В то время как губернатор и федеральная власть пытаются вернуть сферу ЖКХ под государственное и региональное крыло – беспредел частных кампаний продолжается. Где его корни? Давайте вспомним недавнее время. Фактически попытка разгосударствления сферы ЖКХ стала новой мини волной приватизации, с присущим этому процессу беспределом. В ЖКХ ринулись авантюристы и бандиты – слишком жирный кусок лежал на поверхности, слишком легко давались эти деньги. Но пришли в отрасль и ответственные люди. Но насколько именно на них был расчет всей реформы, настолько же мало их в итоге в эту сферу пришло. Почему? Околокриминальным кругам, нахрапистым коммерсантам, авантюристам всегда проще. И государство не смогло поставить барьер ни им самим, ни выгодным им недальновидным вариантам решения проблем. Итоги чего мы пожинаем сегодня. И вы думаете все закончилось? Отнюдь: несмотря на все попытки власти, процесс пока продолжается. Иллюстрацией – простая история из сегодняшнего дня. Остается только надеяться, что курс федералов и губернатора на возвращение ЖКХ под жесткий контроль будет последовательно доведен до конца.
Сегодня мы публикуем историю Юрия Жукова – теперь уже бывшего честного руководителя одного из ТСЖ г. Ульяновска. Это человек со стержнем, каких в наше время мало. Он дорожит своей репутацией, поэтому согласился на интервью. От него мы узнали, что несовершенство российских законов, регулирующих сегодня жилищно-коммунальную отрасль, доставляет множество проблем не только рядовым собственникам, но и по настоящему ответственным руководителям управляющих организаций по всей стране. Ему слово:
– До недавнего времени я являлся руководителем небольшого ТСЖ «Университет» в северной части Ульяновска. Это 7 домов (426 квартир), в которых проживают по большей части сотрудники УлГТУ. Проблема назревала давно, но проявилась с выходом пресловутого 354-го Постановления Правительства, согласно которому была введена оплата общедомовых нужд, изменились нормативы потребления по горячему водоснабжению и отоплению. Заложниками этого постановления оказались управляющие компании и их руководители. Жильцам чаще всего сложно понять суть нововведений, они предполагают, что в повышении росте размера оплаты коммунальных услуг виноваты руководители управляющих компаний и ТСЖ. Работа руководителя ТСЖ стала очень нервной и я решил уйти «на покой». Я военный летчик, подполковник запаса, получаю приличную пенсию и могу себе позволить не работать. В феврале этого года я объявил о своем решении членам правления ТСЖ, предложив им выбрать нового руководителя, чтобы я мог передать ему все дела. При этом я полностью отчитался за деятельность ТСЖ в 2012 году. Однако несколько человек из числа членов правления, с которыми у меня раньше были разногласия, собрали инициативную группу, в которую вошли жильцы, в разное время «обиженные» мной – главным образом это злостные неплательщики, с которыми я судился в течение 7 лет работы в ТСЖ. Суть претензий членов инициативной группы сводилась к тому, что уходя я оставляю около 5 миллионов рублей долгов ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями. При этом в мои объяснения по поводу происхождения этих долгов вникать они не хотят, предпочитая заниматься популизмом. Очернили меня перед жильцами, рассказывая, будто это я загнал ТСЖ в долги. В ответ я потребовал проведения аудиторской проверки своей деятельности на должности руководителя ТСЖ. Аудиторская проверка за 3 года показала, что 3,8 миллиона долга это те деньги, которые не заплатили жильцы, а еще 1,2 миллиона долгов образовались из-за несовершенства закона. Например, есть собственник, который поставил в квартире счетчик на воду и платит за ГВС и ХВС согласно его показаниям, в то же время ресурсоснабжающая организация, при отсутствии общедомового прибора учета, выставляет счет на основании нормативов, которые чаще всего гораздо выше фактического потребления. В итоге разница между нормативом и реальным потреблением воды в квартирах, оборудованных счетчиками, превращается в долги, оплатить которые попросту некому. В нашем ТСЖ счетчики имеются лишь в трех домах из семи. Так и образовался долг. Аудиторская проверка показала, что никаких нарушений как руководитель ТСЖ я не допустил. Однако моя репутация из-за всех этих кривотолков была подмочена. Обидно, когда ты добросовестно работаешь, а тебя за это втаптывают в грязь.
Подобным образом развивается ситуация во всех управляющих организациях. Долги повсеместно копятся, время от времени частично погашаясь за счет бюджетных дотаций. Под шумок к управлению пытаются пройти безответственные люди. Отсутствие общедомовых приборов учета, параллельное начисление квартплаты и по нормативам и по квартирным счетчикам вносят лишнюю неразбериху в и без того проблемную жилищно-коммунальную отрасль. Повсеместная установка общедомовых приборов учета, казалось бы, призвана снять эту проблему. Логично, что разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний счетчиков квартирных поровну делится на всех жильцов и оплачивается как общедомовые нужды. Именно на это был расчет, когда вводилось пресловутое 354 постановление. Однако телегу, как это часто бывает, поставили впереди лошади – общедомовыми приборами учета оборудованы далеко не все дома, а в некоторых домах поставить счетчик и вовсе невозможно по техническим причинам. А вот в квартирах счетчики устанавливают активно. В этих домах и проявилась та проблема, которую выше описал бывший руководитель ТСЖ «Университет».
Еще одна проблема, с которой столкнулись коммунальщики – банальное воровство. Российские кулибины быстро смекнули, что если «доработать» водосчетчик магнитом, то его показания будут гораздо ниже реального потребления. Все, что таким образом воруют недобросовестные жильцы, оплачивается вскладчину – в виде ОДН. Ведь на общедомовой счетчик магнит не поставишь, а поставщик ресурсов ориентируется именно на него. Сейчас появились антимагнитные счетчики, но ведь жильцов не заставишь за свой счет менять старые приборы учета на новые. Ситуация парадоксальная: жильцы посредством магнитов воруют воду у поставщика, а поставщик в свою очередь обязывает оплатить украденную воду его соседей – добросовестных плательщиков.
Какой вывод можно сделать из всего этого? Стремясь снизить напряженность в жилищно-коммунальном хозяйстве, федеральная власть проявила крайнюю недальновидность, приняв постановление о вводе платы за ОДН до внедрения необходимой инфраструктуры (общедомовых приборов учета) и системы контроля (за воровством ресурсов). Регион поспешил ввести данное постановление в действие. А заложниками такого положения дел оказались рядовые граждане, а также, как мы увидели, самые добросовестные руководители управляющих организаций. Завязался настоящий гордиев узел. Возможность разрубить его – одна – вернуть сферу ЖКХ в централизованное управление. Реформа недоработана. И надеемся, что именно наша область станет здесь передовиком. По крайней мере политическую волю губернатора в этом направлении мы видим.