Иван Скиртач
– Сергей Иванович, что, на ваш взгляд, стало ключевой темой 17-го Петербургского экономического форума?

– Центральным событием можно точно назвать то, что сказал Президент – львиная доля наших накоплений будет направлена на развитие инфраструктуры.

Теперь, когда можно рассчитывать на такие инвестиции, регион может взяться за реализацию нескольких крупных проектов. Первый связан с созданием музея СССР – грандиозный туристско-образовательный проект, который позволяет перенастроить всю инфраструктуру в региональном центре, городе Ульяновске.

И второй проект, по которому мы уже разработали все предпроектные решения, – “Аэротрополис”. Это будет современный аэропорт в часе летной доступности от Москвы, соответствующий требованиям 21-го века и нуждам авиационного кластера Ульяновской области. Мы будем создавать самый главный в России центр по транспортному авиастроению, центр по ремонту самолетов, техническому обслуживанию. Второе – там будет огромный комплекс объектов бизнес-инфраструктуры, в том числе экспо-комплекс. И третье – частью проекта является строительство жилого комплекса, рассчитанного на 150 тысяч человек, и включающего студенческий кампус.

– В какую сумму оценивается последний проект?

– Сложно сейчас назвать эту сумму. Полагаю, что мы пойдем по пути государственно-частного партнерства, поскольку нельзя взваливать все на плечи государства. Регион готов взять на себя обязательства по обеспечению проекта инженерной инфраструктурой, включая дороги, газ, освещение; в случаях государственной собственности – аэропорты и ряд других объектов. Остальные расходы – жилье, выставочный комплекс – возьмет на себя бизнес. Планируется, что 50 процентов инвестиций составит частный капитал, то есть, по предварительным расчетам, 70 миллиардов рублей.

Президент назвал в качестве одного из приоритетных российских проектов создание высокоскоростной железной дороги на Казань. Для нас этот проект тоже очень близок, мы обсуждали его на Петербургском форуме с руководством РЖД и Самарской области как региона, принимающего Чемпионат мира по футболу. Мы входим в число городов-претендентов на получение статуса тренировочной базы и базы размещения болельщиков, так как находимся от Саранска, Казани и Самары на расстоянии буквально около двухсот километров.

Руководство РЖД выразило заинтересованность в нашем предложении о строительстве высокоскоростной железной дороги в Ульяновск, и в ближайшее время Ульяновская и Самарская области должны провести очень серьезную работу для вхождения в этот проект. его значение сложно переоценить – это и существенные финансовые вливания в региональную экономику, новые рабочие места и, конечно же, значительное сокращение времени в пути до Москвы – с 16 до 4,5 часов. По моему глубокому убеждению, это совершенно другое качество жизни для любого жителя.

– Какие приоритеты были у Ульяновской области на форуме, и что было сделано?

– Мы приехали сюда, поставив перед собой несколько крупных задач. Первая задача – нам было нужно довести до логического завершения переговоры с рядом инвесторов и заключить соглашения. Предварительно мы планировали, что сможем подписать инвестсоглашения и завершить переговоры с восемью инвесторами. Не со всеми это удалось сделать, некоторые взяли тайм-аут, чтобы еще раз посмотреть на ситуацию в регионе. Но тем не менее результат более чем положительный – пять крупных инвестиционных соглашений на сумму, превышающую семь миллиардов рублей, Ульяновская область заключила именно в рамках программы форума. Кроме того, что благодаря этим проектам в области будет создано более тысячи рабочих мест, дополнительный стимул развития получат отрасли региональной экономики. Это обусловлено уникальностью новых инвестиционных проектов для нашего региона. Приведу пример. Несмотря на то, что Ульяновская область расположена на Волге, промышленная переработка рыбы у нас не развита, есть лишь небольшие предприятия в сфере малого предпринимательства. Теперь же, благодаря подписанному соглашению, эта отрасль будет развиваться.

Вторая задача заключалась в следующем. Гигантский проект, в котором заинтересована не только Ульяновская область, но и Российская Федерация – это единственная в России портовая особая экономическая зона, которую мы формируем на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Распоряжение федерального правительства о создании этой зоны было подписано еще в 2008 году, но воплощению наших планов в жизнь помешал мировой финансово-экономический кризис. Несмотря на колоссальную заинтересованность потенциальных инвесторов в реализации проектов на территории нашей портовой зоны, решения о финансировании инфраструктуры долгое время не было. Совещание, которое мы провели здесь, на форуме, и подписанное с Минэкономразвития соглашение позволяет нам приступить к строительству таможенной и инженерной инфраструктуры. Всего лишь через год инфраструктура особой экономической зоны будет сдана. Мы сразу же отправили сигнал нашим потенциальным инвесторам, и меньше чем через месяц, в середине июля три из семи резидентов выходят на строительные площадки. Они верят Президенту, они верят государственной власти, что позволяет нам начать гонку за потенциальными партнерами, соревнуясь с Китаем, европой, ОАЭ – странами, где такие особые экономические зоны есть.

То есть с уверенностью могу сказать, что задачи мы выполнили.

– Есть ли прогноз по инвестициям в особую зону?

– Объем инвестиций на сегодняшний день по подписанным проектам превышает пятьдесят миллиардов рублей. Семь проектов и шесть резидентов из России, США, Прибалтики, Южной Америки.

– Какие дискуссии в рамках форума показались вам наиболее актуальными для региона?

– Мы побывали на многих площадках. К примеру, для нас сегодня является интересным все, что связано с жилищным строительством. В советское время в Ульяновской области сдавалось чуть более 900 тысяч квадратных метров жилья, в 1990-х годах и начале двухтысячных был резкий спад до 70 тысяч квадратных метров. В этом году мы сдадим более 600 тысяч. Причем мы поставили себе конкретную задачу – выйти в течение трех лет на миллион квадратных метров жилья. Тем более это решает нам и вторую задачу — мы не хотели бы тратить государственные средства на снос аварийного жилья, а таким образом за счет программы реновации, сноса старого жилья и оказания помощи в обновлении инженерной инфраструктуры мы бы на этих площадях строили бы совершенно новые дома.

Я готовлю обращение к строительному бизнесу России, чтобы эти компании пришли работать в Ульяновскую область. С уверенностью заявляю, что мы готовы создать для них наиболее благоприятные условия. На высвобождаемых территориях планируется построить несколько миллионов квадратных метров жилья. В этом году мы уже подписали соглашение с московской компанией “Трансстройинвест”, объем строительства составит порядка 650 тысяч кв. метров.Также мы приняли участие в мероприятиях, посвященных проблемам малого и среднего предпринимательства. Я стараюсь внимательно следить за российскими и мировыми тенденциями в этой сфере, и меня очень заинтересовали успехи челябинских коллег, думаю, в ближайшее время посетим этот регион для обмена опытом. Сегодня 65 тысяч ульяновцев активно занимаются бизнесом. Мы бы хотели довести эту численность до 75-80 тысяч, поэтому отчетливо видим важность расширения спектра мер государственной поддержки и формирования системы создания благоприятного делового климата.

Ну и, конечно же, делегация Ульяновской области – авиационной столицы России – не могла пропустить мероприятия, посвященные развитию российской авиации.

– Как сложился диалог на форуме с потенциальными инвесторами?

– Если касаться именно Петербургского форума, здесь проходит много успешных переговоров, делегация области провела несколько десятков деловых встреч. Рассчитываю, что до конца этого года по трем-четырем договоренностям, достигнутым здесь, Ульяновская область подпишет инвестиционные соглашения.

Мы приложили много усилий, чтобы научиться выстраивать продуктивный диалог с бизнесом. Приведу несколько фактов в подтверждение того, что мы преуспели на этом поприще.если говорить об инвестициях в регион, то в ближайшее время состоится подписание соглашения о создании трубного завода. Это крупная немецкая компания, но мне пока не хотелось бы ее называть. Также ведутся переговоры с еще одной немецкой компанией о создании станкостроительного производства. У нас уже есть два проекта по созданию станкостроительных заводов, строительство одного из них – завода транснациональной компании «Гильдемайстер» – не так давно началось. Получается, что уже сейчас в этой отрасли просматриваются очертания кластера, по этой причине мы начинаем активно развивать учреждения профессионального образования станкостроительной направленности.

Что касается бизнес-среды как таковой, то согласно исследованию Всемирного банка Doing business мы занимаем первое место в России по обеспечению благоприятного делового климата. По темпам роста инвестиций мы продолжаем оставаться одним из лидеров в нашей стране. По итогам 5 месяцев 2013 года объем инвестиций составил 111 процентов к показателю за аналогичный период прошлого года. Я думаю, что в этом году Ульяновская область выйдет на объем в 81 миллиард рублей только прямых инвестиций. То есть на месте мы явно не стоим.