«Разговорилась как-то в поезде в Болгарии с женщиной, объясняла, что за город такой – Ульяновск. И за окнами проехал УАЗик. Вот говорю ей, их делают у нас. Мы подарили ей юбилейный рубль с Лениным, а она нам – значок»… «Во время поездки в Болгарию наши паспорта были у руководителя группы в дипломате, и он очень боялся их потерять. Вообще же свой «загран» я видела всего два раза – на границе по пути туда и обратно»…«Нам составляли характеристику. Перед поездкой было несколько собраний: знакомили с этикетом, рассказывали, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя в ресторане, например, не оттопыривать пальчик, как одеваться (скромно)»… «Доходило до того, что болгарские продавцы, завидев автобус с русской группой, чуть ли не убирали все с прилавков»… «Большой популярностью у них пользовались наши утюги, которые советские туристы туда и возили продавать. При заезде в молодежный лагерь местные первым делом нас и спросили, не привезли ли мы утюги?»… «Именно в Болгарии впервые попробовали знаменитый Schweppes (Швепс), а вот Coca-Cola не понравилась» – ульяновцы делятся впечатлениями о том, как они ездили за границу во времена СССР.
Жительница Ленинского района Ульяновска вспоминает о том, как они с мужем ездили в Болгарию в 1974 году:
Нам писали характеристики
– Мы поехали в Болгарию по молодежной линии, турпутевку покупали в бюро молодежного туризма «Спутник», которое тогда находилось на улице Энгельса. По линии комсомола можно было подешевле купить путевку до 35 лет. Но все равно на двоих вышло 720 рублей, пришлось занять у родителей. Мы ходили в райком комсомола на собеседование, могли задать и вопросы о том, кто у них глава партии, государства. Особо, конечно, не готовились, но читали газеты, смотрели новости, слушали радио, поэтому основные моменты знали. Также нам составляли характеристику. Говорили, как себя вести – что можно и чего нельзя, вести себя достойно.
Ульяновск узнали по УАЗику
У нашей группы был руководитель. Сначала мы приехали в город Горна Оряховица, где нам дали «сухой паек» и сразу повели на встречу с местной молодежью. За время путешествия мы побывали в Тырново, Сливене, Плевене, на Шипке, в Приморске и, конечно, Софии, где жили в самом центре города. Кстати, мы были в мавзолее руководителя Болгарии Георгия Димитрова (прим.автора – в честь него назван города Димитровград и улица Димитрова в Ульяновске). 30 лет назад после падения коммунистического режима в Болгарии его тело было перезахоронено, а сам мавзолей снесен: здание взорвали, а обломки разбирались на сувениры.
Было ли какое-то особое отношение к ульяновцам как к землякам Ленина? Честно говоря, не было. Разговорилась как-то в поезде в Болгарии с женщиной, объясняла, что за город такой, Ульяновск. И за окнами проехал УАЗик. Вот говорю ей, их делают у нас. Мы подарили ей юбилейный рубль с Лениным, а она нам – значок.
Утюг продали горничной
Привезли из Болгарии немного. Например, книги про Ван Гога на русском языке, у нас тогда таких книг не было, отрез кримплена, опять же потому, что у нас не имелось такового. Кстати, туда с собой везли утюг – его купили в складчину, так как нам сказали, что с этим в Болгарии проблемы. Утюг потом продали горничной. А собой туристы из нашей группы везли по бутылке водки для дружеских встреч.
Жительница Заволжского района о поездке в Болгарию и Румынию в 1981 году. Путевку она покупала также в бюро молодежного туризма «Спутник».
– Мы поехали в Болгарию, потому как больше особо и не было возможности съездить. Вообще же, для многих «заграница» начиналась с соцстран – Болгарии, Польши, затем ГДР, а вот уже в Чехословакию было съездить сложнее. Перед поездкой было несколько собраний: знакомили с этикетом, рассказывали, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя в ресторане, например, не оттопыривать пальчик, как одеваться (скромно).
Перед поездкой нам писали рекомендации – в каждой организации была так называемая «тройка» – секретарь партии, секретарь комсомола и руководитель профсоюзов. Проходили собеседование в райкоме комсомола. Накануне как раз избрали президента Франции, и нас на этом подлавливали: знали ли мы об этом. Но спрашивали всех одно и то же, так что даже те, кто не интересовался подобными темами, смогли ответить.
Первым делом – магазины
3-хнедельная путевка стоила 200 рублей. Зарплата у меня, например, была 115 рублей. Кстати, в группе из 40 человек за свой счет ехали всего человек пять, и все – работники бюджетной сферы (как самые «богатые»!), все остальные – за счет предприятий, много было из села. Многих, кстати, интересовали исключительно «шмотки», из-за чего вся группа не могла организованно сходить в музеи, ресторан – они экономили. Кто-то даже вез с собой пустые чемоданы – покупали вино, косметику, одежду. У меня такой цели не было, но все же оттуда привезла пальто, платье, покрывало. Очень понравилась Румыния: прекрасная природа, много памятников старины, да и к русским относились хорошо.
В Болгарии мы жили в молодежном лагере у моря, но были в городах, в том числе в Софии. Большинство там сразу же пошли по магазинам. Вообще, магазины – это отдельная тема. Нам и в инструктаже говорили, как себя вести в них, но на деле получалось по-другому. Доходило до того, что болгарские продавцы, завидев автобус с русской группой (нас возили в крупные магазины на окраинах), чуть ли не убирали все с прилавков. Но что интересно – большой популярностью у них пользовались наши утюги, которые советские туристы туда и возили продавать. При заезде в молодежный лагерь местные первым делом нас и спросили, не привезли ли мы утюги?
Гостиничным шампунем не пользовались
Был еще один интересный момент: ввиду дефицита туалетной бумаги у нас, она часто чудесным образом исчезала из общественных туалетов Болгарии. Так вот, они стали специально вешать ее снаружи, чтобы на нее не покушались. Но вот мыло и шампуни в гостиницах – как законный «трофей» – туристы из нашей группы увозили в качестве сувениров в Ульяновск. До сих пор где-то лежат.
А ты Кока-колу пил? (с)
Мы питались по принципу шведского стола, но за напитки платили отдельно и довольно дорого. Именно в Болгарии впервые попробовали знаменитые Schweppes (Швепс) и Coca-Cola. Pepsi мы пробовали и в Ульяновске, а вот кола нам не понравилась – «Байкал» был вкуснее.
Вспоминает жительница Ленинского района Ульяновска:
– Если в соцстраны было съездить более-менее доступно, то в другой Европе из моих ульяновских знакомых удалось в то время побывать единицам. Например, подруга ездила в Испанию – конечно, по большому блату. Приехала в полном восторге, особенно ее впечатлила коррида. После поездки она всех собрала в гости, чтобы показать слайды и поделиться впечатлениями. Помню, как знакомые ездили в Югославию и привозили оттуда мохер, который у нас был тогда в моде. Его нельзя было вывозить мотками, но советские модницы нашли выход: они вязали из него длиннющие шарфы и кофты, так как запрета на вывоз вещей не было. Для этого специально брали толстые спицы, чтобы быстро вязать, а затем, уже дома, распускать.
Я же ездила в Болгарию. Наши паспорта были у руководителя группы в дипломате, и он очень боялся их потерять. Вообще же свой «загран» я видела всего два раза – на границе по пути туда и обратно. Сейчас, конечно, молодежи сложно представить, что чаще путешествовали таким образом. А мне и знакомым моего возраста поначалу в диковинку была сама возможность самостоятельного оформления визы, покупки билетов и бронирования через интернет и поездок – куда и когда захочешь, но теперь мы быстро перестроились и радуемся возможности путешествовать просто и интересно, по собственным маршрутам. Были бы деньги.