В связи с приближением Сабантуя в очередной раз поднялась тема расформирования лицея номер 91 с татарским уклоном. На этот раз татарские общественные организации выделили проблему закрытия национального учебного заведения среди основных в письме депутату Государственной Думы Ильдару Гильмутдинову. Депутат собирается приехать в Ульяновск, чтобы разобраться в конфликте на месте.
91 школа с национальным уклоном была создана в Новом городе Ульяновска по инициативе общественных объединений татар в 2006 году при поддержке губернатора области. Подключилось и высшее руководство Татарстана, а также ульяновские бизнесмены из татарской диаспоры. Школе помогли организационно, деньгами и стройматериалами. Через несколько лет школа получила статус лицея.
К этому моменту в школе стали возникать проблемы с наполняемостью. В классах, в которых по нормативам должно обучаться 25 учеников, учились 17-20 – национальная татарская автономия не смогла найти достаточного количества учащихся.
Впрочем, по словам опрошенных нами родителей детей, которые обучались в 91 лицее, особого поиска и не было. Все наши собеседники узнавали про школу фактически случайно, а татарскую составляющую рассматривали как дополнительный плюс, выбирая школу как обычно – по территориальному признаку. В результате детей из других районов среди учащихся лицея в последние годы его существования практически не было. Полноценного общегородского детского национального культурного центра, каковым должна была стать школа, не получилось.
В результате, к 2012 году наполняемость школы снизилась уже до 14 человек в классе, что напрямую отразилось на заработной плате учителей. В мае прошлого года Управление образования города провело встречи с родительскими комитетами 91 и 64 школ и с трудовыми коллективами при участии председателей татарской и чувашской национальных автономий. Экономические аргументы закрытия 91 лицея не встретили у председателей автономий возражений. Было принято решение об объединении 91 лицея и 64 школы.
По мнению бывшего председателя родительского комитета лицея, основная масса родителей не высказывала серьезных возражений . «Все довольны, народ пассивный, татарский не хочет учить» – отметил наш собеседник.
Общественные организации, которые «проталкивали» идею национальной школы в 2006 году, с такой позицией не согласны. В феврале этого года представители девяти общественных организаций подготовили письмо в адрес губернатора Ульяновской области и руководителя Всемирного конгресса татар, в котором выразили недовольство закрытием единственной национальной школы в городе, где проживает более 150 тысяч татар.
По мнению авторов письма, малая наполняемость школы не может служить достаточным основанием для закрытия лицея, а лишь является признаком некачественной работы национальной татарской автономии, которая не смогла выполнить поставленную задачу по развитию национальной культуры на базе школы.
У проблемы оказался и важный политический подтекст. Закрытие школы произошло в период, когда по ближайшим регионам прокатилась волна массового закрытия татарских школ, которая вызвала серьезный резонанс. Несмотря на экономическую аргументацию закрытия 91 лицея, ситуация в Ульяновске попала в один список с аналогичными случаями закрытия школ в Башкирии и Татарстане. При этом, из-за того, что татарская школа в Ульяновске была единственной, её в целом ряде публикаций приводили как наиболее негативный пример угнетения права на национальное образование.
По словам родителя, который присутствовал на встрече по поводу объединения школ, об этом аспекте проблемы на совещании не говорилось. Тема важности школы как центра культурной идентичности оказалась задвинута за экономику.
В конце прошлого – начале нынешнего года по стране прокатился новый вал акций в защиту национальных языков и образования. В ноябре прошли пикеты в Уфе, в декабре акции в защиту родного языка прошли одновременно аж в семи республиках. В очередной раз, в связи с принятием поправок в закон «Об образовании», были подняты и проблемы «оптимизации» национальных школ.
Акции имели последствия – с начала нового года количество сообщений об оптимизации татарских школ в Башкирии и Татарстане явно уменьшилось. По-видимому, на положительное политические решение вопроса о восстановлении татарской школы в Ульяновске в этой связи рассчитывали и авторы февральского письма. Но решения принято не было.
В результате татарские общественные организации вынуждены были поднять проблему на федеральный уровень, обратившись к Ильдару Гильмутдинову – одному из самых уважаемых людей среди татарского народа, депутату Государственной Думы и председателю «Федеральной национально-культурной автономии татар».
Как сообщил нам сам господин Гильмутдинов, в настоящий момент он изучает все материалы, связанные с проблемой закрытия школы, но однозначное мнение ещё не сформировал. Как сообщил наш собеседник, с ситуацией он будет разбираться на месте. В ближайшее время он планирует изучить проблему, приехав в наш город лично.
иван
Учится в национальной школе не спешат, потому что это образование, будем честны, не конкурентно.