Уже который год лето в Ульяновске всенепременно сопровождается звуком газонокосилок. Под их ножи попадают не только газоны, но и «дикий» травостой в парках и зеленых зонах. После покосов порой вместо зеленой травы остаётся пыльный пустырь с горами неубранного сена. Кто, зачем и как косит в Ульяновске? Мы разобрались в этом вопросе.

Старая проблема

На входе в сквер, что на Северном Венце, висит аншлаг с правилами особо охраняемой природной территории, которой является сквер. Среди прочего правила строго-настрого запрещают собирать цветы и беспокоить животных. Сразу за аншлагом двое «озеленителей» с мотокосами под корень срезают травостой вместе с цветами и всеми возможными животными.

Через неделю после этой картины зелени в сквере явно поубавилось – вместо пусть дикого, но газона, теперь желтая сухая трава. Часть уныло торчит из земли, а часть сеном лежит поверх.

Подобная ситуация не единична. Как рассказала нам защитница зелени из Нового города Наталья Лазарева, с «газономогильщиками» она борется уже не первый год. Поводом послужило полное выкашивание газона перед её домом, когда растительность была практически уничтожена. Та же ситуация, по словам Натальи, и в этом году, причем почти во всех зеленых зонах города, до которых дотянулись руки людей с газонокосилками.

Причина в том, что трава срезается фактически под корень и затем не убирается.

«С помощью покосов достигается обратный эффект. Газоны нужны, чтобы задерживать пыль, а после их «обработки» получается обратное – они сами становятся источниками пыли» – отмечает председатель комиссии по охране растительного и животного мира, созданию и функционированию особо охраняемых природных территорий Экологической палаты Ульяновской области Андрей Масленников.

Господин Масленников отмечает, что это касается в первую очередь так называемых «русских газонов», то есть тех, которые растут сами. По словам нашего собеседника, косить дикие газоны вовсе не обязательно. Если же это делать, то делать правильно – соблюдая сроки кошения и четко выдерживая высоту покоса. Иначе вместо газонов мы и получаем безжизненные пыльные пустыри.

Вопрос не нов. 31 мая прошлого года Экологическая палата проводила специальное заседание, посвященное городской зелени. Был на нем и губернатор области Сергей Морозов, среди прочих поднимался и вопрос по покосам травостоя. По словам Андрея Масленникова, господин Морозов даже дал поручение разобраться с проблемой, но все заглохло.

В появившемся по итогам заседания распоряжении губернатора «О дополнительных мерах по защите зеленых насаждений», опубликованном 1 августа прошлого года, про защиту травостоя нет ни слова.

Нормативная база

Впрочем, плодить дополнительные нормативы не обязательно. Существует и действует приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», в котором четко прописано как и когда проводить травокошение газонов, в том числе и диких.

В принятых 1 апреля этого года новых Правилах благоустройства города есть прямая отсылка к этому документу. Именно им и должны руководствоваться те, кто занимаются уходом за зелеными насаждениями. В случае городских территорий общего пользования  это МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска».

На заседании Экологической палаты 31 мая прошлого года представителей МУПа спросили, какими нормативами они руководствуются при покосах травостоя в парках и зеленых зонах. По словам господина Масленникова, вразумительного ответа получить не удалось. Озеленители ссылались на какой-то старый ГОСТ и на внутренние правила.

Мы попытались узнать есть ли в МУПе какие-либо внутренние нормативы, которыми они руководствуются. К сожалению, ответственные лица от комментариев отказались. Мы отправили официальный запрос, но на него в настоящий момент пока так же не получили ответа.

Тогда мы переадресовали вопрос главному экологу города Даниле Урдину, который ответил, что по его данным никаких внутренних нормативов у озеленителей нет, и даже до принятия новых Правил благоустройства города они должны были ориентироваться на базовый документ – Приказ Госстроя.

Пункт 3.2.12. Приказа говорит, что естественную луговую растительность в парках и лесопарках можно оставлять в виде цветущего разнотравья или содержать как газоны. В этом случае первое скашивание должно быть проведено при высоте травостоя в 15-20 сантиметров, а остальные проводиться два раза в месяц. При этом травостой должен оставаться высотой 4-5 сантиметров.

По словам госпожи Лазаревой, все это не соблюдается – «косильщики объясняют, что косить на высоте 5 сантиметров им неудобно» . Явно не выдерживаются и сроки – косят естественную растительность обычно один, максимум два раза. В результате не получается ни «естественной луговой растительности», ни газона.

Более того, как утверждает господин Масленников, подобные покосы сильно меняют и видовой состав растительности. На смену выкошенным злакам приходят менее требовательные сорняки, способные пробиться сквозь неубранную сухую траву.

Косить выгодно?

Возникает логичный вопрос «а кто же должен контролировать исполнение нормативных требований?»

На этот вопрос Данила Урдин отвечает, что заниматься этим должен заказчик. Но кто он?

В соответствии с Правилами благоустройства это может быть управляющая компания в случае участка, прилегающего к дому, арендаторы, собственники и т.д. Но большая часть парков и зеленых зон все-таки относится к ведению муниципалитета. Заказчиком работ по озеленению, следовательно, выступает комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города.

При этом, по словам господина Урдина, в ведении комитета официально находится всего два парка! Остальные парки и зеленые зоны наш собеседник назвал «заброшенными». За чей же счет тогда работают на их территории муповские работники с косилками?

Оказывается, также за счет комитета, но оплачивается работа не целевыми платежами, а с помощью неких «допов», как назвал дополнительные платежи Данила Урдин. По словам нашего собеседника, МУП проводит необходимые работы, а затем затраты на них возмещаются этими дополнительными платежами.

Схема явно не выглядит прозрачной. Господин Масленников по этому поводу отмечает, что именно в этих дополнительных деньгах он и видит основную причину массовых покосов. «Это деньги, которые надо отработать» – утверждает наш собеседник.

При этом контроль за качеством работ заказчик фактически не осуществляет – ни одной документальной претензии со стороны комитета к МУПу нам обнаружить не удалось.

Неудивительно, что при такой схеме работы много и бессмысленно косить становится выгодно.

Разбор газонов

В ближайшую субботу для разбора ситуации Данила Урдин предлагает провести заседание рабочей группы в рамках городского экологического совета. В рамках заседания господин Урдин планирует, как минимум, донести до присутствующих требования нормативной документации.

Наталья Лазарева в результативности подобных собраний сомневается и планирует бороться за газоны другим способам. По словам госпожи Лазаревой, в настоящий момент она готовит иск в прокуратуру по поводу ситуации с газоном около её дома.

Стоит отметить, что борьба с газонокосильщиками в парках идёт во многих городах. Недавно борцы за зелень одержали первую крупную победу – в Москве ввели мораторий на покосы естественной растительности в парковых зонах.