Виктория Чернышева
В правительстве Ульяновской области утвердили закон “О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов”. В ближайшее время его рассмотрят депутаты регионального заксобрания. Это первый в России документ, устанавливающий “правила игры” на рынке органической продукции: на федеральном уровне подобный закон еще не принят.

Как предполагают разработчики – региональный минсельхоз – в силу он вступит с 2014 года.

“Территория органик”
Закон Ульяновской области определил основные понятия, по которым придется работать аграриям. По нему, органический продукт должен быть произведен или переработан на территории региона без применения генетически модифицированных организмов, антибиотиков, ядохимикатов и минеральных удобрений, в соответствии с правилами органического производства, которые установлены международными стандартами (в частности, европейских стран, которые считаются наиболее строгими). После того, как в России разработают собственные стандарты, производители органической продукции будут следовать им.

Предприятия включат в специальный реестр, являющийся государственной информационной системой Ульяновской области.

При наличии всех необходимых документов, подтверждающих, что продукт действительно экологически чистый и соответствует требованию стандартов, предприятию или индивидуальному предпринимателю присвоят статус “Органик-производитель”. Лишиться его можно, если даже одно звено технологической цепочки будет нарушено, либо работа предприятия по каким-то причинам будет приостановлена, его признают банкротом и так далее. Подтверждать статус нужно будет каждый год.

Со своей стороны, региональное правительство намерено оказывать производителям органической продукции поддержку в виде разнообразных преференций: компенсировать в размере 50 процентов затраты на сертификацию производства (ее стоимость, на один вид продукции – может доходить до 30 тысяч рублей), освобождать от налога на имущество. А также оказывать информационную и методическую поддержку. Под ней подразумевается формирование и ведение базы неиспользуемых земель (бесхозных или находящихся в собственности муниципалитетов), пригодных для производства органических продуктов; оказание помощи в сертификации; организация выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий и так далее.

– Сертификацией производителей будут заниматься независимые центры, европейские и американские, представительства которых есть в России. Этот список будет отдельным реестром вывешен на сайте регионального минсельхоза. Думаю, что введение закона может вылиться в рождение шикарного бренда: Ульяновская область – территория органик. Мы планируем в ближайшее время начать работу над логотипом, упаковкой для органических продуктов и так далее, – рассказал министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин.

Оптимальный баланс
Толчком для разработки закона, о необходимости которого на федеральном уровне говорят давно, стал приход в Ульяновскую область крупного инвестора – американской компании “Moloko Holdings, Inc.”. Американцы вложат в строительство экофермы на пять тысяч дойных коров и молокоперерабатывающего завода (производительностью 150 тонн молочных продуктов в сутки) более шести миллиардов рублей. Инвесторы намерены использовать признанные во всем мире технологии получения и упаковки натурального молока. Запуск производства намечен на 2016 год. Подтвердить, что выпущенный продукт действительно, в полной мере, можно считать органическим и реализовывать его в этом статусе, в том числе, за рубежом, можно будет в рамках нового закона.

– Фактически, логотип, обозначающий “эко-продукцию”, есть во многих регионах. Но до сегодняшнего дня не было узаконенных правил для тех, кто наносит на свою упаковку такую марку, – говорит руководитель Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области Руслан Кантемиров. – Так что мы не первые, но продвинулись дальше всех.

Органическая продукция имеет свои особенности: так как в ней нет консервантов, она хранится меньше. Из-за отсутствия красителей такие продукты могут выглядеть менее привлекательно, чем те, что сегодня представлены на прилавках. Однако спрос на органик растет с каждым годом. Он пользуется популярностью в крупных городах, миллионниках, где платежеспособность покупателей выше. Главная целевая аудитория – беременные женщины, кормящие мамы, а также те, кто целенаправленно заботится о своем здоровье.

– По оценке Euromonitor international, в 2012 году рынок органического сельского хозяйства в России составил около 4,5 миллиарда рублей. Но эта цифра учитывает только тех производителей, которые сертифицированы по европейским стандартам. По нашим же оценкам рынок продукции, произведенной натуральным путем, составил более 1,5 триллиона рублей (при том, что, весь рынок сельского хозяйства оценивается примерно в 3,4 триллиона), – говорит исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский. – Большая часть из тех, кто производит продукцию не промышленным путем – это фермеры, сельхозкооперативы, личные подсобные хозяйства. Для них перейти на органическое производство несложно – они уже делают полуэкологически чистый продукт. Мы больше волнуемся за бюрократическую административную нагрузку. Она не должна быть неподъемной – настолько, чтобы погубить благие начинания. Да, процесс производства органической продукции нужно формализовать, но формальность не должна погубить дело. Нужен оптимальный баланс.

По словам Любоведского, как производитель органической продукции, Ульяновская область имеет хорошие перспективы.

– Основной потребитель органики – это Москва и, уже меньше, Петербург. Но если мы говорим о рынке России, то центром органического сельского хозяйства мне видится именно Ульяновская область. Это центр Поволжья. Регион может стать узлом для товаропроводящих путей. Мы даже думаем о создании здесь нашего офиса, который бы работал на Россию, – отметил исполнительный директор Союза.

Психология земледелия
Еще один плюс Ульяновской области – наличие чистых земель, которые давно не знали удобрений (в Европе, например, такой ресурс давно в дефиците) По словам Александра Чепухина, в регионе на данный момент их порядка 150 тысяч гектар. Плюс, те, которые не использовались в течение трех последних лет – их тоже можно будет сертифицировать под органик.

– Думаю, “пионерами” органического земледелия станут не более пяти – шести хозяйств, плюс американский инвестор, – отмечает министр. – В принципе, от величины компании ее успех в этой сфере не зависит. Это не просто другая технология, а совершенно иная психология земледелия. Но мы все же больше ориентируемся на мелких товаропроизводителей. Практика всего мира – экологической продукцией занимаются именно они.

Сами аграрии считают, что произвести “органик”-революцию будет сложно. Но вполне реально. Главное – найти покупателя.

– У нас есть земли, которые еще с момента закупки так и остались невозделанными – примерно 400 гектаров. С весны хотим их очистить и попробовать использовать. Засеем тем, что выгодно – пшеницей, ячменем, возможно, какой-то другой культурой. Затрат, конечно, будет намного больше, а урожайность, без применения удобрений, получится меньше. Так что чтобы окупить затраты, цена должна быть стабильной. Будем исследовать рынок, искать покупателей, – говорит глава фермерского хозяйства Николай Волынщиков.