В последнее время редакция «Литературного Ульяновска» получила несколько вопросов от наших доброжелателей, которым не безразлична судьба журнала как проводника литературного творчества писателей к читателям. Другие – просят высказаться относительно региональной культурной политики, третьих возмущает, что Гончаровская премия присуждается неизвестно кому и непонятно за что. Каждый из этих вопросов может быть предметом отдельной дискуссии, но реальность такова, что сейчас большинство граждан предпочитает не ввязываться в прения, в которых одна из сторон всегда заведомо права, поэтому я взял на себя обязанность высказаться по заявленным темам.

О журнале «Литературный Ульяновск».
Сразу скажем, что «Литературный Ульяновск» сделал великое дело тем, что спас от забвения и смог вернуть читателям творчество неизвестных писателей-ульяновцев, которые не были изданы в советское время. Это – Геннадий Иванович Дёмин, Геннадий Семенович Лёвин, Пётр Трофимович Мельников, Пётр Алексеевич Шушков, Лев Николаевич Нецветаев, Владимир Петрович Родин. Журнал открыл и дал путёвку в творческую жизнь писателям нового поколения – Валерию Кузнецову, Татьяне Булатовой, Владимиру Коршунову. Мы опубликовали творческие биографии наших известных художников, несколько исторических и современных романов, повестей, пьес, много рассказов и стихов, то есть создали некий по-настоящему культурный массив, который оказался не нужен как раз тем, кто больше всех кричит о культуре.

Итак, «ЛУ» был создан инициативной группой ульяновских писателей в июле 2006 года. С 2010 года он издавался за счёт бюджета области. Всего вышли 24 книжки, в которых были напечатаны около 250 произведений авторов, отказавшихся от гонорара. Подготовка журнала (редактирование, вёрстка, компьютерный набор и др.) первых 12-ти номеров сделаны бесплатно, 12- ти последних – за очень небольшую оплату, но и это показалось директору ОГУ «МедиаЦентр» Д. Г. Иванову расточительством, и он самовольно не оплатил подготовку к изданию 2, 3,4 номеров за 2012 год, не предупредив гл. редактора журнала. Конечно, можно было затеять судебное разбирательство, но редакция восприняла эту безобразную выходку ульяновского интеллигента хладнокровно, поскольку было ясно, что властное самодурство будет продолжено. И мы не ошиблись. Приняв омовение в финансовом потоке оттяпанных у «ЛУ» в 2012 году средств на подготовку журнала, г-н Иванов поспешил порезвиться с более чем 200 тыс. руб., выделенных на 2013 год, путём перестройки издательского процесса. Он решил деньги «ЛУ» передать на выпуск другого издания, а журнал писателей ликвидировать.

Такова внешняя сторона дела. Напомним ульяновцам, что наш журнал стал первым в истории региона литературно-художественным изданием, который смог издаваться на протяжении семи лет без подсказки со стороны, зачастую за деньги авторов и немногих спонсоров. Ивановы нам не помеха, а кандидаты в комедийные литперсонажи. Журнал и в этом году будет издаваться, но, скорее всего, приобретёт форму авторского литературного альманаха-ежегодника.

Я в своё время предлагал губернатору начать издавать в Ульяновске полноценный литературный журнал, привлекая туда авторов со всего Приволжского федерального округа. Причем, такой, чтобы он распространялся по всем четырнадцати регионам ПФО, и чтобы авторам платили достойные гонорары. Вот это было бы реальным шагом к какому-то подобию столичного статуса Ульяновска.

ИТОГ: усилиями административно-креативной бестолочи талантливые писатели Ульяновска и других регионов лишены возможности печатать свои призведения в журнале, который, будь на то желание властей, мог бы стать знаковым культурным брендом Ульяновска.

Русская культура и креативная «вшивость».
Все мы со школы знаем, что «в человеке всё должно быть прекрасно…» Конечно, в благословленные будущие времена, кои обеспечат всесторонний расцвет человеческой личности, это неизбежно произойдёт. Но сейчас нам позарез нужно озаботиться о духовном здравии народа, чтобы в человеке всё стало, хотя бы НОРМАЛЬНО, чтобы каждый человек был практически здоров, терпим, чадолюбив и считал себя неотъемлемой частью своей национальной культуры, которую надлежит хранить и беречь как высшую ценность, но не «развивать», о чём твердят руководящие персоны западного толка.

В последнюю пятилетку Ульяновск, образно говоря, треплет лихорадка перманентного «культурного развития», и у многих возникает вопрос, а понимают ли наши доморощенные культуртрегеры, что такое культура?
Что это – площадка для демонстрации креативной резвости чиновников от культуры или вечно живые коренные смыслы бытия русского народа, которые порождены его историей, православной традицией и русской классической литературой?

Кстати, этими вопросами сейчас задаётся вся мыслящая Россия, поскольку русская культура почти полностью утратила национальную принадлежность, и о ней уже не вспоминают даже на заседаниях Президентского Совета по культуре. И вместо традицонной державообразующей русской культуры предпочтение, по факту, отдаётся так называемой современной культуре, основанной на абсурде. Чтобы в этом убедиться достоточно посмотреь телевизор, послушать радио, посетить места массовых зрелищ. И это происходит отнюдь не сучайно.

Ветер свободы и либерализма принёс в Россию многое из того, что можно назвать заразными заболеваниями, под влиянием которых народилась порода людей с непрекращающимся зудом в мозгах, насквозь поражённых, назовём это так, креативной «вшивостью». Не имея ни настоящего образования, ни ума, ни таланта, они, обуреваемые гордыней и несуразными амбициями, по любому поводу извергают креативную бестолочь, дурь и корчат из себя великих кормчих культурного строительства и в столице, и в отдельно взятом регионе.

От них креативная «вшивость» распространяется на всю властную вертикаль и подчиненные ей государственные институты. Все чешутся изо всех сил, выскрёбывая всякого рода почины, тренды, дискурсы, инновации, инициативы, амбициозные проекты и прочую словесную чепуху, чтобы прикрыть ею вопиющую несправедливость, беззаконие, воровство, унижение народа.

Поражённая креативной «вшивостью» современная Россия во многом утратила понимание Красоты, поскольку народ заставляют восторгаться тем, что не созвучно, несоразмерно, несочувственнно и даже отвратно человеческой душе. Везде и всюду воспроизводится и усиленно тиражируется пошлость, которая является начальной стадией абсурда. Поначалу она омертвляет духовно-материальный массив бытия, то есть то, что и есть культура народа. И этот процесс начинается с умаления боговдохновенного значения Красоты, которая составляет сердцевину всякой полнокровной культуры.

Поработившая Россию пошлость есть одна из корневых составляющих либерализма. Она прокладывает ему дорогу, вульгаризируя все основы и скрепы народной жизни, изгоняет из человеческих взаимотношений справедливость, честность, сочувствие, покаяние, прощение и подменяет их циничным расчётом. Если сейчас трезво оценить состояние народной нравственности, то нельзя не поразиться тому, сколь мало осталось в человеке святого и чистого, ещё не замазюканного пошлой плесенью креативной «вшивости» и нерасчёсанного до корост зудом толерантности, не оплёванного держимордами свободы слова для лжи, которая стала главной религией человечества.

Вот это и есть уже реальное на сегодняшний день РАЗВИТИЕ культуры, которое заключается в обыдлении народа по принципу: сначала всех разнуздать, а затем зануздать и поместить в заклятый всеми бесами огненный круг, чтобы полностью отвратить человека от Бога.

Амбициозное «кукареканье».
У нас любят отмечать памятные даты, и в этом году Ульяновск отметил своё 365 – летие со дня основания. Отметил скучно и пусто, потому, что в погоне за культурно – европейским брендом не создал ничего своего, кроме суеты и пустозвонства. Единственное известное мероприятие – проект «Гость города. Гость губернии», в рамках которого в течение году у нас будут организованы «встречи с известными российскими деятелями культуры, искусства, писателями, артистами, общественными деятелями».

Первым гостем проекта 23 апреля стал телеведущий, писатель, литературный критик, публицист Александр Архангельский. Спрашивается, кто сейчас вспомнит этого суетливого медиа-субъекта, которому Ульяновск до лампочки?.. Непосредственно на юбилей привезли «совершенно секретную» особу, журналиста Леонида Велихова, человечка со скомканным мышлением и явного неуча. Он исправно окормил ульяновцев своими антиисторичскими выдумками, получил нехилый гонорар и отбыл восвояси. Помнится, к 200-летию И. А. Гончарова так же приглашали каких-то знаменитостей, потратили на них деньги… и не издали ни одного местного автора. В прошлом году объявили о грядущем юбилее Н. М. Карамзина, но не о программе книгоиздания к этому событию. История родины «отца русской истории» никого не интересует, хотя в патриотах числят себя все, кто кормится от бюджета региона.

У нас культурная политика строится по принципу: чужим всё, своим – ничего, хотя давно пора внять словам И. А. Гончарова, что «Надо прежде делать для своего народа, потом для человечества, во имя человечества».

Своё единственное вменяемое литературное издание закрываем, как и программу книгоиздания местных авторов, а 500000 рублей вручаем автору двух посредственных повестушек Василию Дворцову. Спрашивается, почему даже не рассматривался вопрос о присуждении премии нашим достойным прзаикам Виктору Сергееву или Александру Никонову? Впрочем, оно и понятно, если взгляд постоянно направлен в сторону таких городов как Лондон, Париж, Берлин, то разве разглядишь под ногами писателя?.. Напомним, что советская власть тоже не увидела Солженицина, и так крепко об него запнулась, что расшиблась насмерть.

Памятуя об этом, нынешние амбиционеры и креативщики решили убрать русскую культуру и русскую литературу со столбовой дороги либерализма окончательно и бесповоротно. И они уже почти добились своей цели руками тех, кто руководит культурной политикой.
Как правило, почти все они – носители так называемого «клипового сознания», которое формируется, в свою очередь, под влиянием чиновного раболепия и массовой культуры: ТВ, рок – музыка, вульгарная эстрада, пошлые телесериалы, компьютеромания… при полном забвении русской классики. Клиповое сознание упрощает сложное, принижает великое и возвеличивает пошлое.
Доказано, что клиповое сознание не способно ни к анализу, ни к синтезу, это – ущербный рассудок, поскольку он не может воспринимать классические музыку, живопись, литературу, которые требуют сосредоточенности и умения делать выводы, и цепко держится за то, что ему кажется однозначным и понятным.

Наверно, нам уже поздно начинать «умно жить», к чему призывает нас народный писатель Василий Шукшин, но мы можем хотя бы трезво посмотреть на себя со стороны: все города России провинциальны, но Ульяновск не просто провинциален, а провинциален КРИКЛИВО, АМБЦИОЗНО, КРЕАТИВНО!!!

Региональная вертикаль отлично встроилась во всероссийский абсурд тем, что усвоила его базовый принцип: «Главное – прокукарекать, а там, хоть не рассветай!» Причём, эти «кукареку» адресуются сразу двум субъектам власти – Президенту и народу. Первого это «кукареканье» устраивает как гимн стабильности, а народу эти потешки не в новость. Он находится в состоянии оглушённости от развала державы, от повальной утраты совести и справедливости.

ПРИМЕЧАНИЕ: Более полные ответы на вопросы, поставленные читателями, можно будет найти в романе «Бесстыжий остров», который скоро появится в библиотеках Ульяновска.

Николай Полотнянко. «Бесстыжий Остров» (роман).
http://www.velykoross.ru/books/all/article_313/