предложенной периодизации, можно смело отвергать монгольское, варяжское, мордовское, чувашское и даже булгарское происхождение названия Синбира. В XV веке эти народы просто не могли основать на руинах Карабулака новый город. В XV веке это могли сделать только татары, активно формирующаяся новая народность. Если бы Синбирск носил булгарское название, то оно восходило бы к периоду X-XIV веков. Ещё в XIV веке в языке булгар были заметны и домонгольский и кипчакский компоненты. В языке современных татар преобладает – кипчакский. Это нельзя не связать с распространением суфизма с помощью оружия Тамерлана. Вспомним, что Ходжи Ахмед Ясави, с которым татарские суфии имели сакральную связь («сильсиле»), говорил именно на кипчакском языке. В связи с этим нужно вернуться к словообразованию топонимов и этнонимов у тюркских народов. Булгарское происхождение слова Синбир предполагает, что речь может идти о корнях «ер», «дир», которые означают «род» и «земля», однако в древней Булгарии мы не находим таких этнонимов. Зато в половецкой степи, среди кипчаков, встречаются родовые названия схожие с именем Синбира, при этом корень «ир» означает «человек, муж». В «Слове о полку Игореве» среди тюркских союзников русских князей названы не только «топчаки» (единственный аналог в Древней Руси слову «кипчак»), но и «шельбиры», а также «ольберы». Кипчаки-ольберы (алперли) известны по нескольким источникам. Упоминается также и родовое имя Олбыр.

Учитывая тот факт, что татарский язык отличается от булгарского именно кипчакским компонентом, нужно признать, что Синбир носил именно татарское родовое имя. Булгарским князем его назвал уже Невоструев, так как ни татарский историк XVI века, ни татарские информаторы Капитона Ивановича, уже не могут называться булгарами. И вполне логичным и исторически справедливым выглядит простая идея появления названия русского Симбирска из взаимодействия русских и татар в результате вхождения татарского государства в состав российского. Присоединение Казани не было захватом с уничтожением местного населения. Поволжье в период XV-XVI веков претерпело множество военных разорений и смен власти, поэтому население и города были очень редкими. Путешественники описывают только поля. Иван Грозный максимально сохранил уже существовавшие государственные отношения: от сословной структуры и привилегий до названий городов и областей.

В современной карте легко узнаются следы средневековой истории вдоль Великого Волжского пути.

Сергей Прозоров