Программа модернизации здравоохранения меняет медицину до неузнаваемости. Замечают это пациенты, ощущают и сами медики. Технический прогресс коснулся и ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска». У главного врача этого медучреждения Айрата Имангулова, на днях вернувшегося из Санкт-Петербурга со Всероссийской конференции руководителей служб скорой медицинской помощи, интересуюсь, как выглядит Ульяновская станция в сравнении с подобными учреждениями других регионов. Оказывается, приняв участие в правительственной программе модернизации здравоохранения, эта служба сделала рывок, определенно добившись успехов, и вырвалась вперед, обойдя некоторых своих иногородних коллег. Есть и дальнейшие перспективы… А пока взглянем на работу сегодняшней «Скорой» изнутри. Помогли в этом старший фельдшер Николай Савинов и врач Ринат Алтынбаев.
– Мы за весь коллектив можем сказать: прикипели к этой работе всей душой. В самом деле – если человек проработал на станции скорой помощи хотя бы три года, можно быть уверенным, что он останется здесь навсегда.
– Что нового привнесла модернизация в деятельность вашего медучреждения?
– Больше всего преобразования коснулись нашей оперативно-диспетчерской службы, что в общем-то изменило стиль работы всей организации. Именно там заложены основополагающие принципы работы «Скорой медицинской помощи».
– Когда я побывала в этом подразделении, меня удивило не столько техническое оснащение, сколько тот факт, что звонки принимают не технические работники, диспетчеры, а квалифицированные медработники – фельдшеры.
– Да, действительно. Их должность так и называется – фельдшер по приему вызовов. У этих людей есть практический опыт работы. Все это, включая приобретение нового оборудования и рост квалификации персонала, проходит в рамках модернизации здравоохранения, в части информатизации. У кого-то электронная регистратура, а у нас – автоматизированные диспетчерские. Это – целая система, которая помогает, исключив человеческий фактор, дать объективную оценку ситуации и сформировать повод к вызову. Мы опрашиваем позвонившего человека по алгоритму, заложенному программой, которая работает примерно в 200 регионах России, в Прибалтике, Казахстане.
– Как это выглядит на практике?
– Звонок по 03 поступает на пульт фельдшера по приему вызовов (все записи телефонных переговоров фиксируются), который, используя алгоритм опроса, уточняет адрес, основные симптомы заболевания и заполняет электронную карту вызова. В зависимости от тяжести заболевания, местонахождения пациента формируется повод к вызову. Все вызовы, в зависимости от повода, делятся на экстренные и неотложные. К экстренным относятся заболевания, несчастные случаи, травмы, отравления и другие состояния/требующие срочного медицинского вмешательства, к неотложным – внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, не сопровождающиеся угрозой жизни пациента и не требующие экстренной медицинской помощи. Неотложные вызовы могут передаваться в поликлинику по месту жительства или выполняются бригадами скорой медицинской помощи по мере освобождения от выполнения экстренных вызовов. Получивший высокую категорию срочности вызов становится поводом немедленной отправки бригады по этому адресу. Всего в городе – 42 бригады. В «пиковое» время (с 18.00 до 24.00) иногда почти одновременно принимаются 80 и более вызовов. Поэтому люди должны понимать: 03 – это в первую очередь спасение чьей-то жизни, и приоритет отдается выполнению экстренных вызовов.
Всей работой станции скорой медицинской помощи руководит старший врач оперативного отдела, который существует для того, чтобы вовремя направить бригады туда, где они особенно нужны. На компьютерах диспетчеры видят карту города, местонахождение бригады и цель ее передвижения. В случае необходимости, если в каком-то районе все бригады заняты, а в другом есть свободные, их направляют на помощь.
– У оперативного отдела еще есть какие-то функции?
– Старшие врачи подразделения -«мозг» оперативной службы. Современная техника позволяет нам дистанционно передавать ЭКГ. ТелеЭКГ это действительно рывок в кардиологии. Старший врач анализирует полученную информацию, дает совет по телефону фельдшеру, как поступить в той или иной ситуации. А за основу берутся стандарты медицины. Потом -транспортировка в ближайшее кардиологическое отделение или сосудистый центр, старший врач предварительно звонит туда, чтобы встречали.
– Все так волшебно и хорошо?
– Без проблем не обходимся. И они известно какие: нехватка кадров, ложные вызовы («скорую» не вызывали, не открыли дверь, нет дома и т.д.), пробки на дорогах. Принимаем все меры к решению проблем. Привлекаем новые, молодые кадры, решаем вопрос повышения зарплаты; объясняем людям, что один ложный вызов – это, может быть, чья-то потерянная жизнь, проводим рейды с ГИБДД по обучению участников движения приоритету проезда автомобилей «Скорой помощи». Введение системы диспетчеризации вызовов, получение новых автомобилей позволяют нам улучшить качество и повысить доступность скорой медицинской помощи населению города.
Елена ФЕДОРОВА
в газете на правах рекламы